search
main
0

Школа, открытая для всех. Опыт инклюзии: как сохранить гибкость образовательного процесса

​Согласно Конституции РФ и Закону «Об образовании в РФ» дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению Центральной психолого-медико-педагогической комиссии обязаны принимать обучающихся с особыми образовательными потребностями, обеспечивая возможность получения ими образования.

Еще сравнительно недавно проблемы обучения детей с ОВЗ полностью ложились на плечи родителей особенных детей. Все зависело только от их сил, целеустремленности и желания добиться результата. Например, было принято считать, что дети с задержкой психического развития, умственно отсталые дети не могут находиться в одной социальной среде с нормативными детьми. А уж что говорить про детей-аутистов и детей с синдромом Дауна! Рождение «солнечного ребенка» считалось едва ли не приговором. Многие мамы таких детей, столкнувшиеся с этой проблемой в 1990‑х – начале 2000‑х, признаются, что детей трудно было оформить не то что в обычную, но и в коррекционную школу.Сегодня п. 3 ст. 79 Закона «Об образовании в РФ» подробно разъясняет, какие условия должны быть созданы для детей с ОВЗ: от использования специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания до организации доступа в школьное здание и обеспечения других условий, «без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». В п. 4 той же статьи уточняется, что образование таких детей может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах – в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми.Инклюзивное, или включающее, образование предполагает, что все дети, независимо от своих физических, интеллектуальных или иных особенностей, вовлекаются в общую систему образования и обучаются со своими сверстниками по месту жительства.Инклюзия с довериемВ настоящее время в школе №1159 реализуется модель инклюзивного образования, представленная целым комплексом ресурсов. Это проект «Ресурсная школа», социально-психолого-педагогическая служба, тьюторская служба сопровождения, психолого-педагогический консилиум, ресурсные классы, инклюзивные группы, группа кратковременного пребывания, группы коррекционно-развивающего обучения. Оснащенность школы этими ресурсами дает возможность предоставлять вариативные образовательные услуги, а также оказывать многопрофильную помощь семьям всех детей от 2 до 18 лет.В нашей школе уже несколько лет дети разных образовательных потребностей учатся жить вместе – формируется среда, в которой стираются психологические границы между здоровыми обучающимися и ребятами с ограниченными возможностями здоровья. Ведь часто сложности адаптации детей с ОВЗ в условиях инклюзии связаны не столько с медицинскими проблемами, сколько с социально-психологическими барьерами.В нашей школе была проведена большая работа – как организационная, так и методическая. Работа комплекса строится по командному принципу, обеспечивающему сотрудничество учителей различного профиля и обучающихся – не только на уроках, но и в неформальной обстановке (например, в игре), когда ребенок становится равным партнером, проявляет творческие инициативы.Важным условием сохранения и развития инклюзивной модели в школе нам видится ориентация не только на обучение и воспитание детей, но на сопровождение семьи каждого учащегося как целостной системы. Наблюдая работу психолога, логопеда, дефектолога, родители, со своей стороны, знакомятся с приемами эффективного познавательного, речевого, личностного развития. Так формируется система единства требований по отношению к ученику.В образовательной практике стандартизация учебных требований и методов работы нередко приводят к «выбраковыванию» детей, которые становятся крайне неудобными для педагога, «мешают» образовательному процессу. Психологически они как бы исключаются из общей системы – их обучение и воспитание сводится к присутствию в коллективе. Наша задача – включать всех детей, а особенно детей с особыми образовательными потребностями, в микросоциум группы или класса. Причем для обучения детей с ОВЗ отбираются такие методы, которые наиболее подходят конкретному ребенку. Эта гибкая система, учитывающая потребности всех детей, не только с проблемами развития, так как абсолютно все обучающиеся – индивидуумы с разными особенностями и потребностями в обучении.Модели инклюзивного образованияВместе с понятием «инклюзивное образование» педагогический лексикон обогатился термином «ресурсный класс». Такой класс, обладающий всеми необходимыми кадровыми и материально-техническими ресурсами: специалистами, методиками, оборудованием, создан для детей с ОВЗ и в стенах нашей школы.В настоящее время в учреждении отрабатывается три модели инклюзивного образования:1) ребенок с ОВЗ учится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов;2) ребенок с ОВЗ обучается в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, изо, физкультура, технология, окружающий мир); также эти дети участвуют во внешкольных мероприятиях, в экскурсионных совместных поездках;3) ребенок с ОВЗ учится только в ресурсном классе, но при положительной динамике для него сохраняется возможность выбора инклюзивных форм обучения.Есть несколько критериев, по которым можно судить, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие – на 60%, то есть могут посещать занятия лишь по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, изо), остальные дисциплины изучаются индивидуально.Учебная деятельность учащихся с ограниченными возможностями здоровья, как правило, имеет общие закономерности – формирование учебных навыков протекает с задержкой и отличается некоторым своеобразием, что успешно корректируется в процессе специально организованного обучения. Поэтому специалисты нашего образовательного комплекса, опираясь на результаты данных психодиагностики, динамического наблюдения, разрабатывают рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка с ОВЗ с целью его максимальной социализации и адаптации в условиях инклюзивного обучения.Кроме того, для каждого ученика, имеющего особые образовательные потребности, наши специалисты составляют индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальную учебную программу. Ведется мониторинг психолого-педагогического сопровождения, разработан алгоритм организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы психолого-педагогического консилиума.Школьный психолого-педагогический консилиум действует на основании соответствующего положения и приказа директора. Это систематически действующее внутришкольное подразделение с постоянным составом участников, наделенное правом контролировать учебный процесс и давать педагогические рекомендации. В рамках работы консилиума осуществляется планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения учащихся с ОВЗ, ученических групп и целых учебных параллелей. Также в обязанности членов ППК входит разработка нормативно-правовой документации, которая позволяет четко и слаженно работать в единой системе российского законодательства.Накопленный опыт практической деятельности и коррекционно-развивающая работа в области инклюзивного образования транслировались нашей школой не только в рамках МСД, округа, города, но и на уровне Московского международного салона образования-2018, Московского международного форума «Город образования»-2018, где наши специалисты принимали участие в работе тематических секций и проводили мастер-классы.Анна КИСЕЛЕВА, руководитель проекта «Ресурсная школа» школы №1159;Эдита БАРБАРЯН, педагог-психолог школы №1159

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте