Школьники Волгограда уже пятый год принимают участие во Всероссийской акции социальных проектов. Учредителями городского фестиваля «Я – гражданин России» являются комитет по образованию администрации Волгограда, Волгоградский методический центр; Волгоградская общественная организация Центр развития гражданского образования.
Участвуя в социальном проектировании, ребята многому научились: проводить анализы актуальных проблем школы, района, города, реально знакомились с механизмом принятия административных решений, формировали пакет предложений по изменению ситуации. Подобные навыки, несомненно, оказали влияние на рост уровня гражданской зрелости и ответственности участников акции. В течение полугода ребята пытались решать насущные для них проблемы. Искали партнеров среди представителей власти, предпринимателей, общественных организаций. Для реализации проектов самостоятельно зарабатывали деньги.
2 марта в лицее №5 Центрального района состоялся финал городского этапа V Всероссийской акции «Я – гражданин России». На конкурс были представлены 12 социальных проектов. Тематика была разнообразной: помощь детскому дому – проект «Мир детства» школы №86, координаторы Светлана Королева, Татьяна Зорина, Лариса Овчинникова. Инициативная группа учащихся выявила проблему малого финансирования Чернышковского детского дома и в соответствии с этим разработала и реализовала проект, целью которого стал пошив постельного белья для детей.
Безопасность движения – проект «Безопасная дорога», школа № 31, координатор Оксана Земляная. У школы №31 дорожные знаки в плохом состоянии. Давно стерлась разметка на дороге, поэтому водители практически не снижают скорость перед зданием школы. Часто приходится долго ждать, чтобы перейти дорогу. А этим пешеходным переходом пользуются не только школьники. Этот путь ведет к троллейбусной и трамвайной остановкам. Ситуация с каждым годом становится все острее. Поэтому задачи проекта просты и сложны одновременно: установить дорожные знаки, ограничители скорости, устройство дорожной разметки.
Организации досуга посвящен проект «Клуб творческих читателей «Галактика» школы №128, координатор Екатерина Палехина. В настоящее время, в век высоких компьютерных технологий, нет острой необходимости разыскивать нужную книгу или необходимую информацию. Достаточно посмотреть видеофильм, зайти в интернет и… все готово. Одна появилась проблема, дети практически перестали читать. А это влечет за собой различные последствия. Учащиеся 128-й школы решили, что можно вернуть ребятам желание знакомиться с литературой, окунуться в мир романтических отношений книжных героев, прожить вместе с разведчиками трудные минуты в тылу врага и прочувствовать, как сложно жить в современном мире. Поможет им в этом, созданный ими клуб творческих читателей «Галактика», который торжественно откроется в конце апреля 2005 года.
Правовое просвещение – это тема проекта «Детский вклад в демократию» лицея №6, координатор Наталья Силаева. Учащиеся лицея занимаются социальным проектированием четвертый год. Их проекты носят правовой характер. Данный не стал исключением. Школьная среда неоднозначна: есть свои лидеры и аутсайдеры, соперничество друг с другом, непонимание между учителем и учеником. Конечно, появляются конфликты, которые не всегда разрешаются мирным путем. В школе создана Детская служба примирения. Ребята надеются, что благодаря ей смогут помогать примириться обиженному с обидчиком.
Краеведческий проект «Мой район – Красноармейский», школы №65, координатор Оксана Денисова. Цель его – популяризация истории Красноармейского района. Учащиеся и жители самого крупного района нашего города решили сделать подарок своему району в честь его 60-летия. Как можно это сделать? Пробудить интерес к истории у маленьких и больших его жителей, раскрыть значимость его развития для города и волжского региона, привлечь внимание жителей района к юбилею. Ребята собрали информацию, сделали красочные альбомы по истории района и передали в один из детских садов района. Особенно ценной была информация о названиях улиц района. Провели акцию «Мы любим свой район! А вы?». Подготовили листовку об истории создания Сарепты, об образовании Красноармейского района, об уникальных местах, находящихся на территории Красноармейского района и распространили ее среди жителей района. После окончания акции расклеили рукописные поздравления жителям района.
Проект «Золотые страницы истории поселка Водники» школы №115, координатор Наталья Кашлева. Здесь уже не первый год работает уголок боевой и трудовой славы. Собран большой материал по истории Красноармейского района, о рабочем поселке Водники. Издание этих материалов во многом решит задачу по развитию интереса к краеведению. В годы 60-летия Победы создание и выход в свет брошюры по истории поселка станет настоящим подарком ветеранам войны и труда, живущим в поселке Водники. Брошюра будет состоять из шести глав: 1. Физико-географическое описание местности. 2. История возникновения поселка. 3. Завод. 4. Школа. 5. Героические улицы. 6. Почетные жители поселка.
В сентябре 2004 года в гимназии №6 возникла идея создания школьной газеты, с помощью которой можно реально участвовать в сохранении красоты и чистоты русской речи. Так появился проект, координатором его стала Лариса Парамонова. Он творческий и информационный, игровой и практикоориентированный. Участие в нем дает возможность реализовать себя в творческом плане, отточить практические умения, обогатить ценной информацией и, что более ценно, личным опытом в роли редактора, корреспондента, корректора и пр. Команда по реализации проекта сложилась уже в ходе процесса. Но дело того стоило. Первый номер газеты «Простые истины» получил огромный резонанс и среди учащихся, и среди взрослых.
Ребята из Центра «Качинец» выбрали проект «Добрые дела нашему микрорайону». Координатор Ирина Лысенко. Осенью Центру «Качинец» им.В.А.Шаталова исполняется 40 лет. Он расположен в жилом доме по улице Пархоменко Центрального района. Во дворе дома очень неуютно, нет детской и спортивной площадок, беседок для отдыха. Курсанты решили благоустроить территорию, прилегающую к Центру «Качинец».
В год 60-летия Великой Победы появились проекты, посвященные этой дате. «Украсим мир, полученный в наследство» назвали свою работу ученики гимназии №4, координатор Татьяна Ставрова. Уроки мужества, встречи с ветеранами, поездки по местам боевой славы – вот неполный перечень дел, которые помогли гимназистам определить тематику своего проекта. Встречи с членами музея 92-й отдельной стрелковой бригады, который существовал в гимназии 36 лет, помогла участникам инициативной группы окончательно убедиться в правильности выбора темы проекта, создание картинной галереи портретов ветеранов Великой Отечественной и рукописной книги их воспоминаний о событиях тех лет. Гимназисты решили, что этот проект будет выражением чувств людям, которые подарили нам, жителям XXI века, мир. Немало сил и времени было потрачено на сбор информации о будущих героях галереи. Сейчас завершается работа над созданием галереи портретов ветеранов. Ее создание сплотило всех, кто участвовал в проекте: ветеранов, учащихся, родителей. Время, проведенное с героями галереи, стало незабываемым. Страницы истории оживали в биографиях этих людей. Завершается создание Книги Памяти с воспоминаниями ветеранов, она будет храниться в школьном музее.
Школа №25 находится на самом большом острове (в Европе) Сарпинском. На его территории несколько памятников воинам, погибшим во время Великой Отечественной войны. Инициативная группа ребят решила создать торжественную площадку и Аллею Памяти воинам, погибшим в Великой Отечественной войне. Свой проект подростки назвали «Живая нить поколений». Проект «…и у Памяти есть голос» школы №75, координаторы Ольга Анисимова, Надежда Воронцова. Эхом Великой Отечественной войны отдает в сердцах не только ее участников, но и тех, кто прикоснулся к горячему дыханию кровопролитных боев через фильмы, книги, газеты и журналы. Но вся ли правда открывается нам в этих источниках, ведь создают их люди, в большинстве своем не имеющие к войне никакого отношения? А истинные участники событий могут поведать обо всех деталях того времени: о самом пекле войны, о тыле, о советских солдатах, о врагах, о смерти, о легендарной победе. Для того чтобы сохранить для будущих поколений настолько ценные сведения о таком масштабном событии, ученики школы №75 приступили к работе над проектом «…и у Памяти есть голос», целью которого является создание фонотеки и видеотеки с записями воспоминаний ветеранов Великой Отечественной войны. Они рассказывали:
– Только начав собирать информацию у ветеранов, мы поняли, как важно им поведать о своем славном военном прошлом или поделиться теми впечатлениями, что они хранят в своей памяти вот уже 60 лет. Работая над проектом, мы видели и слезы, и улыбки, и боль, и счастье.
Создание проекта только начинается, но его участники верят в то, что готовые фонотека и видеотека сохранят живую память о военных событиях и их участниках, а также станут достойным подарком ветеранам к 60-летию Великой Победы.
Проект «Чудеса делаем своими руками» представлен школой №134, координатор Ирина Рыбина. Проблема нашла ребят сама, когда они пришли поздравить ветерана Великой Отечественной войны Андрея Максимовича Щербина с 80-летием. Но каково же было их удивление, увидев, в каких условиях живет этот человек: канализация практически не работает, а ванна, раковина и газовая плита, выделенные социальной службой, стоят в зале. Куда только не обращался за помощью Андрей Максимович. Везде слышал только отговорки: то труб нет, то слесаря и т.д. и т.п. Тогда за дело взялись корреспонденты школьной газеты «Алые паруса». Немало усилий приложили ребята, для того чтобы помочь ветерану. Нашли спонсоров, добились от ЖЭУ установки труб и сантехники, обратились за помощью в войсковую часть, военнослужащие которой помогли с косметическим ремонтом кухни и ванной комнаты. А когда было все готово, Андрея Максимовича с женой пригласили в школу на празднование его юбилея. Много добрых слов услышала в свой адрес семья Щербиных. Замечательный концерт посмотрели. Вернули праздник юбиляру. В качестве подарка спонсоры преподнесли телевизор. Действительно, ребята сделали чудо своими руками.
Галина ОРЕХОВА, главный методист Волгоградского методического центра, координатор проекта «Гражданин»
Комментарии