search
Топ 10

Школа, форум, марафон. Демократическая гражданственность

Цель Совета Европы и Европейской комиссии в регионах Российской Федерации – разработка теоретической концепции, апробация и внедрение эффективных моделей взаимодействия различных социальных структур в процессе гражданского образования молодежи.

– это постоянная совместная деятельность взрослых и детей, направленная на развитие конкретного местного сообщества путем личного участия: в гражданском просвещении (образовании) различных категорий населения через сеть центров гражданского образования; в решении местных социальных проблем через реализацию социальных инициатив граждан с помощью социальных проектов; в самоуправлении на всех уровнях, начиная с первичных коллективов (класс, двор, жилой дом и т.д.); в деятельности (программах, акциях) общественных организаций, действующих на территории данного местного сообщества.

Основные модели

Демократизация жизни школы с помощью создания государственно-общественного управления (управляющий совет и т.п.); очно-заочная международная школа «Гражданственность через образование»; Всероссийский детский гражданский форум «Верим в Россию. Строим Россию»; молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование».

Задачи проектов

Содействие развитию педагогических инноваций различного уровня (от образовательного учреждения и муниципальной системы образования до субъекта Российской Федерации и межрегионального и всероссийского уровня), направленных на повышение эффективности гражданского образования и обучения в области прав человека.

Обучение российской молодежи основам самоуправления совместно с другими субъектами образовательного процесса и представителями местного сообщества, активизация деятельности детских и молодежных общественных организаций.

Повышение квалификации педагогических кадров и социально-педагогическое просвещение представителей родительской общественности с целью привлечения к активному участию в государственно-общественном управлении сферой образования и построении демократической школы в России.

Демократизация жизни школьного сообщества

В 2004-2006 гг. в Калининградской области прошли два годичных семинара. Основной их замысел – подготовка школьных команд к разработке и внедрению авторских моделей государственно-общественного управления.

Участвовали 25 образовательных учреждений области.

Содержание программы: принципы развития демократической школы; технологии создания гуманистического толерантного уклада жизни школы; становление демократической культуры школьников; правовые основы государственно-общественного управления сферой образования; специфика деятельности попечительских советов; организация деятельности школьного совета; управляющий совет общеобразовательного учреждения; социальное партнерство в сфере образования; технология ученического самоуправления и т.д.

Форма занятий: лекции в виде слайдовых презентаций всех тем семинара; «круглые столы» и дискуссии по изучаемым вопросам; ролевые игры по основным предложенным технологиям; мини-тренинги и анкетирование; кейс-стадии по конфликтным ситуациям; педагогическое моделирование и проектирование и т.д.

Каждая команда поэтапно разработала проект демократизации уклада школьной жизни и приступила к его внедрению.

Особенность семинаров в Калининградской области: годичный цикл очно-заочного обучения; межвозрастной состав приглашенных команд (руководители и специалисты отделов образования, директора и заместители директоров школ, педагоги, учащиеся, родители и представители общественных организаций); разработка авторской модели демократизации жизни школы. Эта технология уже используется в нескольких регионах России: Московской и Вологодской областях, Республике Бурятия и др.

Очно-заочная международная школа «Гражданственность через образование»

Школа проводилась в Анапе Краснодарского края. Ее участники являлись гражданами самоуправляемых местных сообществ, активно участвовали в политической и общественной жизни своего города, который жил по уставу муниципального образования, – города Солнечный. Одновременно все они были студентами «Академии демократических наук», осваивали пять основных специальностей (основы демократии, политология, правоведение, местное самоуправление, международные отношения и проектная деятельность) и разрабатывали собственный проект в виде дипломной работы.

Форум проводился на базе детского оздоровительного центра «Ласточка», расположенного на берегу Черного моря в Сочи.

В состав делегации включались школьники, активно принимавшие участие в ученическом самоуправлении, из девяти городов Российской Федерации: Москва, Сочи, Томск, Череповец Вологодской области, Отрадный Самарской области, Стрежевой Томской области, Петрозаводск, Одинцово и Черноголовка Московской области. Основные программы форума: научно-практическая конференция «Мы и гражданское общество»; социально-психологический тренинг «Я – лидер»; практический курс «Портфолио школьника и лидера»; проектирование мероприятий межрегионального гражданского марафона «Россия. Демократия. Образование»; участие в экологической акции «Черное море – жемчужина России».

Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование»

Молодежный гражданский марафон «Россия. Демократия. Образование» – это постоянная совместная деятельность взрослых и детей, направленная на развитие конкретного местного сообщества путем личного участия: в гражданском просвещении (образовании) различных категорий населения через сеть центров гражданского образования; в решении местных социальных проблем через реализацию социальных инициатив граждан с помощью социальных проектов; в самоуправлении на всех уровнях, начиная с первичных коллективов (класс, двор, жилой дом и т.д.); в деятельности (программах, акциях) общественных организаций, действующих на территории данного местного сообщества.

Проект уже несколько лет реализуется Федеральным центром гражданского образования совместно с Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, Государственным НИИ семьи и воспитания Российской академии образования при организационной и информационной поддержке Управления по делам молодежи Федерального агентства по образованию.

Основная цель марафона: создать благоприятные условия для гражданского становления и личностного развития юных россиян в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и будущее России.

Гражданский марафон ежегодно посвящается одной или нескольким крупным темам, связанным с гражданской проблематикой. Основные его темы на 2005-2006 учебный год: на международном уровне – «Европейский год гражданственности через образование», объявленный Советом Европы на 2005 год и продолжающийся в 2006 году; на российском уровне – «100-летие российского парламентаризма», которое отмечается в апреле 2006 г., и 2-й Всероссийский конкурс моделей ученического самоуправления в общеобразовательных учреждениях; на региональном и муниципальном уровнях дополнительная тематика определяется соответствующим оргкомитетом МГМ.

Специфика технологии заключается в том, что марафон проводится непрерывно в течение всего учебного года – с сентября по август очередного учебного года.

В содержание марафона органично включаются четыре ведущих направления деятельности:

1-е направление. «Деятельность центров гражданского самообразования» – создание в образовательных учреждениях, детских и молодежных общественных организациях центров гражданского самообразования детей, молодежи и взрослых граждан.

2-е направление. «Реализация социальных инициатив» – организация работы проектных групп для решения местных социальных проблем. Социальное проектирование привлекательно тем, что это самостоятельный выбор той деятельности, которая больше всего соответствует способностям самого участника МГМ.

3-е направление. «Деятельность ученического самоуправления» – функционирование органов ученического самоуправления на уровне классов и всего коллектива образовательного учреждения во взаимодействии с другими органами самоуправления и детскими и молодежными общественными организациями.

4-е направление. «Детские и молодежные общественные организации» – деятельность существующих (или создание новых) детских общественных организаций во взаимодействии с ученическим самоуправлением образовательного учреждения и местным самоуправлением через ассоциацию общественных объединений и т.п.

Важнейшим практическим результатом реализации проектов является разработка методических рекомендаций (на основе полученного опыта) по демократизации жизни школы для образовательных учреждений Российской Федерации.

Рекомендации подготовлены коллективом преподавателей, которые реализуют данные проекты Совета Европы и Европейской комиссии в рамках Года гражданственности через образование.

Александр ПРУТЧЕНКОВ, доктор педагогических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту