Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза
Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса
"Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру
Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства
Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы
Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году
24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное»
Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту
Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений
В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
Мальчик в костюме Адама, устроивший пляски на Мамаевом кургане, отчислен из вуза Учителя просят Минтруд разъяснить ситуацию с вакцинацией работников образования от коронавируса "Учитель года" Михаил Гуров получил от губернатора сертификат на квартиру Учителю русского языка выплатили денежные средства после судебного разбирательства Школьники смогут изменить выбранные для сдачи ЕГЭ предметы Открыт конкурс на получение именных стипендий в 2021/22 учебном году 24 февраля 1973 года на телеэкраны страны вышла программа «Очевидное – невероятное» Конкурс «Письмо солдату. Победа без границ!» вышел на международную орбиту Школьники из Красноармейска по ошибке съели таблетки для дезинфекции помещений В Роскачестве предупредили о новом виде телефонного мошенничества
А Вы смотрели?

Школа в эпоху перемен

Учительская газета, №35 от 1 сентября 2020. Читать номер
Автор:

Несвоевременные фильмы об учениках и учителях

Разговор о школе часто выходит за пределы оценок и экзаменов и превращается в обсуждение современных нравов. В конечном итоге отметки и баллы забудутся, а вот взаимоотношения со сверстниками и учителями, первая влюбленность и дружба останутся. Потому так интересно взглянуть на фильмы 1980‑х, особенно второй половины, когда происходило переосмысление привычных установок и взглядов, в том числе и на школу.

«Чучело» (1983)

Фильм Ролана Быкова «Чучело» не только затрагивает актуальную проблему буллинга в школе, но и подвергает критике систему коллективизма, в которой главным лозунгом становится выражение: «кто не с нами, тот против нас». Именно в такой системе ищут предателей, изменников, уклонистов и врагов. Все эти слова печально знакомы по страшной советской истории 1920-1950‑х, и хотя действие картины происходит в уже «вегетарианские» 1980‑е, подобное мировоззрение живет в детях, впитавших в себя представление, что мнение и оценка коллектива важнее собственных взглядов.

Быть как все сначала пытается и Лена Бессольцева (Кристина Орбакайте). Она приходит в новую школу в радостном настроении, улыбаясь, смеясь и стараясь понравиться новым одноклассникам, которые обзывают ее чучелом. Ей приходится сносить не только оскорбления в свой адрес, но и уничижительные выпады против ее дедушки – собирателя картин. Неудивительно, что Лена сама называет себя уродом, чучелом, предательницей, а дедушку – заплаточником, тем самым транслируя коллективное мнение одноклассников, ставя его выше собственного. При этом в свои двенадцать лет она искренне любит и восхищается Димой Сомовым (Дмитрий Егоров), ради которого готова взять вину на себя перед всем классом.

Умение уважать, а не принижать себя, быть нравственно гордой, а не высокомерной девочка обретает, когда полностью разочаровывается в Диме, видит его неспособность избавиться от давления коллектива. Он становится частью обезличенной толпы. Символичны сцены преследования Бессольцевой одноклассниками, которые превращаются в некую дьявольскую силу, стремящуюся уничтожить свою жертву, проще говоря, в инквизицию. Страшен эпизод, когда дети сжигают платье Лены, водружая на него табличку «чучело – предатель». Причем поджигает платье именно Дима, совершая таким образом настоящее предательство, а главное – сжигая собственную душу.

Характерны и образы других персонажей. Например, Мироновой по прозвищу Железная Кнопка – принципиальной девочки, не терпящей предателей; кокетки Шмаковой, которая делает все для собственной выгоды; мальчика Вальки, убежденного, что деньги решают все; конфликтующей с матерью Моти, которая мечтает уехать к отцу в Москву. Каждый из них по-настоящему индивидуален, но, объединяясь против Лены, они превращаются в стаю.

Образ дедушки Лены Николая Николаевича Бессольцева в блистательном исполнении великого Юрия Никулина отражает осколки старой, ушедшей России. Он прошел войну, но его истинный подвиг состоит в сохранении памяти об истории семьи. Дедушка помнит своих предков с ХVIII века, а были они тогда крепостными крестьянами. Портрет его бабушки Маши, на которую удивительным образом похожа Лена, выступает связующим звеном поколений. Оставляя портрет в дар школе, дедушка заставляет детей задуматься о подлинной ценности человека, которая определяется не внешностью, происхождением или верностью коллективу, а любовью к ближнему.

«Завтра была война» (1987)

Дипломная работа Юрия Кары – фильм «Завтра была война» по одноименной повести Бориса Васильева – стала одним из символов перестроечного кино, когда появилась возможность открыто говорить о табуированных темах советского прошлого, а именно о преступлениях сталинского и, шире, всего тоталитарного режима. Перед нами судьба целого поколения, уместившаяся в один предвоенный учебный год. Наивные и романтические, принципиальные и легкомысленные, эти вчерашние дети очень рано повзрослели и переосмыслили привычные убеждения. Действие картины начинается в предвоенном 1940 году. В центре – староста 9‑го «Б» класса Искра Полякова (Ирина Чериченко). В самом ее имени есть следование революционным нравам, когда детей называли в честь вождей, трудовых праздников или даже коммунистических организаций. Тем самым родители стремились подчеркнуть свою преданность партии и высокой идее социализма. Для них эти сочетания были совсем не в кавычках. Такова мама Искры, которая называет себя не иначе как товарищ Полякова. В фильме ее великолепно сыграла Нина Русланова. Она вся в прошлом, во временах Гражданской войны, когда были свои и чужие и чужих надо было убивать, причем чем больше, тем лучше. Кожанка и папироса – вот главные атрибуты товарища Поляковой. Ее девизом вполне могли бы стать страшные слова Горького: «Если враг не сдается, его уничтожают». Такой слоган полностью отражает эпоху Большого террора конца 1930‑х, когда словосочетание «враг народа» превратилось в составную часть жизни.

Юная Искра также движима идеалами комсомольского служения, но если ее мать в глубине души понимает, что революционные порывы попраны, а те, кто их отстаивал, подвергаются преследованиям, но готова с пеной у рта настаивать на величии советской власти, то ее дочь чиста и наивна. Искра искренне уверена, что если кого и сажают, то за дело. Однако история с ее школьной подругой Викой Люберецкой, отца которой, директора авиазавода Леонида Люберецкого, арестовывают и объявляют врагом народа, заставляет Искру усомниться в своих убеждениях. Человеческое в ней оказывается сильнее общественного и государственного, а идеалы дружбы – важнее директив завуча Валендры (Вера Алентова), требующей от нее организовать собрание и с позором изгнать Люберецкую из комсомола. Мириться с травлей Вики не собираются и другие ученики, за нее вступается и директор школы Николай Григорьевич Ромахин (Сергей Никоненко). Такая самоотверженность свидетельствует о том, что даже в самые суровые годы были люди, которые оставались верны ценностям гуманизма. На этом фоне трагическая судьба Вики Люберецкой выглядит как символ бесчеловечной системы, убившей эту светлую и чистую девушку, так любившую стихи Есенина.

«Дорогая Елена Сергеевна» (1988)

Действие драматического фильма Эльдара Рязанова «Дорогая Елена Сергеевна» по одноименной пьесе Людмилы Разумовской происходит совсем не в школе, а в скромной квартире учительницы Елены Сергеевны (Марина Неелова), которая живет вместе с больной матерью. Ученики 10‑го «Б» класса пришли поздравить ее с днем рождения, но их истинное намерение состоит в том, чтобы исправить плохие оценки в экзаменационных работах, которые учительница хранит дома в специальном сейфе. Именно добыть ключ от этого сейфа и становится главной целью школьников. Однако этот на первый взгляд незатейливый сюжет разрастается до серьезного размышления о ценностном противостоянии разных поколений, о непонимании старших и младших, о насилии, любви и нравственном выборе. Здесь в отличие от подавляющего большинства шедевров Рязанова практически нет юмора, зато присутствует непридуманная трагедия человеческого падения.

Ученики убеждены, что им с легкостью удастся добыть заветный ключ. Достаточно принести Елене Сергеевне цветы, сказать теплые слова, всячески расположить сердобольного педагога, и дело в шляпе. Такой ход мыслей вполне естественен ровно потому, что коррупция в школе и в конце 1980‑х была не редкостью, а в эпоху перестройки и гласности, когда снимался фильм, о таких случаях открыто писали газеты. Только взятки давались не деньгами, а подарками. Так что ребята уже с юных лет усвоили эти правила игры. Впрочем, Елена Сергеевна оказалась человеком принципиальным. Она не собирается отрекаться от высоких идеалов честности, порядочности и благородства, гордо отстаивая высокое звание истинного учителя. Более того, она пытается убедить школьников в неправильности их взглядов и внушить им неоспоримые для нее ценности. Но стороны не находят понимания.

Именно в этом непонимании и заключается главная трагедия картины. У каждого из героев своя правда, хоть порой и циничная. Например, Володя (Андрей Тихомиров) – представитель «золотой» советской молодежи, детей партийных функционеров, вполне уверенных, что хорошие связи обеспечат им безбедную жизнь. Такие люди умеют считать деньги, и на все у них есть свой расчет, в котором часто отсутствует понятие нравственных границ, а есть главенствующее правило «цель оправдывает средства». Вот почему Володя готов пойти на насилие, лишь бы добиться своего.

Его приятель Паша (Дмитрий Марь­я­нов) – юноша несколько иного склада. Он не из богатой семьи и с презрением относится к представителям старшего поколения, которых считает приспособленцами. Паша обожает рок и самозабвенно влюблен в одноклассницу Лялю (Наталья Щукина). Ее же чувства к нему не столь крепки. Она откровенно признается Елене Сергеевне, что готова с легкостью переметнуться к другому ухажеру. Не случайно Ляля обожает роман Набокова «Лолита», в 1988 году, когда происходит действие фильма, скандальную книгу еще не опубликовали в СССР, но ее текст распространялся в самиздате. Конечно, Ляля чуть старше героини Набокова, но она столь же легкомысленно относится к жизни, напрочь отрицая пуританские порядки советского общества.

Наконец, еще один из героев фильма, Витек (Федор Дунаевский), – парень совершенно несамостоятельный и следующий за остальными, любящий выпить и побуянить. Но и он воплощает горькую правду потерянности молодого поколения, на которое по-лермонтовски печально смотрит великий режиссер.

В столкновении столь разных характеров рождается подлинная драма, оставляющая после себя неутешительные думы и вечный вопрос «что делать?».

«Куколка» (1988)

В фильме Исаака Фридберга «Куколка» поднимается сразу несколько проблем, среди которых беспощадность профессионального спорта, зависть и месть подростков, а также любовь между учительницей и учеником. Главная героиня Таня Серебрякова (Светлана Засыпкина) в свои шестнадцать стала чемпионкой мира по спортивной гимнастике, но тяжелая травма не позволяет ей продолжать карьеру. Она вынуждена перейти в обычную школу и пытаться жить по общим для всех правилам, но эти правила ей чужды, и Таня бунтует против класса. Логика соревнования, цель которого – превзойти своих оппонентов, движет девочкой в отношениях со сверстниками. Характерно, что ей удается подчинить себе былого классного авторитета Шуру Пятиэтажного. Бойцовский характер и действие с позиции силы вкупе с дефицитными вещами, которые чемпионка привезла из-за границы, манят к ней все больше одноклассников. Однако это не любовь, а простой страх и зависть, и Таня осознает это. Мы видим не по годам зрелого человека, много испытавшего и прочувствовавшего, но в то же время очень одинокого. Как и ее мать, Таня не может обрести личного счастья, хотя она способна любить. Любовный треугольник между Таней, Алексеем Пановым (Дмитрий Зубарев) и учительницей Еленой Михайловной (Ирина Метлицкая) оказывается роковым для бывшей спортсменки.

Интимные отношения между учительницей и учеником были настоящим откровением для советских зрителей, которые только начали привыкать к демонстрации табуированных тем на экране. Впрочем, подобный сюжет был выбран режиссером совсем не для скандала, а для того чтобы продемонстрировать трагедию Елены Михайловны. Ее финальный монолог невозможно смотреть без слез. История о ее школьной любви к учителю физики по-настоящему трогает и заставляет совершенно по-иному взглянуть на образ этой молодой женщины, чья жизнь разбилась о социальные предрассудки.

Александр ТРЕГУБОВ


Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt