search
main
0

Школа – не «промежуточная станция» в жизни человека. Александр ФИЛИПЕНКО, губернатор Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Образование является одним из приоритетных направлений в формировании здорового, сильного, открытого и стабильного общества. Именно поэтому власть как гарант стабильности и поступательного развития общества обращает все более пристальное внимание на те аспекты образования, которые требуют развития и всесторонней поддержки. Не углубляясь в технологию организации процесса образования и обучения подрастающего поколения, хочу обратить внимание на те общие социально значимые тенденции, которые должны стать ориентирами в развитии современной школы в нашем регионе, а может быть, и в Российской Федерации в целом.

Не создав условий для формирования эффективной, отвечающей современным вызовам системы образования, мы не создадим базиса, позволяющего округу поступательно развиваться, с уверенностью глядя в будущее.

Рассматривая целевые установки для системы образования, необходимо смотреть на задачи, стоящие перед системой образования, и на результаты ее деятельности значительно шире, определив, какой выпускник нам нужен, носителем какой гражданской позиции он станет, какими нравственными, социальными и профессиональными качествами он будет обладать, какой набор компетенций освоит.

Попробую сформулировать те проблемы и противоречия, которые уже осознаны обществом и государством сейчас, посмотреть, как они реализуются у нас в округе, а также попытаюсь сформулировать те из них, которых в настоящее время еще не коснулась существующая система модернизации образования, то есть перспективные направления.

Основные противоречия в целях современной системы образования

Современная мировая практика трансформации подходов к системе образования показывает, что образование в широком смысле имеет достаточно противоречивые целевые установки. Дело здесь не только в том социальном заказе, который сложно выявить и формализовать. Заказчиками системы образования выступают и общество, и государство, и родители, и личность – причем, и это не секрет, эти целевые установки зачастую противоречат друг другу. В этом отношении вся история школы была направлена на то, чтобы в рамках системы образования создать достаточный веер возможностей, которые бы удовлетворяли различные запросы.

Я хочу обратить внимание на другое – на противоречивость основополагающих базовых целей, необходимость поиска баланса между которыми постоянно ставит систему образования целиком под огонь критики с различных сторон.

Мы говорим о необходимости воспитать независимых и самостоятельных людей, то есть об индивидуальности и индивидуализме, говорим о воспитании силы и уверенности, необходимых для того, чтобы выстоять в одиночку, действовать наперекор всему, не сдаваться и не склоняться перед мнением других, но, с другой стороны, понимаем необходимость сформировать умение действовать и работать в коллективе, в группе. Советская школа была сильна этим компонентом, но время идет, а противоречие остается.

Важнейшее противоречие заключается в том, что школа должна передать молодежи солидный объем знаний, создать условия для формирования доверия и использования достоверных знаний, стандартной аргументации, а с другой стороны, необходимо стимулировать потребность в новых знаниях, развивать способность искать и использовать нестандартные решения, подвергать сомнению устаревшие стереотипы.

Для многонационального округа, в котором проживают коренные малочисленные народы Севера, особенно важно нахождение баланса между тем, чтобы передать знания и научить заботиться о собственном национальном наследии и своих национальных традициях, сохраняя их своеобразие и отличительные свойства, а с другой стороны, научить продуктивно взаимодействовать с другими культурами.

Мы много говорим о молодежной культуре, и нам действительно нужно предоставить свободу развитию детской культуры и молодежному стилю жизни, поскольку в этом отношении молодежь является ресурсом развития, но при этом нам нужно научить молодежь нести свою долю ответственности, понимать, принимать и разделять необходимые ограничения.

Конечно, я назвал только часть этих противоречий, но уже из сказанного видно, насколько это важно. Поэтому у меня есть все основания говорить о том, что, осознавая имеющиеся противоречия, нам необходимо искать их решения, находить компромиссы таким образом, чтобы максимально соответствовать вызовам сегодняшнего дня.

Обеспечение стратегической целостности в реформировании образования

На нынешнем этапе система образования все же не успевает за быстрыми изменениями социальной, экономической и политической жизни страны, несмотря на форсированное развитие отдельных ее элементов. Практика показывает, что проведение отдельных изменений, не объединенных комплексно, разнонаправленность реформ, их несоответствие по глубине и времени реализации ведут не к гармонии и совершенствованию, а к усилению внутреннего напряжения в системе и к «преждевременному износу» отдельных ее элементов. В округе принят закон о государственно-общественном управлении в общем образовании, это хороший и современный закон, однако для того чтобы он начал действовать в полной мере, необходим целый ряд организационно-экономических изменений, таких как введение новой системы оплаты труда, доведение нормативного подушевого финансирования до образовательных учреждений, ряд мер по усилению самостоятельности руководителя образовательного учреждения, то есть необходимо создать то поле, на котором общественность сможет реализовать свои возможности в управлении школой.

Если говорить о федеральном комплексном проекте развития региональных систем образования, то, на мой взгляд, здесь другая опасность – попытка одномоментно провести ряд важнейших организационных изменений, эффективная реализация которых возможна только в рамках выстроенной временной логики.

Изменение отношения к учебе, наполнение учебы новым смыслом

К сожалению, несмотря на все заявления и декларации, сделанные в рамках предыдущих этапов реформирования и модернизации образования, школа остается массовым производством, которое не учитывает индивидуальные запросы личности, потребности человека. В последнее время само понятие учеба иногда деформируется в понятие неинтересной и скучной деятельности. Особенно это проявляется на средней ступени общего образования.

Определенные меры в этом направлении в окружной системе образования предпринимаются. Если говорить об общем образовании, то это введение профильного обучения, новых учебных планов для образовательных учреждений, введение новых современных технологий обучения, проектных методов работы, построение обучения с использованием современной материальной базы и на основе современных информационно-коммуникационных технологий. Но этого совершенно недостаточно.

Качественные изменения должны произойти в отношении к учебе как со стороны учеников, так и стороны педагогов. Такие изменения могут произойти лишь в том случае, если во многом изменится сама школа, если она из места, где дают знания, превратится в организатора детской жизни, обеспечив при этом современное обучение, гражданское воспитание, всестороннее развитие.

Абсолютно неправильно рассматривать школу как «промежуточную станцию» в жизни человека. Она представляет собой общество в миниатюре, наделенное основными чертами общества, расположенного вокруг нее. Школа является носителем культуры знаний и культуры общения и должна быть открытой для внешнего мира, но вместе с тем она должна создавать противовес негативным вызовам внешнего мира. Она должна защищать ценность детства и молодости и одновременно представлять собой альтернативу негативным проявлениям молодежного андеграунда. На школе лежит центральная ответственность за создание положительной социальной среды для подрастающего поколения.

Очень часто мы оставляем школу один на один в решении и педагогических, и социальных, и экономических проблем, но, как известно, один в поле не воин. Проблемы школы должны быть осознаны и решаться как самой системой образования, так и всем социокультурным окружением, работниками всех сфер управления, законодательной властью, бизнесом и работодателями. Каждая структура, в той или иной мере ответственная за детей, должна в полной мере осознавать свою миссию и свое место в общей системе работы с детьми в округе, будь то учреждение культуры, здравоохранения, молодежной политики или спорта. Пока про межведомственное взаимодействие можно сказать, что это тонкое место, здесь и рвется.

Давая теоретические, фундаментальные знания о современном мире, образование должно обеспечить ученику возможность овладения разнообразными компетенциями, в основе которых способность самостоятельно решать практические задачи в изменяющейся профессиональной, социальной, экономической и политической жизни. Образовательный процесс – это не только передача знаний. В результате обучения ученики должны приобрести определенный уровень компетенции, который даст им возможность овладевать новыми знаниями.

Основной критерий – насколько дети могут самостоятельно решать проблемы, возникающие в различных жизненных ситуациях.

Педагогическая система должна быть достаточно широкой и предоставлять преподавателю возможность работать с учениками, имеющими различные способности и ритм развития. Преподаватель должен умело пользоваться различиями в способностях учеников, неординарностью всего класса, понимая, что это ресурс как всеобщего и многостороннего развития, так и воспитания. Хорошая образовательная система должна обеспечить возможность совершенствоваться для всех. Возможности, которые имеются для индивидуализации процесса обучения в рамках одного образовательного учреждения, во многом исчерпаны, но у нас есть ресурс, который мы пока используем очень слабо. Я имею в виду организацию профильного обучения на уровне сетевого взаимодействия образовательных учреждений, развитие их специализации. В рамках одного образовательного учреждения невозможно создать полный набор профилей для обучения и тем более достаточно эффективно их реализовать. С экономической точки зрения здесь тоже существенные ресурсы, наверное, нет смысла в каждой школе иметь современные лабораторные комплексы по всем предметам, здесь нужна организация взаимодействия, реализация совместных программ.

Еще одним очень важным в современном мире аспектом развития системы образования должна стать ее открытость, доступность и привлекательность для человека любого возраста. Не секрет, что в современном мире профессионалом может считаться только тот специалист, который получает дополнительное образование не реже, чем раз в три-четыре года. В соответствии с этим нам необходимо стремиться к тому, чтобы изменения в системе образования округа сделали ее открытой для человека любого возраста, такая система должна удовлетворять любые образовательные потребности и обеспечивать каждому человеку на протяжении всей его жизни возможность получать необходимые знания и навыки. Я хочу подчеркнуть в данном контексте слово «все», включая туда не только благополучных детей, но и специальные категории детей, про которых мы или забываем, или обычно не очень любим говорить, я имею в виду детей с особыми потребностями, детей, которые по разным причинам не могли освоить образовательную программу, соответствующую их возрасту, детей, которые имеют большой пропуск в посещении образовательных учреждений.

Мне кажется, что эта проблема обострилась в связи с введением обязательного общего полного образования. В округе созданы и успешно действуют системы начального и среднего профессионального образования. Здесь произошли реальные положительные изменения, укрепилась материальная база учреждений, мастера производственного обучения овладевают новыми технологиями в своих профессиях, полным ходом идет процесс создания ресурсных центров, укрупнение учреждений, повышение их статуса и престижа. Оценивая объективно этот путь получения общего и профессионального образования, в том числе и высшего, необходимо отметить, что он является наиболее привлекательным для работодателей, самих учащихся. Но вместе с тем живы стереотипы, которые описывают обучение в учреждениях среднего и особенно начального профессионального образования как образование чуть ли не второго сорта. Могу с уверенностью сказать, что в нашем округе такие утверждения – это только стереотипы, которым системе общего образования нужно противостоять через внедрение современной системы профессиональной ориентации.

На мой взгляд, в современной школе профессиональная ориентация должна быть направлена на информирование ученика о разнообразии и масштабе трудовой жизни в округе. Школа должна помочь подростку приступить к решению сложной задачи поиска своего места в трудовой жизни. Таким образом, многим молодым людям удастся избежать метода проб и ошибок, а округу это поможет сэкономить средства на подготовке ненужных специалистов.

Мотивация к обучению – важнейший ресурс системы образования

Как правило, дети приходят в образовательное учреждение с интересом, с желанием учиться, узнавать новое, неизведанное. К сожалению, в процессе обучения школе (опять же, как правило) не удается сохранить этот первоначальный настрой. Хочется, чтобы то, что наши предки называли «искрой Божией», в школе не только сохранялось, но и развивалось.

Обучение должно развивать задатки и создавать условия для формирования способностей каждого ученика. При этом профессиональным делом учителя должна стать работа по выявлению этих индивидуальных задатков, в чем бы они ни проявлялись. Это сложный и кропотливый труд, тем более что часто одаренные дети «серьезно мешают» стандартизации учебного процесса.

Современной системе образования нужен высокопрофессиональный учитель. То, что учитель обязан досконально разбираться в предмете и владеть современными технологиями обучения, несомненно. Однако наряду с этим современный учитель должен обладать также и рядом других профессиональных компетенций.

Поэтому, размышляя о том, какой учитель нужен нашей школе, не могу не призвать педагогов, с одной стороны, изучать и равняться на исторические примеры педагогического подвижничества, с другой – быть прогрессивными, открытыми, толерантными, чуткими. Высокопрофессиональный учитель должен смело утверждать свою личность и своеобразие, быть энергичным и зрелым человеком, развивающимся как в нравственном, так и в социальном планах.

Важнейшей из всех педагогических задач является внушение детям и подросткам мысли о том, что они находятся в процессе постоянного развития, с тем чтобы они сформировали в себе оптимистический взгляд на собственные способности. Хороший преподаватель стимулирует также выносливость, необходимую для того, чтобы выдерживать напряжение и противостоять неудачам, учит не сдаваться, если что-то не получилось сразу. Преподаватель должен сочетать в себе функции инициатора, наставника, собеседника и режиссера.

В последние годы мы многое сделали для поддержки престижа учителя, стимулирования его труда. Заработная плата учителей в округе одна из самых высоких в стране, сегодня учителя имеют возможность реализовывать собственный потенциал и получать за это соответствующее вознаграждение. Созданная в округе система стимулирования труда педагогов включает в себя целую лесенку возможностей, я имею в виду премии муниципальные, премии губернатора автономного округа и, наконец, премии Президента Российской Федерации. На те или иные формы поощрения в округе тратится более 500 миллионов рублей ежегодно, и ежегодно мы отмечаем более 2500 педагогических работников. Хочу также сказать, что и этого нам кажется недостаточно. Стимулирование качества работы педагогов должно быть переведено на постоянную, систематическую основу, и здесь мы надеемся на новую систему оплаты труда, которая будет введена в округе в самое ближайшее время. Кроме этого, нужно предусматривать не только стимулирование труда отдельных педагогов, но и педагогических коллективов, и в этом отношении определенные успехи у нас имеются. Система грантов для лучших образовательных учреждений охватывает все типы и виды образовательных учреждений: от дошкольных до учреждений высшего образования. Но, как и в случае с педагогами, нам нужно переводить эту работу на постоянную основу. Образовательные учреждения должны получать надбавки к зарплате сотрудников, дополнительные средства на развитие не как сейчас, только за название «гимназия» или «лицей», а за конкретные достижения в своей деятельности, по результатам объективных процедур оценивания.

Родители несут первейшую ответственность за воспитание своих детей

Восстановление социальной ответственности семьи, включение родителей в систему образования. В последние десятилетия как система образования, так и общество в целом «вывели» семью за рамки образовательно-воспитательного процесса. Объективной причиной тому стали как социально-экономические факторы (повышение интенсивности труда родителей, пропаганда в обществе иных, несемейных ценностей), так и деформация самой системы образования в сторону усиления «информационно-знаниевого» компонента.

Призываю с огромным вниманием отнестись к задаче возвращения родителей к проблемам образования и воспитания. Здесь необходимо от практики отчуждения перейти к политике заинтересованности родителей, к их участию в жизни школы на новых основах и принципах. При этом необходимо говорить и действовать так, чтобы повысить ответственность родителей за воспитание детей, за уход и присмотр за несовершеннолетними гражданами округа.

Я уже говорил о том, что в округе принят и действует закон о государственно-общественном управлении в общем образовании. Однако действенность и эффективность этого закона зависит от целого ряда дополнительных усилий, которые мы должны предпринять в самое ближайшее время. Если родители, общественность увидят, что они реально могут влиять на школьную жизнь, что к их мнению прислушиваются, что они становятся заказчиками и партнерами системы образования, тогда наша цель будет достигнута. Такие же изменения, я имею в виду участие родителей, общественности, представителей гражданского общества, должны произойти и на других уровнях управления образованием – муниципальном и окружном, здесь наша цель заключается в повышении прозрачности принимаемых решений, в усилении открытости системы управления для общественного контроля.

Можно сказать, что сегодня между школой и родителями есть своеобразный договор. Школа говорит: «Родители, дайте денег и не спрашивайте, на что», а родитель отвечает: «Возьмите, но меня больше в образовательные вопросы не вмешивайте». – «Хорошо», – говорит школа, и все продолжают жить своей жизнью, далекой от жизни детей.

Необходимо налаживать тесное сотрудничество школы и семьи. Причем инициатива здесь должна принадлежать школе. Ответственность за успех такого сотрудничества в большей степени должна лежать на системе образования вообще и на каждой школе и каждом педагоге в частности.

До тех пор пока семьи стоят в стороне от школы и не поддерживают прямых контактов между собой, школа не имеет возможности воспользоваться их социальными ресурсами для формирования воспитательной среды. Ведь именно семья является носителем разнообразного социального опыта и может дать образец человеческих ценностей, реально востребованных за стенами школы.

Если ставится задача создать хорошо функционирующую школу, необходимо сделать все для того, чтобы не только ученики хорошо знали друг друга, но и чтобы родители были знакомы друг с другом и знали бы при этом каждого ребенка. Это крайне необходимо, если они хотят пользоваться едиными нормами при оценке деятельности и поведения детей и подростков. Школа должна привлекать родителей к деятельности по формированию учебной и воспитательной среды как в образовательном учреждении, так и вне его.

Ученики должны уметь делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа и общество. Сейчас настало время ставить задачу объединения педагогических усилий более широко – необходимо связать воедино домашнее воспитание, обучение в школе и окружающем ее мире.

Ответственность за нового человека

Развивая и модифицируя систему образования, мы должны помнить, что на нас лежит ответственность за человека, современного человека. Не претендуя на полноту, попытаюсь дать свое видение, каковы же основные характеристики или признаки такого человека, таких людей.

Человек, понимающий свое место в жизни

Человек должен иметь твердое понимание того, что все люди равноценны, а их человеческое достоинство и права незыблемы, противостоять имеющимся предрассудкам и попыткам дискриминации, проповедовать чувство взаимного уважения и терпимости среди социальных групп с различным образом жизни, у него должна быть твердость характера, необходимая для отстаивания своих прав и прав других, а также для того, чтобы встать на защиту своих интересов и интересов других людей.

Человек развивающийся

Человек должен иметь стремление применить на практике и развивать дальше все то, чему он научился, он должен не страшиться нового, а, наоборот, встречать его с надеждой, должен стремиться начинать новое дело и продолжать его. Человек должен иметь силу воли, с тем чтобы уметь противостоять своему нежеланию делать что-либо, преодолевать собственное сопротивление. Человек развивающийся должен сам принимать участие в дальнейшем развитии практики и овладении новыми знаниями.

Всесторонне развитый человек

Всесторонне развитый человек должен владеть конкретными знаниями о человеке, обществе и природе, дающими общее и перспективное представление о явлениях, необходимыми в жизни, опытом практического, социального и личного плана, качествами и ценностями, которые облегчают сотрудничество между людьми и делают их совместное существование более богатым.

Работающий человек

Работа является не только способом приобретения средств к существованию. Характерная черта человеческого существа – испытывать, выражать и развивать свои способности через трудовую деятельность. Работающий человек осознает разнообразие и масштаб нашей трудовой жизни, имеет необходимые знания и умения, с тем чтобы он мог активно участвовать в работе.

Экологически грамотный человек

Человек является частью природы и постоянно сталкивается с необходимостью выбора, который может иметь последствия не только для его собственного благополучия, но и для благополучия других людей и окружающей его природной среды. Экологически грамотный человек должен иметь широкий набор знаний о взаимосвязях в природе и о взаимодействии между человеком и природой, ему необходимо конкретное знание, но не единичное, а целостное, естественно-научное, экологическое. Экологически грамотный человек должен уметь увязать социальное понимание экономики и политики с этической и экологической составляющей жизни.

Интегрированная личность

Наконец, человек должен интегрировать в себе многообразие действительности, он должен уметь меняться, постоянно совершенствуя всестороннее развитие способностей и индивидуальности, с тем чтобы совершать действия, которые с моральной точки зрения являются правильными, чтобы действовать, чтобы работать сообща и в гармонии с природой. Он должен формировать характер, который предопределяет способность заботиться о своей жизни, нести ответственность перед обществом не только за свое благополучие, но и благополучие других людей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте