search
main
0

Школьная библиотека

Лаборатория развития одаренности без ограничений по возрасту

В каждой школе есть своя библиотека. Если проанализировать, то система внутреннего наполнения деятельности школьных библиотек приблизительно одинакова, да и функции библиотекарей схожи: постоянное взаимодействие с книжными фондами (выдача, сбор учебников и художественных книг; заказ новых, их оприходование и распределение по стеллажам; подготовка к списанию тех учебников, срок использования которых подходит к завершению), кропотливая работа в электронной программе «Система учета учебных фондов», проведение различных тематических мероприятий, выставок. Перечислено не все, но, согласитесь, и это немало. Однако встречаются такие школы, где педагоги-библиотекари пробуют выйти за рамки своих трудоемких должностных обязанностей, и тогда появляются совершенно неожиданные результаты.

 

Например, в нашей школе уже год библиотека часто напоминает творческую лабораторию, при ней кипит работа над школьной газетой «PROжектоR»: разрабатываются вопросы к интервью с интересными людьми, придумываются и запускаются опросы для статей, темы которых выбирают сами юные журналисты, создаются и редактируются тексты; проходят занятия студии журналистики и литературного творчества «Первый текст», во время которых рождаются стихотворения, небольшие рассказы, сказки, эссе и очерки; создаются сценарии литературно-музыкальных гостиных. С недавних пор для учеников 5-11‑х классов здесь проводятся тематические занятия в рамках реализации нового проекта московского образования «Осмысленное чтение».

Одним словом, у нас в библиотеке живут теперь не только книги, но и забавные идеи, вдохновение, дружеский настрой, игры на развитие образного мышления и творчество, которым пронизаны трудоемкие школьные дни.

Важно ли это? Предполагаем, что да, ведь такой островок ярких эмоций для многих творческих детей – спасительный плот в море оценок, уроков, школьных чатов и ежедневной напряженной, но важной работы на результат.

Даже тем ребятам, которые считают себя далекими от чтения и литературного творчества, весьма интересно заглянуть на перемене туда, где происходит что-то необычное, а затем взять книгу, о которой рассказывают педагог-библиотекарь или друзья-одноклассники, и начать ее читать. Кстати, именно так у многих пробуждается интерес к чтению, а сама атмосфера библиотеки или библиотекарь, который становится для ребенка проводником в новый мир умных и добрых книг, способны стать отправной точкой к изменению личности ребенка и траектории его интеллектуального и творческого роста.

Здесь уместно вспомнить замечательный рассказ создателя компании Microsoft о том, как библиотекарь обычной школы Сиэтла миссис Бланш Кафьер смогла разглядеть в типичном интроверте и ботанике Билле, который старался ничем не выделяться среди сверстников, незаурядную и яркую личность. Миссис Кафьер помогла четверокласснику Биллу выйти за границы собственных представлений о себе, опасений и страхов, заставив его поверить в собственную уникальность и продолжить восхождение вверх. Она заметила искреннюю страсть Гейтса к чтению и всячески поощряла его к открытию новых научных и личностных горизонтов. Неравнодушный наставник-библиотекарь искренне интересовалась мнением Билла и ощущениями от каждой прочитанной книги, побуждая его делать все новые и новые открытия.

Разве догадывалась она о том, что через много лет этот застенчивый ребенок станет одним из богатейших людей мира, компьютерным магнатом, основателем корпорации Microsoft, вписавшим свое имя в мировую историю? Нет! Но она любила детей и видела в них то, что незаметно обычному глазу. Сюда бы подошло выражение «зоркость сердца», под которым я понимаю человеческое неравнодушие, интерес к людям, собственную глубину, мудрость и способность прокладывать тропинки к душам других людей.

Мне кажется, подобная формула подходит любому человеку и тем более универсальна для каждого педагога, на что и стараюсь ориентироваться.

То, что данная формула работает с детьми, понятно, а вот сможет ли она помочь в работе со взрослыми? Чтобы ответить на этот вопрос, в качестве определенного эксперимента в нашей школе №556 библиотеку было решено сделать не только площадкой развития детей и подростков, но и платформой для работы с людьми «серебряного» возраста.

Так, при ней в рамках проекта «Московское долголетие» в прошлом учебном году была открыта литературная мастерская «ПодТекст». Идея хорошая, но как ее реализовать, если ты работал раньше только с детьми? Как можно научить писать и чувствовать слово зрелых взрослых, которые не были связаны с творчеством и заглянули в мастерскую только из любопытства? А как вести себя руководителю литературной студии, если туда пришла «ученица» 82 лет и утверждает, что ранее никогда не писала ни стихотворения, ни прозу? С чего начать заниматься именно с ней и как построить правильный образовательный маршрут, заинтересовав сочинительством?

Это вызов для наставника и серьезная ответственность. И подобные вызовы возникают регулярно, например, когда узнаешь, что в твоей мастерской занимается настоящий писатель, выпускник московского Литинститута, книги которого издавались еще в СССР, а пьесы ставятся в театрах России до сих пор. Тогда начинается мелкий мандраж, возникает вопрос: «Что же я могу дать этому человеку и как заинтересую?» Ответы находятся со временем, и опять же срабатывает выведенная выше формула, а еще приходит понимание, что относиться ко взрослым нужно точно так же, как и к детям: с уважением, интересом, восхищением, пониманием, желанием помочь и абсолютной уверенностью, что у каждого все обязательно получится, нужно просто любить то, что делаешь.

А можно ли измерить результат творческой работы взрослых поэтов и писателей и понять, успешны ли они? Отвечу «да», ведь за это время начинающие литераторы не только научились сочинять, но и попробовали самые разно­образные формы творческой деятельности: были участниками литературных видеоконференций с профессионалами в области поэзии и литературы, пробовали себя в роли героев статей для газеты «Вечерняя Москва», практиковали неформальные литературные пленэры, совместные творческие экскурсии, получали заслуженные награды за выигранные творческие конкурсы в Центральном доме литераторов и даже выпустили одноименный сборник «ПодТекст», в который вошли лучшие произведения начинающих авторов.

Презентация сборника прошла в Москве, а недавно творческая инициатива поэтов и писателей «серебряного» возраста вышла за пределы столицы, сборник был презентован в Ливадийском дворце (Крым) в рамках творческой встречи руководителя литературной мастерской, членом Союза писателей РК Натальи Свитайло с литераторами Крыма.

Мудрые произведения членов литературной мастерской «ПодТекст» прозвучали и на «Белой даче» – в Доме-музее Антона Павловича Чехова, где в прекрасном тенистом саду у старого платана ялтинцы узнали о программе «Московское долголетие» и обсудили совместные планы творческого взаимодействия.

Наш сборник «ПодТекст» заканчивается цитатами участников литературной мастерской, они как раз иллюстрируют их эмоции и чувства по отношению ко всему, что говорилось выше: «Когда становишься пенсионером, то сначала страшно, как перед обрывом, – шел, шел и вдруг… Но оказалось, что можно попробовать начать с чистого листа. Нас, пенсионеров с разными судьбами и пристрастиями, уверенно повели по тропинке писательства, помогая подниматься над суетой, а с другой стороны, спускаться к себе и учиться многое понимать заново. И мы ответили искренней любовью и благодарностью за нашу счастливую взрослость! Ирина Ященко».

Подводя итог, можно отметить, что даже обычная школьная библиотека и педагог-библиотекарь при поддержке и понимании со стороны руководства способны менять траекторию привычного рабочего «полета», взмывая в просторы творчества вместе с теми, кому по пути, и превращаться в настоящую лабораторию развития одаренности без ограничений по возрасту.

С наступающим профессиональным праздником, дорогие коллеги – школьные педагоги-библиотекари, с приближающимся Международным днем школьных библиотек. Вдохновения нам, интересных книг и любопытных читателей! Будем любить литературное слово и влюблять в него тех, кто пока не осознал счастья причастности к мудрому и вечному.

Наталья СВИТАЙЛО, педагог-библиотекарь, руководитель студии литературы и журналистики «Первый текст», литературной мастерской «ПодТекст» школы №556, член Союза писателей РК, магистрант программы «Развитие детской одаренности» МГПУ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте