Школа спасла село
Неужели это возможно?
Я знала, что Воронеж – город с высоким научным потенциалом. Жителей в нем меньше миллиона, а вузов 14. Возможно, мне предложат посмотреть элитарные школы? Но, оказывается, вопрос вопросов для Рогачева, его головная боль – малочисленная сельская школа. Самая обычная, рядовая. Та, о которой нечасто и услышишь.
– Я сам учился в такой школе, – посмотрел поверх очков Рогачев. – Учитель одновременно вел занятия с несколькими классами. Было это много лет тому назад. Но и сейчас таких школ в области – 374, средних, начальных, основных.
Кстати, Воронежская область – статистически средняя по России во многих отношениях, а прежде всего по количеству и удельному весу маленьких школ. Но почему именно здесь задумались над проблемами <>?
Революционное постановление
Несколько лет назад, к примеру, в Хохольском районе Петинская неполная школа начала катастрофически терять учеников. Тогда решили назначить нового, энергичного директора. В этом селе в прошлом веке жил замечательный педагог Николай Федорович Бунаков. Он открыл школу, театр для крестьян и детей, выпустил учебники. Вот и решили создать музей его имени. Пока собирали экспонаты, изучали деятельность подвижника, поняли, какой должна стать сельская школа. Самобытной. Надо идти от своих корней, вернее произрастать.
Показательный пример. Он и заставил задуматься: <> Опросы в педагогических коллективах показали, что учителя предпочитают заниматься все-таки с классами, в которых хотя бы по 15-20 человек. Не так просто учить двух-трех ребят.
Первый шаг такой – отказались от привычного сочетания класс-комплект. 1 марта 1993 года глава администрации Воронежской области принял постановление <>. Можно сказать, революционное постановление. Что это дало? Учитель был избавлен от необходимости обучать чему-нибудь и как-нибудь. Однако он по-прежнему ведет три-четыре предмета. Иначе нельзя, должен быть <>. А пока таких профессионалов институты не выпускают. Правда, в Воронежском педуниверситете уже готовят учителей биологии-географии, истории – методики воспитательной работы, а в Госуниверситете – истории – иностранного языка. Но этого явно недостаточно. Поэтому решено на базе педвуза открыть отделение, готовящее учителей-предметников для малочисленных школ, и новую специальность – руководитель учебно-воспитательного процесса в малочисленной школе. Но это все на перспективу, выпускники придут в школу завтра. А как работать сегодня? На этот вопрос пытались ответить на научно-практической конференции по проблемам малочисленных школ. Тогда же обозначили трех китов, на которых должна держаться малочисленная школа. Хорошая материальная база, подготовленные кадры, особые формы организации образовательного процесса и управления этой школой.
В планах работы всех районных отделов по образованию выделен теперь особый раздел. Он называется <>. Определено, что к ним относятся средние школы с количеством детей до ста человек, основные – до восьмидесяти, начальные – до пятнадцати. Обозначили в районах опорные школы, при них создали кафедры по циклам изучаемых предметов, которые помогают директорам, учителям малочисленных школ в их работе. Удалось привлечь внимание глав районных администраций к проблемам малочисленных школ.
Следует отдать должное специалистам областного института повышения квалификации работников образования, возглавляет который Нэлли Андреевна Морозова. Именно они взялись за переподготовку педагогов. Разработаны учебные программы, спецкурсы, семинары по теории управления, искусству общения, методике преподавания в маленьких школах. Создана специальная лаборатория по проблемам этих учебных заведений.
ТУР – технология
Все успешно работающие малочисленные школы в чем-то похожи друг на друга. Во-первых, нетрадиционное, отличное от общепринятого построение учебного процесса, во-вторых, опора на индивидуализацию обучения. В-третьих, особые формы воспитательной работы. К примеру, в Новотроицкой школе Таловского района создан детский парламент. Из каждого класса выдвинут депутат, который представляет интересы ребят в школьном парламенте. Председатель парламента является дублером директора школы, а члены парламента входят в педагогические советы, на которых они защищают интересы ребят. Принята и работает декларация для учеников, учителей, родителей. Кто знает, может, здесь готовят будущих государственных мужей.
Родственные, но разные
Разнообразие творческих приемов отличает малочисленные школы. Кого готовят эти школы? Каких ребят выпускают в жизнь?
Земледельцы
По совместному решению совета школы и администрации установлен определенный распорядок дня. Уроки проводятся по сорок минут. После трех – обязательная физкультурная пауза. Ежедневно на большой перемене собираются ребята на музыкальный, поэтический час. В просторном холле стоит пианино. Удивительно, что снаружи здание обычное типовое, а внутри – особое царство уюта. Классные помещения разделены на две части. <>. Вторая часть помещения – это лаборатория учителя. Наглядные пособия, таблицы, приборы. Везде идеальный порядок. Все устроено удобно, рационально и красиво, как положено у рачительных хозяев. На втором этаже расположен школьный музей.
Исследователи
– Это работы нашего ветерана. Он подарил их школе, – говорит директор Клавдия Борисовна Сапрыкина. – Нравятся? Нам тоже.
Даже в оформлении школы – своя изюминка. А Левашовская интересна еще и тем, что учителя осваивают ТУР-технологию.
– В принципе благодаря ей решена проблема тройки, – рассказывает Клавдия Борисовна. – Даже самые слабые ученики работают, иначе нельзя. Работа по уровням помогает снижать эмоциональную перегрузку детей, ликвидировать пробелы в знаниях. Ведь материал дается блоками, и при этом его можно изучить самостоятельно. Конечно, мы еще только используем элементы ТУР-технологии, но результатами довольны.
Наталья Николаевна Алипатова на своих уроках русского языка и литературы сумела создать такую обстановку, что напряженно трудится каждый.
– Вы делите ребят на группы по уровню прохождения материала, – спрашиваю я. – Не обижаете ли их этим?
– Наоборот, – возражает Наталья Николаевна. – Если ученик получает задание по силам, у него развивается стремление к учебе. Мы унижали ученика тем, что заставляли его равняться на других. Теперь он сам выбирает уровень. Вот мы, к примеру, изучаем жизнь и творчество Пушкина. Для сильного ученика обязательно знание дополнительной литературы, умение делать литературоведческий анализ стихотворений, а слабый будет рассказывать все по плану и читать наизусть стихи. Но ничто не мешает ему перейти на сильный уровень. Знаете, что интересно? В конце года обычно спрашиваю: <> И обязательно кто-то скажет: <>
Сказочники
Во-вторых, здесь замечательно слаженный коллектив.
Из 18 учителей десять – выпускники этой же школы. В-третьих, кружков по интересам так много, что может позавидовать любой Дом творчества. Говорят, что талант – это способность сохранять детство. В этой школе и взрослые, и дети щедро талантливы.
На уроках русского языка у Зинаиды Михайловны Желнинской все темы изучаются с помощью сказок. Пишут сказки и на уроках ботаники, биологии у Любови Александровны Уразовой. Почему именно сказки? Потому что в них всегда есть <>. Вот как точно выразила это Вощинская Светлана. <>.
Что еще добавить. Школе уже пятьдесят лет. 27-й год возглавляет ее Анастасия Митрофановна Матвиенко. Каждый четвертый выпускник школы – медалист.
Три школы в одном районе. Самые лучшие? Вовсе нет. Сравнивать друг с другом нельзя. Равняться можно только на себя. Юрий Владимирович Мещеряков, заведующий Аннинским отделом образования, все сокрушался, что не попали в Мосоловскую школу, на осенний марафон, в Круглоподолинскую, где уже все предметы ведутся по ТУР-технологии.
Малочисленные сельские школы обретают второе дыхание. Есть взаимосвязь в том, что в области набирает силу и фермерское движение. По разным причинам идет приток жителей в села. (За три года, к примеру, прибыло более 30 тысяч переселенцев).
Надежда ТУМОВА
Воронежская область
Чем заканчиваются расследования <>
Чем заканчиваются расследования <>
В одном из номеров <> был опубликован материал <>. Напомним: речь шла о том, как 434-ю московскую школу 15 лет назад переселили из аварийного здания в принадлежавшее другой школе и пообещали, что вернут обратно, когда на старом месте будет выстроено новое здание. Школа прожила все эти годы с верой и мечтой о том, что все данные некогда обещания сбудутся. Новая школа была построена, однако те, кто обещания эти давал, продемонстрировали ныне управленческий склероз: ничего-де не было, никто ничего не обещал. Позицию забывчивых поддержали префектура Восточного округа, супрефектура муниципального округа <>, совет директоров муниципального округа под председательством И.Шахуриной. По решению этого совета коллегия Восточного учебного округа приняла решение о создании в школе-новостройке, выстроенной на средства префектуры, адаптивной школы, а начальник управления В.Антипов подписал приказ о назначении нового директора. Сменившая В.Антипова на посту начальника В.Морозова оказалась заложницей непродуманного решения, а ее многочисленные сотрудники, оказавшись в плену <> амбиций, не помогли руководителю обьективно оценить ситуацию, разобраться в ее хитросплетениях. В странной ситуации оказался при этом и Московский департамент образования. Ведь это ему решать по закону, какой быть школе, какой профиль ей иметь, как развиваться. Однако окружное управление не посчитало возможным проинформировать руководство департамента о принятых им решениях, поэтому на вопросы корреспондента <> первый заместитель руководителя департамента Л.Курнешова точной информации дать не смогла. Но зато считал себя вправе делать любые шаги коллектив 434-й школы.
Обратившись в <>, к мэру Москвы Ю.М.Лужкову, учителя и поддержавшие их родители стояли на своем: обещанное переселение должно состояться. Этого требуют традиции, этого требует справедливость. Существенным и важным было обращение педагогов и родителей к вернувшейся из очередного отпуска председателю Департамента образования Л.Кезиной. Это она пятнадцать лет назад, будучи секретарем Первомайского райисполкома, переселяла 434-ю школу, обещала ей переезд. К счастью, в отличие от многих других, Любовь Петровна продемонстрировала прекрасную память и приложила максимум усилий, чтобы разрешить ситуацию в пользу педагогического коллектива. По ее совету начальник учебного управления В.Морозова отменила изданные ее предшественником приказы как ошибочные, побывала в школе, составила собственное мнение о конфликте, в который к тому времени были уже вовлечены многие организации и педагоги. К чести начальника управления, ей хватило чести, мужества и смелости для того, чтобы, как бы отступив назад, искать оптимальное решение.
В Департаменте образования состоялось заседание под руководством Л.Кезиной, в котором приняли участие педагоги 434-й школы. Разговор был жестким, трудным, но самое главное, наконец, педагогов 434-й выслушали и их мнение учли, принимая решение.
А решение таково: перевести из нынешнего здания в новое всех тех педагогов 434-й, которые работали в этой школе до переезда, и всех тех детей, которые проживают в микрорайоне, прилегающем к новостройке; дать школе-новостройке номер <>; поручить В.Морозовой и новому директору 434-й школы сформировать коллектив детей и педагогов для обучения и работы в школе-новостройке, назначить директоров в те школы, которые разместятся в новом и старом зданиях; перевести в старое здание 434-й школы, которое та занимала пятнадцать лет, общеобразовательную вечернюю сменную 77-ю школу, решить, какой будет профиль школы, создаваемой в этом здании.
Решение достаточно неожиданное для всех: и для тех, кто не верил в возможность разрешения конфликта, и для тех, кто считал, что надо подавить волю коллектива 434-й волевыми приказами, и для тех, кто считал: новые времена, новые обстоятельства, новые решения и никаких традиций, никаких воспоминаний о прошедшем времени.
Решение достаточно справедливое: теперь те, кто радел о традициях школы, ее музее, ветеранах, которые уходили на фронт из здания школы и до сих пор проводят там вечера встречи, имеют возможность эти традиции развивать.
Решение достаточно педагогичное: дети, обучающиеся в 434-й и хорошо осведомленные о происходящем конфликте, поймут: у нас есть власть, которая обещания на ветер не бросает.
Виктория МОЛОДЦОВА
Комментарии