search
main
0

Школа – правовое пространство. Готовятся к разным поворотам жизни

Представьте себе тепличное растение, пересаженное на обычную поляну, открытую ветрам, ливням, засухам, со скудной почвой, или же человека, впервые севшего за руль автомобиля, ринувшегося в поток многорядной магистрали. И в том, и в другом случае враждебная, агрессивная среда поставит и растение, и автомобилиста на грань выживания. Возможно, краски несколько сгущены для того, чтобы провести параллель между этими двумя примерами и выпускником школы, оказавшимся в водовороте нашей современной жизни. Подобным испытаниям подвергаются молодые люди, вышедшие из школ, если им только даются знания, если их не знакомят с сегодняшними общественными и бытовыми проблемами, если их не учат моделировать и решать ситуации, с которыми придется сталкиваться во взрослой жизни. Все это понимают многие наши педагоги, руководители учительских коллективов, но, к сожалению, далеко не все.

Будучи в знаменитом Кинель-Черкасском районе Самарской области, я с удовлетворением наблюдала, как умело местные педагоги готовят ребят к практической жизни и тем самым помогают им, по возможности, плавно, безболезненно прижиться в современных условиях. Сергей Юрьевич Полищук – директор Кинель-Черкасской школы №2, учителя истории, преподаватели граждановедения Маликан Бухарибекова, Александр Колыванов в основном спокойны за своих питомцев, кончающих одиннадцать классов, потому что за время учебы они привыкают к самостоятельным шагам, поступкам, действиям в ситуациях, не только смоделированных по образу и подобию настоящей жизни, но и в самой ее реальности.

Знания об обществе и о действиях человека в нем дети получают на уроках общественных дисциплин, где учителя успешно используют курсы «Мой выбор», «Живое право». Насыщенные интерактивными методами, эти занятия помогают подросткам осознать, что они могут и должны во всех проявлениях жизни действовать самостоятельно и всегда лично отвечать за принятые решения. Не ведомые взрослыми, а лишь побуждаемые ими ребята пробуют действовать, решать практические задачи, учатся преодолевать трудности. Сначала, естественно, решают простые задачи, затем более серьезные проблемы. Они привыкают к свободе выбора между различными побуждениями.

Эту школу можно с полным основанием считать общественно активной. Эта активность начинается сначала в классе, продолжается в школе и затем выходит за ее пределы. И здесь, в родном селе, центре Кинель-Черкасского района, ученики участвуют в совместных акциях со взрослыми. Вместе с родителями, общественностью села они пытаются улучшить окружающий их мир, разрабатывают проекты по благоустройству и реализуют их.

Несколько лет назад не только дальние улицы Кинель-Черкас, но и центральные были, мягко говоря, малопривлекательными для глаза, имели запущенный вид. За десять последних лет население села стало довольно пассивным и равнодушным к тому, что окружает человека, что находится за пределами его дома, его сиюминутных потребностей. И вот за дело взялись девочки и мальчики школы №2 (площадь и центральные улицы – это их микрорайон). Сначала разработали социальный проект по благоустройству. Он был одобрен и поддержан и администрацией школы, и администрацией района, и прежде всего главой администрации Кинель-Черкасского района Виктором Альтерготом, благодаря его содействию была оказана и материальная, и техническая помощь. Очищенные от мусора улицы и тротуары были заасфальтированы. А в самом центре Черкас ребята заложили стометровую клумбу, которая стала своего рода достопримечательностью. И надо заметить, что ни взрослые, ни дети за весь сезон даже и не пытаются сорвать ни одного цветка. Все знают, что эту красоту создавали дети, и бережно относятся ко всем клумбам и газонам, парковым аллеям. Это как раз тот случай, когда дети воспитывают взрослых. Видя, с какой любовью и заботой подростки украшают свое село, и взрослые не остаются сторонними наблюдателями, включаются в благоустройство улиц. Апатия их исчезла, равнодушие тоже. Жители Черкас поняли, что многое зависит от них самих, а не только от властей, местных, областных, федеральных.

Прошлым летом ребята из школы №2 оборудовали спортивную площадку на территории Зеленковской школы. В эту орбиту по украшению и благоустройству центрального села и прилегающих к нему небольших деревень подключаются все новые и новые участники. Это коммерсанты, бизнесмены, фермеры. Они покупают спортивное оборудование, помогли создать досуговый центр.

Постепенно изменились взаимоотношения на уровне «учитель – ученик». Конечно, сначала на уроках граждановедения и обществоведения ученики стали свободно высказывать свое мнение, спорить друг с другом, с учителями, отстаивать свои взгляды на различные проблемы, и только затем далеко не сразу стали прислушиваться к мнению ребят и учителя других дисциплин. Вся школа все больше становится территорией правовых отношений между всеми участниками учебного процесса. Введено инициированное снизу самоуправление, которое год от года совершенствуется.

Подростки выбрали свой парламент, президента. Но сначала это походило на игру в чистом виде. Президент оказался декоративной фигурой, потому что ни он, ни президентский совет не могли влиять на принятие того или иного решения педагогического совета, не могли активно вмешиваться в школьную жизнь, чтобы сделать ее более уютной, доброй и интересной.

Надо что-то менять, решили ребята и пришли к Сергею Юрьевичу с уже продуманными предложениями. И тот не отмахнулся, не попытался поставить детей на место, подчеркнув, что управляют школой только администрация и педсовет, как это нередко бывает в других школах. Сергей Юрьевич отнесся к просьбе ребят очень серьезно. И скоро в уставе школы появился пункт о праве решающего голоса органа ученического самоуправления на педагогических советах. И надо сказать, после этого быстро начала расти активность учеников. Они становились серьезнее, взрослее, ответственнее. Появилось немало интересных начинаний, которые предложили сами подростки. Улучшилась дисциплина. Поднялась успеваемость.

Конечно, во взаимоотношениях учителей и учеников, а также между самими ребятами не все складывалось гладко. И тогда у них появилась идея ввести в школе должность уполномоченного по правам человека. Они пришли к Сергею Юрьевичу и положили ему на стол свой проект. Директор школы внимательно прочитал и сказал: «Документ такой важности должен быть хорошо продуман и детально разработан, а этот я нахожу сырым и несколько поверхностным. Но мне понравилась сама идея, очень похвально, что вы думаете о том, как сделать так, чтобы в школе соблюдались права всех».

С недавнего времени в школе появилась хорошая традиция проводить научно-практические конференции, к которым готовятся все. Ребята пишут рефераты по всем предметам, но больше всего по обществознанию. Бывает, что несколько работ посвящается одной и той же теме. И тем не менее все они отличаются друг от друга, потому что у каждого автора своя позиция, свой взгляд на проблему. Если четыре года назад на первой такой конференции было всего четырнадцать работ, отобранных для выставки, то на следующий их было уже 44, а в прошлом уже 70 только лучших, а всего написано около 200. Научная конференция в этой школе – это своеобразный праздник юных интеллектуалов, исследователей, который длится с утра до вечера. Активность ребят поражает. Кстати, здесь бывают представлены не только научные проекты, но и художественные.

Теперь, пожалуй, в школе не осталось или, вернее, почти не осталось ни одного ученика, которого не привлекли какая-либо идея, какое-либо действие, предлагаемое инициативной группой ребят или одним учеником. В школе, как в любой демократической ребячьей республике, есть свои средства массовой информации, есть они и здесь. Скажем, в школьной газете участвуют около 300 учеников, из них 35-40 постоянно.

Общественные дела преобразуют детей, изменяют, обогащают их внутренний мир. Замкнутые становятся более открытыми и общительными. Неуверенные уверенными. Алла Харина была тихой, незаметной и потому, наверное, несколько угловатой девочкой. Ничем не интересовалась. И вот однажды ей пришлось участвовать в школьной телепередаче. Ей самой понравилось, к тому же ее похвалили. Она увлеклась телевидением. Прошло совсем немного времени, и Алла стала незаменимой телеведущей. Она даже у самого Ефима Яковлевича Когана – руководителя Самарского областного образования – смело и решительно попросила дать интервью. И хотя тот торопился уехать, все же согласился. И учителя увидели совсем другую Аллу, раскованную, уверенную и обаятельную.

Ребята активно занимаются социальными исследованиями. В частности отслеживают тенденцию роста избирательной активности жителей Черкас. Все эти дела заставили подростков по-новому взглянуть на собственную роль в общественной жизни села и района. Они поняли, что демократия предполагает личное участие всех и каждого в больших и малых делах.

В этой и других школах Кинель-Черкас не только дают основательные знания (их выпускники поступают в престижные вузы Самары и столицы), но и самое главное – воспитывают активных, деятельных граждан. Этому последнему обстоятельству придается особое значение. Потому-то к 11-му классу подростки в большинстве своем знают, что хотели бы делать после окончания школы. Они готовы к разным поворотам судьбы, уверены, что от них зависит очень многое, и хотят активно влиять на жизнь общества.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте