Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Дистанционное обучение

Школа и пустота

Учительская газета, №40 от 06 октября 2020. Читать номер
Автор:

Сентябрь прошел. Школа проработала в этом месяце в привычном, очном, формате. И уже по прошествии времени можно сказать, чего же больше всего не хватало во время самоизоляции. Мы попросили ответить на этот вопрос управленцев и педагогов.

Директор Второй Санкт-Петербургской гимназии Центрального района Людмила Мардер заметила, что больше всего школе не хватало… детей.

– Когда ты входишь в гимназию, а я всегда раньше всех приезжаю туда, она еще пустая, но когда начинает заполняться голосами, звуками, беготней, то понимаешь, что вот она – твоя жизнь, твоя стихия, – призналась директор. – Этого просто катастрофически не хватало. Поэтому мы так ждали 1 сентября. Я в этот день прошла по всем классам и всех подбодрила. Сказала: самое главное, что мы все вместе, что видим друг друга. Также могу заметить, что не хватало времени. Конечно, когда работали в нормальном режиме, то в зависимости от ситуации задерживались в гимназии, бывало, и до позднего вечера. Но на дистанте работать приходилось практически по 20 часов в сутки, особенно административному звену. Ведь невозможно в какой-то момент взять и выключить себя, потому что вопросы постоянно возникали и у родителей, и у учителей, и у заместителей директора, нужно было кого-то направить, что-то отрегулировать, принять решение.

С Людмилой Мардер согласна и директор школы №606 с углубленным изучением английского языка Пушкинского района Марина Шмулевич. На ее взгляд, школе больше всего не хватало детских глаз, смеха, пятерок, двоек и, главное, общения, то есть того, из чего, собственно, состоит школа. Не хватало, безусловно, эмоций.

– Школа – это особый мир, и люди в ней работают особые, – отметила директор. – Мы живем детскими проблемами, радостями, волнуемся за ребят, любим их и без этого эмоционального фона не можем. «Дистанционка» никогда не сможет заменить личность, подменить этот эмоциональный фон. Если говорить об управленческих дефицитах, то мне хватало всего – и времени, и сил. Пришлось сразу же организовать и выстроить работу так, чтобы всем все было понятно. Это сродни тому, как учитель организовывает свой урок. Насколько хорошо к нему подготовишься, настолько хорошо проведешь.

Учитель математики, заместитель директора по УВР гимназии №166 Центрального района Иван Меньшиков рассмотрел вопрос с другой стороны. В частности, он задумался о том, что сильнее всего повлияло на низкое качество образования, ставшее следствием дистанта. Сейчас уже очевидно, что дети мало что усвоили в период самоизоляции. По мнению Ивана Меньшикова, учитель в классе сильно влияет на мотивацию детей, он видит всех, может подсказать, в чем проблемы, почему не получается. Учитель в классе все время контролирует то, что происходит на уроке. Дома такого контроля нет. Поэтому класс делится на тех детей, кто может себя мотивировать и кто не собирается этого делать. Мотивированные дети понимают, зачем учатся, сами задают вопрос, если им непонятно, а немотивированные дети занимаются симуляцией деятельности, списывают и хитрят.

-Жаль, что при всем сегодняшнем многообразии инструментов для дистанционного обучения нет ни одного, который бы решил эту проблему, – сетует педагог. – Пока помогают только родители, которые берут на себя функцию контроля, или сам ребенок, который берет на себя ответственность за свое обучение. Но если нет ни того ни другого, то, как бы ни старался учитель, какие бы меры ни предпринимались, все напрасно.

Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург


Комментарии

Как вы оцениваете идею подготовки вожатых, которые в дальнейшем вместе с учителями будут заниматься воспитанием в школах?
Архив опросов
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt