search
main
0

Школа для настоящих мужчин

​Начиная рассказ о Волгоградском педагогическом лицее, говорить приходится не только об учебном заведении, но и о проблемах государственных, о прошлом и будущем нашей страны. Именно с этой точки зрения только и можно оценивать деятельность этого уникального учебного заведения.

Скоро уж тридцать лет пройдет с того времени, когда в 1988 году, еще в СССР, начальник Волгоградского управления народного образования Игорь Тимофеевич Зайцев, держа в руках статистические отчеты, сделал обескураживающее открытие, которое он приравнял к «катастрофе»: в сельских школах Волгоградской области стремительно сокращается количество учителей-мужчин. Проблема для нашего образования, конечно, не новая, но в те далекие времена Волгоградский обком партии не без оснований решил, что деятельность школ, осуществляемая только женщинами, не может охватить все стороны воспитания подрастающего поколения, необходимые государству. Однако что делать?В каждом районе Волгограда есть своя школа-интернат. Был такой и в Тракторозаводском районе. И был директор этого интерната, который жил не только педагогикой, но и проблемами государственного масштаба, – Федор Федорович Слипченко. «Берусь создать на базе своей школы-интерната лицей наподобие Царскосельского, в котором буду готовить сельскую учительскую элиту из сыновей механизаторов и доярок поселков и хуторов всей области!» – заявил он и, к счастью, был услышан. Правда, слово «лицей» в советские времена воспринималось как отголосок нежелательного прошлого, поэтому юноши из сельской местности области стали жить и учиться в экспериментальной Волгоградской областной специализированной средней школе-интернате педагогического профиля.А задача была сложнейшая – создать уникальное образовательное учреждение, в котором наряду со знаниями, позволяющими успешно продолжать образование в высших учебных заведениях, приоритетным считалось воспитание патриотов – достойных граждан страны, готовых к профессионально-педагогической деятельности и защите Отечества.Со дня основания Волгоградского лицея имени Ф.Ф.Слипченко изменилось многое. Нет больше СССР, страну потрясали политические, экономические, образовательные реформы и кризисы, на смену ХХ веку пришел ХХI – можно сказать, сменилась целая эпоха, но лицей остался. Он живет и работает и в наши дни, потому что необходим сельским мальчишкам, потому что неизменной остается потребность государства в том, чтобы они воспитывались в любви к своей Родине и, если потребуется, в трудный час могли ее защитить.Единственный в своем родеТрудно найти еще одно такое учебное заведение, которое, как лицей, было бы напрямую нацелено на решение государственной задачи – «воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации», как сказано в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, утвержденной в 2014 году и словно списанной с устава Волгоградского лицея.На окраине Тракторозаводского района, прямо на берегу Волги, там, где в 1942 году горела и содрогалась от взрывов земля, расположено необычное заведение: за решеткой ограды между трехэтажными домами виден настоящий танк «ИС» и зенитное орудие времен Великой Отечественной войны, по тщательно выметенным дорожкам среди лиственной и хвойной зелени ходят люди в военной камуфляжной форме. Во всем – дисциплина, строгость, сохраняемый изо дня в день распорядок. Случайный прохожий обязательно поинтересуется у охранника возле ворот – уж не военная ли часть? И действительно, первое впечатление от лицея противоречивое: с одной стороны, гражданское учреждение, готовящее учителей для всей области, с другой – форменное военное училище. Вот такое неповторимое учебное заведение!Живут здесь 350 деревенских мальчишек с седьмого по одиннадцатый класс, живут постоянно, в родительский дом – только на каникулах и по воскресеньям, и еще если приедут родственники и заберут в гости.«Мужская школа» – это четыре корпуса, один учебный, два – спальных, соединенных между собой столовой, и прекрасный спортивный многофункциональный комплекс. Рядом – фруктовый сад, посаженный лицеистами на бывшем пустыре. Кроме того, для занятий спортом – малый спортзал в школьном корпусе, два футбольных поля, две баскетбольные и волейбольные площадки, гимнастический городок, полоса препятствий, зал спортивной борьбы, тренажерный зал. И все это никогда в течение дня не пустует. Не удивительно, что из маленьких, тоненьких семиклашек за пять лет вырастают подтянутые, стройные юноши с легкой походкой, чеканным шагом подходящие к вам поздороваться, даже если видят вас в первый раз.Законы лицейского братстваКонечно, поначалу трудно: никто из лицеистов до поступления в лицей постель по военному образцу не заправлял, полы не мыл, форму не гладил, за порядком в личной тумбочке не следил и в шесть часов на зарядку (голый торс в любую погоду!) не вставал. А здесь без этого нельзя – коллектив обязывает. На территорию с метлой, когда твоя очередь, товарища не пошлешь, лучше, если сам в его очередь пойдешь, потому что здесь главное – отношения, потому что всякий поступок определяется законами лицейского братства, с которыми жить тебе долгие пять лет, а может – и всю жизнь.После зарядки – личная гигиена, уборка помещений, подготовка к занятиям. Строем на завтрак. После завтрака – общешкольная линейка: приветствие директора, поднятие флага России, государственный гимн, который поют все, общий лицейский хор слышен каждое утро во всем Нижнем поселке Тракторного завода. Жители знают – начинается рабочий день.Уроки до трех часов дня с перерывами на второй завтрак и на обед. Обычные общеобразовательные предметы соседствуют с дополнительными – основы военной службы, теория и методика воспитательной работы, краеведение, хор, художественная и театральная студии. Учителя лицея прекрасно знают, что лицеист должен на уроке освоить весь необходимый материал, потому что рассчитывать на репетиторов не приходится. Лицеисты к репетиторам не ходят. Поэтому лицей ни на кого не перекладывает свою ответственность за то, как его ученики сдадут экзамены.На переменах никакой беготни и никакого шума. Настоящих мужчин без дисциплины и самодисциплины не бывает. Движения хватает в послеурочное время – занятия по интересам и спортивные секции у каждого расписаны до полдника, после него – самоподготовка к урокам следующего дня в классах, включающая работу с компьютером, в остальное время он под запретом. После ужина – личное время: здесь и душ, и стирка, и другие хозяйственные работы по самообслуживанию. Здесь же – время для чтения. Спальни – комнаты казарменного типа на 10‑12 человек. Шкафы для одежды, где хранится парадная форма лицеистов – темно-синие костюмы, которые одеваются по праздникам, которых в лицее много.Строгий лицейский распорядок, напоминающий армию, учит четкости, распределению времени, не дает расслабляться и воспитывает силу воли, характер. Именно это и нравится большинству лицеистов, считающих, что «здесь становишься серьезнее и сам себя настраиваешь, сам понимаешь, что это все нужно прежде всего тебе самому, не учителям, не родителям, а тебе».Лицей живет по законам, выработанным еще Федором Слипченко. Помимо того что лицей как особое учреждение имеет свою символику – знамя, знак, гимн, форму, главное в нем – сформулированные в Кодексе чести лицейского братства ценностные ориентиры. С этими основополагающими правилами лицеистов знакомят с самого начала их пребывания здесь:- первый принцип – «Лицеист должен быть здоров и бодр»;- второй – «Лицеист должен быть трудолюбив и скромен»;- третий – «Лицеист должен настойчиво, по-мужски добывать знания»;- четвертый – «Лицеист должен быть дисциплинирован, вежлив, законопослушен»;- пятый – «Лицеист должен быть патриотом своей Родины».Девиз лицея – «Родина. Долг. Честь» – не просто слова, а жизненное правило каждого, выросшего в его стенах. Центром патриотического воспитания является Музей боевой и трудовой славы тракторозаводцев, занимающий весь третий этаж учебного здания лицея. Три тысячи документов, экспонаты по истории создания Тракторозаводского района и его обороны в годы Великой Отечественной войны, рукописи воспоминаний ветеранов, обмундирование и личные вещи фронтовиков, аллея Славы с бюстами героев, мемориальная комната, посвященная жизни Маршала Советского Союза В.И.Чуйкова (его кабинет), – такому фонду может позавидовать любой музей. И конечно, диорама «Героическая оборона Сталинграда на тракторозаводских рубежах» – венец музея, о каком не может даже мечтать любая другая школа, ибо писана диорама художниками студии А.В.Грекова, теми самыми, что расписывали полотно в музее-панораме «Сталинградская битва». Передний план ее составлен из предметов, найденных в том числе и на территории лицея его учениками. Лицеисты ведут в музее экскурсии, разбирают фонды, реставрируют предметы и оружие, участвуют в создании экспозиций и выставок.Поэтому и даты, посвященные Великой Отечественной войне, святые для лицеистов. Особенно отмечают 19 ноября – День артиллерии и начала контрнаступления советских войск под Сталинградом, 2 февраля – День победы в Сталинградской битве, 12 февраля – день рождения маршала В.И.Чуйкова, конечно, великий день 9 Мая. Это дни, когда лицеисты проводят торжественные линейки, участвуют в праздничных мероприятиях города-героя Волгограда.Людмила КОВАЛЕВА, председатель первичной профсоюзной организации Волгоградского лицея имени Ф.Ф.Слипченко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте