Обществу нужны не просто образованные, нравственные, но еще и активные, мобильные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за свою судьбу и судьбу страны. Решению этой задачи способствует вовлечение детей в различные сферы социальных отношений и социальных практик и прежде всего в социальное проектирование.
Полгода назад учащиеся 7-го класса Высокоярской средней школы участвовали в районных сборах школьного актива «Гражданское образование как средство социализации школьников». Там и состоялось знакомство с методикой проекта «Гражданин». Еще в 5-м классе ребята взяли шефство над памятником погибшим воинам села Высокий Яр, а после сборов родилась идея создания проекта «». В работе по созданию проекта приняли участие все 11 учеников 7-го класса.Реализация проекта «» позволит создать исторический комплекс, включающий Высокоярскую школу, школьный краеведческий музей и памятник, а также объединить эти три на данный момент разрозненных объекта единой деятельностью. На сегодня о памятнике вспоминают лишь 9 Мая, а мы хотим, чтобы он стал частью школьной жизни.
Ежегодно на основании положения о Всероссийской акции «Я – гражданин России», приказа Департамента общего образования администрации Томской области, положения об областном этапе Всероссийской акции «Я – гражданин России» ОГУ «Региональный центр развития образования» проводит областной этап акции в два тура. На первом туре (сентябрь – февраль) проводятся: информационно обучающие семинары для педагогов по технологии социального проектирования, совместные образовательные события для педагогов и старшеклассников, консультации. За три года проведения акции прошло 12 семинаров, где с методикой познакомились 311 педагогов. На втором туре (март) проходит: заочная экспертиза проектов учащихся, представленных на конкурс, открытая защита проектов финалистами конкурса. Жюри определяет три лучших проекта, и материалы направляются в оргкомитет Всероссийской акции «Я – гражданин России».
В 2005 году участниками конкурса проектов областного этапа акции стала 31 команда из 23 основных и средних общеобразовательных учреждений и два из Томска, Стрежевого, Северска, а также Томского, Кожевниковского, Верхнекетского, Бакчарского, Кривошеинского, Молчановского, Первомайского районов.
Отличительной особенностью распространения технологии социального проектирования в 2004-2005 учебном году является внедрение в школах Томской области регионального базисного учебного плана, включение в регионально-национальный компонент предметов «Основы социализации личности» (8-9 кл.) и «Основы проектирования» (10-11 кл.). Создание центров гражданского самообразования детей и молодежи в школах. Правовые, экономические, политические знания, позитивный социальный опыт приобретают школьники, посещая занятия центров, которые работают в режиме сетевого взаимодействия, а это расширяет возможность и условия для включения ребенка в социально-общественную деятельность.
Разрабатывая и реализуя социальные проекты, дети учатся выявлять сферу приложения своих сил, находить возможности для проявления инициативы, способностей, знаний, умений, проверяют себя в реальном деле, проявляют целеустремленность и настойчивость.
Представленные на конкурс в этом году проекты наглядно показали разнообразие содержания и широкий диапазон социальной деятельности школьников. Жюри, анализируя проекты, сделало вывод о том, что большая их часть выдержана в параметрах технологии проекта «Гражданин». Проект «Парк мечты» молчановской школы №2 Молчановского района стал понятен, близок, необходим для всех жителей села. Идея возрождения парка отдыха на территории Клубной рощи объединила усилия заинтересованных сторон: учащихся, педагогов, родителей, администрацию Молчановского района, предпринимателей. Это был первый проект ребят, первый жизненный опыт, первый реальный практический результат, который помог им почувствовать свою значимость в обществе.
Реализация проекта «Участие школьников в деле защиты природы родного края», выполненного ребятами Поросинской школы Томского района, показала важность их добровольного гражданского участия в решении актуальной проблемы села. При этом они проявили свои способности и деловые качества. Ребятам удалось спасти от гибели уникальный уголок природы – участок естественного кедрового леса в центре с. Поросино. Решением Думы Томского района от 24.12.2003г. кедровому парку села Поросино был присвоен статус особо охраняемой природной территории местного значения, а школьники приобрели позитивный опыт участия в общественно полезных делах, у них укрепилось желание работать в других проектах.
Школьники Чернореченской школы Томского района решили возродить преподавание татарского языка в своей школе. Свой проект они назвали «Возрождение родного языка». С глубоким чувством ответственности ребята прошли все этапы: работу с документами, сбор и анализ информации. Учились находить пути реализации своих планов, ощутили полезность работы, заинтересованность других людей в реализации своего проекта. Свидетельством этому служит оценка проекта начальника управления образования Томского района Г.Мильто: «Проект интересен и заслуживает поддержки». С 1 сентября 2005 г. обучающиеся в школе смогут изучать татарский язык, уроки рисования будет вести специалист по татарскому орнаменту, учитель музыки будет заниматься со школьниками в Доме детского творчества МО «Томский район».
В год 60-летия Победы ВОВ проекты «Дети войны» (Малиновская школа Томского района), «Никто не забыт, ничто не забыто!» (Могочинская школа им. А.С.Пушкина Молчановского района), «Добру откроется сердце» (Лоскутовская школа Томского района), «Сохраним память» (Высокоярская школа Бакчарского района) имеют ярко выраженный социальный аспект. Перечень привлеченных проектными коллективами организаций и учреждений говорит о том, что они очень грамотно выстроили пути взаимодействия, оформили отношения на долгосрочное сотрудничество. Сборники статей о своих земляках, воспоминания участников Великой Отечественной войны, детей войны, «Аллеи Памяти», оказание адресной помощи людям старшего поколения – результаты благородной работы школьников.
Свою утвердительную позицию доказали авторы проекта «И сказал ребенок: «Знать хочу свои права я уже с пеленок» из средней школы №12 г. Томска. Проект нашел поддержку в Томском колледже бизнеса и права, Томском экономико-юридическом институте.
Надо отметить, что некоторым проектным группам не удалось выдержать технологию или выбрать такую социальную проблему, которая волнует большинство, и ее решение находится в поле деятельности органов власти или других организаций.
Наиболее активное участие в акции приняли ребята из Томского, Первомайского, Молчановского районов. По решению жюри на открытую защиту проектов, которая состоялась в Лоскутовской школе Томского района, были приглашены восемь проектных коллективов:
1. «Участие школьников в деле защиты природы родного края» – Поросинская школа Томского района.
2. «Парк мечты» – молчановская школа №2 Молчановского района.
3. «Возрождение родного языка» – Чернореченская школа Томского района.
4. «Сохраним память» – Высокоярская школа Бакчарского района.
5. «Дети войны» – Малиновская школа Томского района.
6. «Живая и мертвая вода села Кожевниково» – кожевниковская школа №1 Кожевниковского района.
7. «И сказал ребенок: «Знать хочу свои права я уже с пеленок» – школа №12 г. Томска.
8. «Добру откроется сердце» – Лоскутовская школа Томского района.
П.И.Горлов, первый заместитель начальника Департамента общего образования администрации Томской области, обратился к ребятам со словами приветствия, отметив, что будущее страны в ее детях, что социальное проектирование – это опыт участия в реальном деле, проверка собственных способностей, знаний, умений – важное и необходимое занятие для школьников. Вопросы жюри, вопросы из зала не смущали ребят. Они шаг за шагом раскрывали суть своих проектов. Они четко и уверенно отвечали на вопросы. Главное достоинство прослушанных проектов, это отметило жюри и приглашенные педагоги, – высокий уровень заинтересованности детей, ясно выраженная гражданская позиция. Это модель совместной деятельности педагога и школьника, которая способствует рождению равноправного делового диалога и творческого взаимоотношения.
Проекты, представленные на открытой защите, были полезны и учителям, и школьникам, но конкурс есть конкурс, и только три проекта из восьми названы лучшими:
«Парк мечты» – молчановская школа №2 Молчановского района;
«Возрождение родного языка» – Чернореченская школа Томского района.
Все финалисты награждены дипломами, а лауреаты – дипломами и ценными подарками, которые вручила Н.П.Лыжина, директор Регионального центра развития образования.
После открытой защиты проектов все участники финала областного этапа акции традиционно стали участниками трудовой акции добрых дел «Милосердие». Было сформировано 10 отрядных групп из числа приглашенных и участников конкурса – обучающихся Центра гражданского самообразования «Социальное проектирование».
Одна из групп выполняла почетное задание – совместно с администратором поселения Лоскутова Н.В.Ореховой в честь 60-летия Великой Победы торжественно вручила правительственную награду вдове погибшего в годы Великой Отечественной войны Дарье Матвеевне Скляр. Встреча прошла со слезами на глазах и оставила, по мнению участников группы, незабываемое впечатление.
Другая группа оформляла подарки: вещи, игрушки, книги, собранные обучающимися Лоскутовской школы для детей Октябрьского приюта.
Одна группа, не найдя по предложенному маршруту квартиры ветеранов войны, самостоятельно провела исследование (школьники опросили жителей дома) и нашли квартиры ветеранов, которые не обозначены звездочками, встретились с ними, взяли интервью.
Ребята очень добросовестно отнеслись к выполнению заданий. Они не только представили ценную информацию об участниках войны, разместили звездочки на их домах и квартирах, но и при подведении итогов передали всем собравшимся в зале напутствия, мудрые советы и пожелания людей старшего поколения молодым.
Учащиеся трогательно рассказывали о встречах с ветеранами, об испытанных чувствах уважения, преклонения перед их трудной, но яркой жизнью. Но было и чувство обиды и стыда, когда ветераны говорили школьникам об отношении государства по отношению к пенсионерам, о бедности, о насущных жизненных проблемах. Каждый из участников акции понял для себя, что именно они, внуки и правнуки ветеранов, несут ответственность за благополучие их жизни, что именно они, а никто другой должны помочь и словом, и делом людям, прошедшим войну. Как раз формирование понимания своей личностной ответственности за судьбу общества, государства и было основной задачей акции добрых дел.
Начальником Департамента общего образования администрации Томской области объявлена благодарность: Елене Юрьевне Ушаковой, учителю истории и английского языка Поросинской школы Томского района; Ольге Александровне Гайдученко, заместителю директора по воспитательной работе молчановской школы №2 Молчановского района; Ольге Владимировне Гальченко, заместителю директора Чернореченской школы Томского района; Татьяне Александровне Картавченко, учителю истории и обществоведения Высокоярской школы Бакчарского района; Светлане Константиновне Добровольской, учителю физики кожевниковской школы №1 Кожевниковского района; Ольге Ивановне Козловской, учителю истории школы №12 г.Томска; Вере Александровне Мастихиной, заместителю директора Малиновской школы Томского района.
А также объявлена благодарность: Дине Дмитриевне Журавлевой, Марии Николаевне Крюковой.
Технология проекта «Гражданин» имеет большую воспитательную и социальную значимость. Подростки чувствуют себя причастными к разрешению взрослых проблем и начинают понимать, насколько важна роль каждого человека в жизни государства.
Людмила Будкова,
начальник отдела гражданского образования
Мы смогли решить проблему
Разработка и реализация проекта «Возрождение родного языка» стала результатом систематизации накопленного опыта в Чернореченской школе Томского района по этому вопросу.
С первого сентября 2005 года ребята, обучающиеся в школе, смогут посещать факультатив по изучению татарского языка. Такая возможность появилась благодаря реализации проекта «Возрождение родного языка».
Инициаторами проекта стали дети. После проведения социологического исследования среди различных возрастных групп стало ясно, что с уходом старшего поколения уменьшается количество людей, владеющих татарским языком (51% – старший возраст, 7,5% – молодежь). Вероятность того, что в селе язык исчезнет, высока. Поэтому проблема, которую подняли ребята – найти преподавателя татарского языка, – была актуальна.
Изучая разнообразную литературу, дети выяснили, что язык сибирских татар – самостоятельный тюркский. Некоторые лингвисты склонны считать его одним из наиболее древних тюркских языков, отмечая в нем более старую общеалтайскую лексику по сравнению с другими тюркскими языками.
Сибиротатарский язык состоит из трех диалектов: тоболо-иртышского, томского и барабинского. Одним из интереснейших результатов поисковой работы стал ответ на вопрос о происхождении сибирских татар. В наиболее общем виде этногенез сибирских татар представляется сейчас как процесс смешения угорских, самодийских, тюркских и отчасти монгольских племен и народностей. Эта тема не нашла своего отражения в проекте, но оказалась важной для того, чтобы заинтересовать старшеклассников историей. Собранными материалами хотелось поделиться с другими, и ребята провели в школе конференцию на тему «Расскажи мне обо мне», представив историю заселения деревни и в целом Сибири татарами, русскими и другими народами. Лучшие исследования были представлены на районной научно-практической конференции школьников, где они заняли призовые места.
Эта работа позволила активизировать поисковую деятельность старшеклассников, они заинтересовались историей своего народа, особенностями национальных культур представителей других наций. История и география перестали быть просто учебниками, подростки поняли, что за каждым изданием стоит кропотливый труд целой команды единомышленников. Да и сами они стали командой.
О приобретенном опыте работы над проектом рассказывают старшеклассники:
Рамиль Абдрашитов: «Мне кажется, что я стал более активным и дисциплинированным, понял, что в совместной работе нельзя подводить одноклассников, ведь конечный результат складывается из действий каждого».
Регина Кучкульдинова: «Работать над проектом мне было очень интересно. Понравилось проводить социологический опрос в школе и на улице. Все люди относились к нам дружелюбно, интересовались, зачем нужен проект, предлагали помощь».
Ангелина Гальченко: «Проект захватывает, хочется как можно быстрее достичь цели, но необходимо сначала вникнуть в суть самого дела, понять, что нужно делать на каждом из этапов. Работа в библиотеке была самой сложной потому, что из огромного количества литературы только небольшая ее часть оказалась для нас актуальной. Удивительным было то, что наша работа вызвала интерес у чиновников. Они внимательно нас выслушивали, давали советы и, конечно, помогали. Опыт, приобретенный нами, очень важен. Мы смогли не только реализовать проект, но и понять, что мы можем влиять на жизнь общества, даже учась в школе, и очень приятно осознавать себя частью своего государства».
Ольга Гальченко,
зам. директора
по воспитательной работе,
учитель географии Чернореченской школы Томского района
Презентация проекта
Помогая природе, поможем себе
Проект Поросинской школы «Участие школьников в деле защиты природы родного края» стал лауреатом I степени областного финала акции «Я – гражданин России» в 2005 году.
Средняя школа села Поросино является школой духовно-нравственного и экологического развития. Здесь с 1-го по 11-й класс преподается экология. Действует детская экологическая организация «Бемби». Проводятся экологические лагеря. Кроме того, ребята на практике участвуют в решении экологических проблем Томского района.
Формы и методы воспитательной работы, используемые в школе, разнообразны – от уже апробированных, хорошо известных, до новых форм и методов, способствующих формированию активной личности, востребованной в современном демократическом обществе.
Одной из таких форм явилось участие команды учащихся Поросинской школы во Всероссийской акции «Я – гражданин России», реализуемой в Томской области Региональным центром развития образования. Учитывая накопленный опыт, хотелось бы подчеркнуть следующее. Технология социального проектирования предоставляет педагогам новые возможности, как в повышении качества педагогического процесса, так и в повышении своего профессионального уровня. Участие в общественно полезных делах способствует выработке у учащихся таких необходимых черт личности, как ответственность, целеустремленность, самостоятельность в приобретении знаний, коммуникабельность, неравнодушие, патриотизм. Педагоги, выступая как консультанты команд, приобретают новые знания.
Участие в акции «Я – гражданин России» способствует самоопределению и самореализации подростков, организации их досуговой деятельности. Не секрет, что зачастую активность и энергия подростков не находят должного выхода, их свободное время ничем не занято, что может вести к асоциальному поведению.
Достигнут реальный результат – спасен от гибели кедровый парк села Поросино. Участники проекта приобрели новые знания и опыт, которые обязательно пригодятся им в дальнейшей жизни, уверенность в своих силах, понимание полезности, необходимости и результативности общественных инициатив в решении проблем местного сообщества.
Вот что говорят об этом сами участники проекта:
Татьяна Клевакина: «Мы еще не можем голосовать и влиять на ситуацию в стране, но мы можем повлиять на жизнь нашего села, изменить ее в лучшую сторону».
Егор Мамаев: «Я бы и в дальнейшем хотел заниматься подобной деятельностью».
Евгения Ушакова: «Мы решили экологическую проблему небольшого села. В таких условиях, когда рядом находится Сибирский химический комбинат, когда в районе появляется все больше интенсивно используемых территорий, имеет смысл бороться за каждое дерево, а мы спасли целый парк. Я горжусь, что участвовала в проекте».
Проект посвящен участию школьников в спасении от гибели уникального уголка природы – участка естественного кедрового леса в центре села Поросино, который жители называют кедровым парком.
В ходе работы участники группы не только проанализировали причины ухудшения состояния парка, но и обдумали возможные пути решения проблемы. Было учтено, что попытка уменьшить объем мусора и увеличить площадь очищенной территории силами школьников оказалась неэффективной. Следовательно, было необходимо бороться за изменение статуса парка. Решено добиваться придания ему статуса особо охраняемой природной территории местного значения, так как на особо охраняемых территориях полностью запрещена хозяйственная деятельность.
Для этого была изучена литература, нормативные документы и проведены консультации с лицами из сферы государственного природоохранного контроля.
Был проведен социологический опрос жителей, в ходе которого заинтересованность и готовность помочь в решении проблем парка высказала большая часть опрошенных.
После сбора необходимой информации ребята разработали план действий, в соответствии с которым члены проектной группы выпустили листовки в защиту кедрача и распространили их (тем самым привлекли внимание жителей села к проблеме). Провели анкетный опрос 150 жителей села для изучения общественного мнения по проблемам парка. Приняли участие в подготовке схода жителей села (розданы приглашения жителям села, специалистам областного комитета природы).
Подготовили необходимые документы (составили карту-схему парка, описание парка, описание растительного и животного мира парка).
Документы подготовили быстро. Однако много времени потребовалось для прохождения их во властных структурах. Работа активизировалась после прохождения в Зоркальцевском сельском округе общественных консультаций по плану устойчивого развития Томского района, и затем решением Думы Томского района кедровому парку села Поросино был присвоен статус особо охраняемой природной территории местного значения.
Елена Ушакова,
учитель истории, Поросинской школы Томского района
Кто, если не мы?
За 13 лет у нашей школы появилось немало интересных традиций. Одной из них стало проведение в День учителя дня самоуправления, который завершается итоговым педагогическим советом. Тема нынешнего педсовета – «Кто, если не мы». Под таким же названием в течение года в школе проходит конкурс социальных проектов. Одним из заявленных проектов стал «Парк мечты».
На первом этапе работы методом «мозгового штурма» были выделены следующие проблемы, волнующие ребят: организация пляжа на берегу реки Оби; отсутствие кинотеатра; реконструкция площади у автовокзала; незанятость подростков в летний период; отсутствие здания у Дома детского творчества.
Ребята связались с Тябиным Владимиром Геннадьевичем, главой Молчановского территориального округа; Зворыгиным Василием Наумовичем, инспектором СЭС; Саратовкиной Марией Сергеевной, специалистом Центра занятости населения по Молчановскому району.
Состоялись встречи: с директором Молчановской школы №2 Майковой Галиной Павловной, которая считает наш проект значимым и актуальным. С главным архитектором Молчановского района Шегай Светланой Васильевной. С заместителем главы администрации Молчановского района по социальной политике Прудниковым Иваном Ивановичем. Он дал ряд дельных советов и обещал помочь в его реализации. С заместителем директора центра поддержки предпринимательской деятельности Ягофаровой Ольгой Владимировной, она обещала помочь в составлении бизнес-плана.
В это же время ребята провели в школе конкурс дизайн-проектов «Парк мечты». После встреч с деловыми людьми района проектная группа пришла к выводу, что одним из решающих факторов реализации проекта является финансовое обеспечение, которое зависит не столько от них самих, от их желаний и воли, сколько от состояния местного бюджета, возможностей привлечения других ресурсов и финансовых вложений. С этой целью ребята провели встречи с инвесторами, предполагаемыми спонсорами. После детальной проработки проекта его актуальность стала понятна и администрации Молчановского района. Шесть отделов администрации (юридический, экономический, финансовый, комитет по землеустройству и архитектуры, экологический, комитет по молодежной политике, физической культуре и спорту), лично заместитель главы администрации по социальной политике Иван Иванович Прудников и главный врач центральной районной больницы Михаил Федорович Чиняев заинтересовались строительством парка. Решением главы администрации Молчановского района был утвержден районный координационный совет по строительству парка отдыха.
Каковы же результаты проекта на сегодняшний день?
Во-первых, состоялась открытая презентация проекта у главы администрации Молчановского района Дмитрия Викторовича Костарева, после чего он официально дал согласие возглавлять инициативную межведомственную группу по дальнейшей реализации проекта в жизнь. Во-вторых, глава администрации Молчановского района Д.В.Костарев выделил 500.000 рублей из местного бюджета на закупку оборудования для парка. В-третьих, прислушавшись к мнению ребят, многие спонсоры выразили готовность быть юридическими лицами и курировать работу по реализации проекта. В-четвертых, реализация проекта стала ближайшей перспективой, а срок – летний период 2005 года. Работы по строительству парка должны начаться 1 июня – в День защиты детей.
Ольга Гайдученко,
заместитель директора молчановской школы №2
Уже три года подряд проектные группы нашей школы становятся финалистами областного этапа акции, а в 2003 г. были финалистами Всероссийской акции «Я – гражданин России». Благодаря приобретенному опыту на базе школы открыт Центр гражданского самообразования для детей и молодежи «Социальное проектирование».
Проект «Память сердца – путь к единству» продиктован отсутствием сплоченности, единства жителей деревни Лоскутово.
Наша деревня по-своему уникальна. Она возникла задолго до основания Томска – в 1580 году. («Списки населенных мест Сибирского края», 1929 год). Существует несколько версий происхождения названия деревни. Нам наиболее вероятной представляется следующая: деревня состоит как бы из «лоскутков», а именно из прилегающих к ней деревень: Бояново, Магадаево и других. Вероятно, поэтому деревня и получила такое необычное название – Лоскутово.
Деревня никогда не была «многолюдной»: 1859 год – 107 человек, которые проживали в 12 дворах, были православными христианами (на территории деревни имелась православная часовня). В 1916 году – 30 хозяйств. В 1924 году – 173 жителя. Деревня оставалась малой и в последующие годы. Испокон веку отличало жителей Лоскутова трудолюбие, сплоченность и взаимовыручка, хозяйское отношение к своей земле, к людям. Шло время. Деревня изменялась до неузнаваемости: росло число ее жителей, высотные пятиэтажные дома вытесняли частный сектор, развивались производство и сельское хозяйство. Не забывались и нравственные традиции деревни: хозяйское отношение к земле выражалось в проведении добровольных массовых субботников по благоустройству деревни, в помощи предприятий в решении проблемы благоустройства: асфальтировались улицы, сдавались новые дома, разбивались цветники. Традиционными были массовые гуляния, праздники для жителей деревни: День села, Проводы зимы и другие.
Но в 80-е и 90-е годы производство и сельское хозяйство на селе пережили большой кризис. Многие жители деревни вынуждены были искать работу в городе, продавались квартиры, приезжали новые люди. Более десяти лет не работал в деревне клуб. Поэтому многие культурные традиции деревни были утрачены. Разорвалась связующая нить единства между жителями деревни, образовалась стена разобщенности.
Сегодня в деревне Лоскутово проживают 3578 человек, молодежи – 1500 человек. Из числа работающего населения Лоскутово на местных предприятиях трудятся около 737 человек. Появились новые рабочие места в частных предприятиях. Четвертый год организует досуг жителей местный сельский клуб, открытие и деятельность которого связана с реализацией проекта учащихся ЛСОШ «Возрождение». Но проблема сплоченности, единства жителей села по-прежнему остается актуальной. Пассивность, нежелание выходить из дома – вот черты, определяющие многих жителей деревни. Организация субботников по благоустройству территории деревни также вызывает проблемы: у многих нет желания сделать красивее и чище землю, на которой они живут. Пусть это делают другие, за деньги – такова потребительская позиция.
Анализируя сложившуюся ситуацию, ребята пришли к выводу, что одной из причин разобщенности, низкой гражданской активности жителей является тот факт, что для большей части работающего населения Лоскутова деревня является «спальным районом», так как 758 человек из 1495 работающих трудятся в городе. В деревне много приезжих, для которых наша земля пока неродная. Да и мы, коренные жители деревни, мало знаем о тех интересных людях, которые проживают рядом с нами.
Ребята решили пойти по стопам народной мудрости, которая гласит, что каждый человек должен оставить свой след на земле, построив дом, родив ребенка и посадив дерево. С домами и детьми – решение проблемы сложно, а вот помочь жителям деревни посадить памятное дерево на земле, на которой живешь, чтобы душой приблизиться, прикипеть к ней, мы можем, создав памятный, юбилейный сквер на пустующей территории школы, почти в центральной части деревни. И пусть этот сквер станет в дальнейшем одной из главных достопримечательностей деревни Лоскутово.
Посадка деревьев первой аллеи будет посвящена 400-летию города Томска и 80-летию Томского района. 15 июня 2005 года представители вузов города Томска, предприятий города, где работали и работают сегодня многие жители деревни; руководители местных государственных и частных предприятий; ветераны Великой Отечественной войны, жители деревни Лоскутово посадят первую юбилейную аллею сквера.
Это будет и сквер памяти, и признательность людям, живущим сегодня в деревне и внесшим свой весомый вклад в развитие деревни Лоскутово Томского района Томской области.
Мы надеемся, что существование в Лоскутове такого сквера позволит совместно с другими шагами решить проблему единения жителей деревни. Пробудит в сознании людей хозяйское, доброе отношение к своей деревне, ведь будет у каждого место, где ты оставил свой след, где породнился с землей и людьми.
М. Крюкова,
заместитель директора Лоскутовской школы Томского района
Полгода назад учащиеся 7-го класса Высокоярской средней школы участвовали в районных сборах школьного актива «Гражданское образование как средство социализации школьников». Там и состоялось знакомство с методикой проекта «Гражданин». Еще в 5-м классе ребята взяли шефство над памятником погибшим воинам села Высокий Яр, а после сборов родилась идея создания проекта «Сохраним память». В работе по созданию проекта приняли участие все 11 учеников 7-го класса.
Реализация проекта «Сохраним память» позволит создать исторический комплекс, включающий Высокоярскую школу, школьный краеведческий музей и памятник, а также объединить эти три на данный момент разрозненных объекта единой деятельностью. На сегодня о памятнике вспоминают лишь 9 Мая, а мы хотим, чтобы он стал частью школьной жизни.
Основными направлениями деятельности стали:
1. Благоустройство территории, прилегающей к памятнику.
В этом году к празднику 9 Мая школьники решили разбить дополнительные цветочные клумбы, сделать скамейки, которые будут расставлены вдоль ограждения памятника.
2. Написание истории самого памятника. В течение всего учебного года ребята собирали материал о нем, думали об изменении его внешнего вида. С этой целью подростки вели переписку с теми, кто такой информацией обладает, приглашали на классные часы односельчан.
3. Поисковая работа. Она заключается в поиске сведений о людях, чьи фамилии написаны на памятнике, а также – уточнение списка погибших.
Традиционно 9 мая и 22 июня у памятника проходят митинги. Теперь решено, что совместно с сельской администрацией будут проводиться и другие мероприятия: День защитника Отечества, вручение паспортов, старт игры «Зарница» и другие. С этого года для учащихся школы, жителей села и гостей будут организованы экскурсии, на которых можно будет узнать о людях, чьи имена высечены на памятнике. На базе школьного краеведческого музея участники проектной группы планируют ежегодно проводить конференции для учащихся. Предполагается приглашать на них родственников погибших, которым ребята будут вручать свои рефераты. В ходе поисковой работы уже обнаружено 19 имен погибших, не вошедших в список на памятнике.
Проект вышел в финал областного этапа акции «Я – гражданин России». Подростки были приглашены для участия в открытой защите проектов «Я – гражданин России», которая прошла в селе Лоскутово 29 марта.
Татьяна Картавченко, учитель истории и обществоведения, консультант проектной группы Высокоярской школы, Бакчарского района
Комментарии