search
main
0

Школа и жизнь страшно далеки друг от друга

Школа стремительно меняется, информационные технологии, новые методические приемы, материально-техническое оснащение – все это стало иным, нежели десять-пятнадцать лет назад. Однако по-прежнему школьные знания далеки от жизни. И это притом что новые стандарты, как заявлено, носят практико-ориентированный характер. Мы спросили сегодняшних старшеклассников различных российских школ, готовит ли школа к жизни, довольны ли они качеством школьного образования. И вот какие получили ответы.

Анастасия КОЧИНА, 11‑й класс, лицей №1, Петрозаводск:

Важный этап

Школа – важный этап. Мы не всегда готовы к жизненным ситуациям, которые возникнут в будущем, но невозможно предугадать абсолютно все и сразу ко всему быть готовым в жизни. Однако необходимые навыки, которые помогут существовать в мире, нам даются, и это отрадно. Если рассматривать то, что с нами происходит в будущем, с психологической точки зрения, то чаще всего мы бываем не готовы к взрослой жизни эмоционально, на нас сваливаются страх, паника и неумение себя успокоить в связи с возникшей ситуацией. Думаю, сдать ЕГЭ без репетиторов можно. Это же зависит не только от уровня подготовки учителя, но и от желания учеников. Как правило, ребята берут репетиторов, потому что не могут самостоятельно организовать себе время для подготовки к экзаменам. Однако в нашей школе педагоги заинтересованы в том, чтобы ученики сдали экзамены на высший балл, поэтому еженедельные консультации присутствуют, да и на уроках дается много практики. А все остальное зависит лично от желания, организованности и ответственности учащихся. Качество школьных знаний оцениваю хорошо. По базовым предметам чаще всего дается сжатый информационный материал, когда хочется узнать в теме побольше. Например, по биологии мы проходим сейчас лишь блок экологии, а хотелось бы узнать о каких-то заболеваниях или узнать немного о фармацевтике, что поможет нам потом лучше ориентироваться в случае необходимости. Однако на профильных предметах материал разбирается очень развернуто, подробно. Знания по профильным предметам даются широко, и это очень приятно. Однако я могу лишь судить о своем учебном заведении, как происходит в других, не знаю. Хотелось бы немного больше практических навыков по базовым предметам, а так качество школьного обучения лично меня устраивает во всем.

 

Лиза КРАЙНЕВА, 9‑й класс, Великий Новгород:

Нет права выбора

Я была в школах Германии, там в старших классах есть обязательные уроки, но часть предметов ребята выбирают сами. Они ходят сборными группами на те занятия, которыми интересуются. Я бы тоже так хотела. Например, я бы выбрала биологию и отказалась от физики. Правда, должен быть при этом какой-то обязательный для всех курс вроде ОБЖ, где бы учили, как действовать в опасных жизненных ситуациях. Сейчас на уроках ОБЖ изучают ураганы, а мы в России вряд ли попадем в ураган. А вот сесть в ванну с сотовым, находящимся на подзарядке, – это реально опасно. Это физика. Но на физике этого не проходят.

 

Андрей А., 10‑й класс, гимназия №1, Новосибирск:

Гвозди забивать?

Подготовка к жизни – это в смысле гвозди забивать? Мне не надо. Или воспитывать? Тем более. Без школы есть кому. Зачем мне все эти политинформации? Единственное, как школа готовит к жизни, – очень хочется уже из нее уйти.

 

Даша МИРОНОВА, 11‑й класс, Великий Новгород:

Химия и физика в школе – мертвые предметы

Нет, не готовит. Совсем недавно главной новостью в России стал случай, когда трое молодых людей умерли из-за сухого льда, брошенного в закрытый бассейн. Они не понимали, что мгновенно умрут. Если честно, я и сама четко не понимаю, отчего они умерли. Какая-то химическая реакция. Химия и физика в школе – мертвые предметы. Мы изучаем только формулы и решаем оторванные от жизни задачи. А формулы не спасут в жизни. На уроках ОБЖ, кстати, полгода изучают Конституцию РФ. А такие случаи, как сухой лед в бассейне, в курс ОБЖ не включают.

 

Аннели ЗАБЕЛИНА, 11‑й класс, школа №9 имени И.С.Фрадкова, Петрозаводск:

Замкнутость пространства усугубляет противоречия

На школьное образование всегда возлагались немалые обязанности. В римских гимназиях готовили к управлению сыновей знатных горожан; в современных школах обучают всех без различия пола и имущественного положения.

Без образования не было бы истории войн и городов – не было бы архитекторов, строителей, полководцев и офицеров. Но точно так же, как история образования – часть истории общей, так и школьные годы – лишь этап истории личной. Полагаю, что школа едва ли может дать точное представление о мире, который простирается за ее стенами. Сама замкнутость школьного пространства делает отношения в нем специ­фичными, если не искаженными, не­опытность детей и подростков создает сложности, усугубляет противоречия.
Ничто не готовит к жизни так хорошо, как сама жизнь.

Именно она помогает нам взрослеть, совершенствоваться, становиться сильнее, когда посылает нам трудности или ставит перед выбором, будь то в школьных стенах или вне их. Школа, к сожалению или к счастью, не может решить все наши проблемы; но в некоторых вопросах на ее поддержку можно рассчитывать.

Российская школа способна подготовить учеников к экзаменам, но ее влияние небезгранично, она в первую очередь дает основу, на которой зиждятся все остальные наши знания. Мы начинаем с письма и счета, а заканчиваем написанием эссе и вычислением интегралов. Без базовых умений мы не смогли бы приобрести более сложные навыки, без знаний, с которыми выпускает нас школа, мы едва ли можем продолжить наше образование, написать статью или выявить законы высшей математики.

Думаю, материал, нужный для единого государственного экзамена, преподают непосредственно в школе. Но основ может быть недостаточно, если ученик знает предмет поверхностно или нуждается в высоких баллах. Тогда выпускнику рекомендуют обратиться к репетиторам или усердно готовиться самому.

Чему бы ни учил нас опыт и как бы ни было тревожно в преддверии испытаний – жизненных или вступительных, – нам следует сохранять веру в свои силы и помнить: в тяжелом учении у нас есть союзница, которая в лице множества талантливых педагогов отдает нам свои силы. Имя ей «российская школа».

 

Никита ПАЛЬКОВ, 11‑й класс, лицей №1, Петрозаводск:

Мы должны сами принимать решения

Школа готовит к жизни, так как с младших классов мы начинаем заботиться об уроках, на нас висит некая ответственность, а при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ мы должны сами осознавать, что делать дальше, и принимать решение. Конечно, итоговую аттестацию можно пройти даже на хороший результат, если самому захотеть этого и начать готовиться как можно скорее, а не в последний месяц. Достаточно уделять каждому предмету, который собираешься сдавать, 30‑40 минут в день в течение года. Я считаю, что в школе даются знания, которые потребуются нам для сдачи экзаменов и потом уже в университете или колледже, но в школе не даются знания шире, то есть не учат реальному заработку, уловкам и выгодным профессиям в наше время, как раз тому, что потребуется уже во взрослой жизни.

 

Алиса ТЮРИНА, 10‑й класс, школа №12, Томск:

Сечение призмы не понадобится

Не думаю, что мне в жизни придется вычислять, допустим, площадь сечения призмы или решать уравнения с тангенсами-котангенсами. Это даже не поможет мне поступить в вуз, потому что я гуманитарий. То, что я определилась с направлением в жизни, уже хорошо. Я бы предпочла, если бы у нас серьезнее преподавался иностранный язык. Мне кажется, если бы дети знали английский, это бы сильно помогло в жизни даже без поступления в университет. Но у нас его так преподают, что я предпочитаю ходить к репетиторам. По-моему, школа не может готовить к жизни. Ведь с каждым тогда надо заниматься отдельно, индивидуально. А это нереально.

 

Юлия КЛИМОВА, 9‑й класс, школа №3, Петрозаводск:

Все зависит от усердия самого ученика

Безусловно, обучение и образование являются неотъемлемой частью жизни каждого. На мой взгляд, школа готовит нас к жизни. Именно здесь мы приобретаем такие важные качества личности, как ответственность, самостоятельность, умение отвечать за свои слова и поступки. К тому же именно в школе нам помогают с выбором дальнейшей профессии, что очень пригодится в будущем. Помимо этого на некоторых уроках в школе обсуждаются актуальные проблемы общества и методы их решения.

Что касается основных школьных знаний, то я бы не назвала их качественными. На мой взгляд, ученикам дается слишком много лишней информации, которая не пригодится в дальнейшем. Помимо этого следует отметить, что школьных знаний порой недостаточно, чтобы хорошо сдать ЕГЭ или ОГЭ. Поэтому ученикам приходится готовиться к экзаменам самостоятельно. В основном прибегают к помощи репетиторов, но можно и готовиться дома, прорешивая варианты. То, как будет сдан экзамен, зависит только от усердия и личного стремления ученика.

 

Игорь ПЕТРОВ, 10‑й класс, Великий Новгород:

Никто не пишет сочинения от души

Ни один школьный предмет не готовит к жизни. Астрономия? Формулы. Математика? Совершенно абстрактная наука. Литература могла бы стать учебником по жизненным ситуациям. Ведь для этого великие писатели и писали книги. Но мы на литературе изучаем даты жизни классиков, и уже давно в школе никто не пишет сочинения от души. И книги никто не читает, потому что для ЕГЭ достаточно знать суть произведения.

 

Евгений ЛУЩИКОВ, 11‑й класс, школа №33, Омск:

Мы уже живем

А чего нас готовить к жизни? Мы уже живем. Все видим, слышим, чувствуем, понимаем. Мне кажется, мы более готовы к жизни, чем наши педагоги. Они знают только свой предмет, боятся Интернета, а мы живем в информационном пространстве. Нас пугают, что там много вранья и всякого страшного, но, я думаю, это к лучшему: мы учимся анализировать, делать выбор. Я еще не встречал учителя, который бы так же легко ориентировался в виртуале, как я, к примеру. Поэтому, когда мне учитель рассказывает об очередных ужасах Интернета, готовя к жизни, как он думает, я понимаю, что он к жизни так и не подготовился.

 

Полина ТЕРЕБОВА, 11‑й класс, лицей №1, Петрозаводск:

ЕГЭ сдаем без репетиторов

Школа готовит к социальному взаимодействию с людьми, но это может зависеть и от образовательной организации. В любом случае человеку, который никогда не был в коллективе, будет намного сложнее найти язык с людьми во взрослой жизни, чем тому, кто прожил 11 лет среди сверстников. Школа – первичный агент социализации, поэтому она не может не готовить к жизни. Конечно, можно сделать ее еще более полезной: проводить уроки полового воспитания, рассказывать школьникам, как платить налоги и т. д.

Думаю, можно сдать ЕГЭ без репетиторов, но для этого самой надо посвятить много времени решению вариантов, а также иметь хорошего учителя, который разбирается в тонкостях предстоящего экзамена. Честно, не очень могу оценить свои школьные знания, знаю только, что уроки русского и английского очень полезны в повседневной жизни. Для меня важны и те знания, что я получаю при подготовке к обществознанию, они могут помочь иногда в дискуссии с кем-то. Возможно, я просто не замечаю, как иногда использую информацию с уроков биологии или географии.

 

Виталий Д., 9‑й класс, школа №31, Омск:

Физкультура для «галочки»

Казалось бы, физкультура – такой предмет, который легко сделать полезным для будущей жизни. Может воспитать правильное отношение к здоровому образу жизни. Но ведь надо об этом рассказывать! А нас даже на лыжах учат ходить для «галочки». Ладно, я в секции занимаюсь, а мои одноклассники, во что попало одетые, без палочек, кое-как переставляя ноги, таскаются по лыжне, а учитель стоит на крыльце. Ну и зачем это? Какая подготовка, если большинство лыжи уже ненавидят? Лучше бы совсем не преподавали, чем так к жизни готовить.

 

Дарья ТЯПКОВА, 10‑й класс, Державинский лицей, Петрозаводск:

Тренируем нейронные связи

Жизнь идет параллельно со школой, а не начинается после ее окончания. Школа позволяет получать базовые знания о мире и его устройстве, которые могут понадобиться в тот или иной момент времени. Конечно, не сказать, что все из школьной программы пригодится нам в жизни на 100%, однако благодаря обучению образуются и тренируются новые нейронные связи, которые уж точно не бывают лишними.

Кроме того, именно в школе начинается этап социализации, становления человека в обществе. Формируются его характер и взгляды на разные вещи. Благодаря каким-то сложностям в школе после ее окончания человек не попадает в абсолютно незнакомую среду, а, наоборот, уже готов к некоторым преградам и казусам. Это позволяет нервной системе быть гибкой и тренировать ее. А также способствует анализу происходящего и составлению плана дальнейших действий, что помогает не терять самообладания и не поддаваться эмоциям.
Стоит добавить, что именно в школе многим удается найти друзей или же хороших знакомых, которые готовы помочь в непростых жизненных ситуациях. Кроме того, школа учит полагаться только на себя, твоя успеваемость только в твоих руках. Ищи различные способы, учись быстро находить информацию, работать в коллективе и прочим вещам, которые точно найдут применение в жизни.

Можно ли сдать ЕГЭ без репетиторов, обучаясь только в школе? Ответ на этот вопрос мне еще предстоит узнать. Однако я считаю, что можно. Правда, сдать и сдать хорошо – это две разные вещи. Школа дает базовые знания, которых порой недостаточно, чтобы сдать ЕГЭ на максимальный балл, но не обязательно прибегать к помощи репетиторов. На мой взгляд, все зависит от стремления и дисциплины. Если есть четко поставленная цель и готовность работать, результат не заставит себя ждать. Можно самостоятельно изучать различные материалы, ведь источников сейчас уйма. Кроме того, никто не отменял школьные элективы и консультации, учителя часто идут навстречу и не отказывают в помощи при подготовке. Еще важно постоянно повторять изученный материал, ведь он имеет свойство забываться, а также разбирать допущенные ошибки сразу, а не тянуть их за собой.

Учитель и система образования, конечно, играют огромнейшую роль, но от самих учеников зависит куда больше. Качество полученных знаний сейчас не находится на высочайшей отметке, однако я не считаю, что ситуация плачевная. К каждому нужен индивидуальный подход, различие интересов и жизненных целей учащихся влияет на то, как они воспринимают информацию. Кто-то углубляется в одну сферу, а кто-то изучает все, но лишь поверхностно. В целом могу сказать по своему опыту, что учителя сейчас стараются регулярно повышать квалификацию и продвигать новые методики по улучшению качества школьных знаний.

 

Александр РОКОТЯНСКИЙ, 10‑й класс, школа №9 имени И.С.Фрадкова, депутат Молодежного парламента Республики Карелия, Петрозаводск:

Везде по-разному

Наша школа хорошо готовит нас к жизни. Если ты заинтересован в чем-либо, то учителя могут тебя проконсультировать в этом вопросе, рассказать об ошибках. Это дает сильную поддержку и знания, в которых нуждаешься в трудную минуту. Да, уверен: ЕГЭ можно сдать без репетитора, а количество баллов зависит только от собственной заинтересованности. Учителя в моей школе готовы девятыми уроками проводить консультации по предмету для тех, кто будет его сдавать, или для тех, кто не понял тему. Но хочу сказать, что я учился в нескольких школах и отношение учителей к ученикам везде абсолютно разное.

В моей школе дают хорошую основу для дальнейшей жизни. Несколько раз в месяц мы посещаем различные организации и мероприятия, тем самым узнаем много нового, находим свое увлечение и даже место в жизни. Качество школьных знаний оцениваю на пятерку, материал дают на том языке, который понятен для большинства, и с примерами из жизни. Так создается понимание того, как и что работает, где это пригодится.

 

Иван КАЛИНЫЧЕВ, 10‑й класс, Ленинградская область:

Я научился общаться со сверстниками

Мне кажется, что да, школа готовит к жизни. Ведь без нее мы были бы безграмотными, не умели бы читать и считать. Больше всего, на мой взгляд, мне пока пригодились математика, русский язык и в некоторых моментах даже обществознание. Но главное – школа научила меня общаться со сверстниками. В школе я встретился со своими друзьями, нашел настоящих – тех, которые не бросят в трудную минуту, не подведут. Если бы не школа, я никогда бы, наверное, не увлекся туризмом и альпинизмом (секция скалолазания создана при нашей школе). А теперь походы – мое самое любимое занятие. Мы путешествуем по заповедным уголкам нашей страны (были не раз в Карелии, в Крыму, на Кольском полуострове) вместе со своим руководителем. Он учит нас не только технике восхождения и основам выживания в трудных климатических условиях, но и многому тому, что обязательно пригодится в обычной городской жизни. По вечерам у костра мы о многом говорим, обсуждаем самые сложные проблемы. За это я своей школе очень благодарен.

 

Полина МАРКОВА, 11‑й класс, лицей №1, Петрозаводск:

Одни лишь скучные факты

Школьных знаний недостаточно, чтобы познать жизнь. Самостоятельно сдать ЕГЭ можно, но только с сильным учителем. Школьные знания ограничиваются формулами и скучными фактами.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте