search
main
0

Школа

Понедельник – день тяжелый. Одиннадцать уроков. Пятница – легкий – семь. Остальные – так себе, по восемь уроков с “окнами”. Выходных как бы нет – подготовки, проверка тетрадей и занятия с отстающими…

рихожу я к ней с садистски жизнерадостной улыбкой, даже когда моя собственная жизнь напоминает свернувшегося ежа – куда ни ткнись, больно. Но если я вижу страничку из записной книжки с расписанием в 42 часа, у меня отпадает охота ныть. Мой личный “рекорд” – 30 часов в неделю – я до сих пор вспоминаю с содроганием: утомленное сердце и вечная вина за то, что либо не успеешь подготовиться, либо проведешь уроки кое-как – просто не хватает сил.

его ж она так надрывается?! Из-за денег? “После лета я все еще должна 200 долларов”, – вздыхает она. Денег вне зависимости от учебной нагрузки у нее или нет, или не хватает. “Попросила завуч, надавил директор, учителей нет, классы гуляют, ну я и согласилась”. Мы горюем, сидя на диване, в окружении – куда ни кинь взгляд – тетрадных стопок. Из солидарности я тоже стойко и глубоко начинаю ненавидеть неизбежность – сочинения, изложения, словарные диктанты и фантазии на тему развития речи.

а работе ее уважают. Отличник народного образования, учитель-методист, максимальный разряд. Симпатичная. Дети благоговеют, а кто не может – уважают. Школа давно уже стала для нее мучительным, временами тягостным и обязательным, огромным домом. Но другого – семьи, квартиры – у нее, к сожалению, нет.

Лидия СЫЧЕВА

Вкратце

Идеи о цивилизации

В Калуге вышло учебное пособие по истории культуры цивилизаций. Книга “Цивилизации и идеи” адресована старшеклассникам, студентам и преподавателям. Автор, учитель истории 24-й калужской школы Александр Лопухов, поднимает в пособии основной вопрос бытия: “Ради чего живем, что можно предпринять для противодействия агрессивной бездуховности и антикультуре”. Мыслители прошлого со страниц книги говорят с читателем о жизни и смерти, о добре и зле, о блаженстве и страданиях. В древний мир греко-римской, индийской, китайской, еврейской цивилизаций читателя вводят 33 главы-беседы. Кое-что в пособии кажется непривычным, спорным, но в том, что оно никого не оставит равнодушным, сомневаться не приходится.

Интеграция по-мордовски

Все о деятельности Регионального учебного округа (РУО) вы найдете в монографии Н.П.Макаркина и И.Л.Наумченко “Интеграция региональных систем образования” (Саранск, Издательство Мордовского университета, 1996). Больше трех лет в Мордовии идет эксперимент по программе Госкомвуза “Университеты России”. РУО – самоуправляемое обьединение, не знающее аналогов ни в России, ни за рубежом. На сегодняшний день в него входят более семидесяти школ, гимназий, вузов, техникумов, детских садов. Перспективы развития РУО до третьего тысячелетия, научные изыскания мордовских ученых и даже “Учет и отчетность” в округе включает в себя новая книга.

Информацию о деятельности РУО можно также найти в бюллетене “Интеграция образования”, который начал выходить с этого года в Саранске.

Лидия АНДРЕЕВА

Министры и банкиры помогают пэтэушникам

В середине сентября был учрежден фонд развития дополнительного профессионального образования в России.

Фонд будет заниматься помощью преподавателям, обеспечением материально-технической базы, поддерживать связь с подобными организациями Запада.

В общее собрание фонда входят представители Министерства общего и профессионального образования и Министерства труда, коммерческих банков и общественных организаций. Председателем собрания стал начальник отдела дополнительного профессионального образования В.В.Безлепкин. После утверждения устава был выбран президент – Ю.В.Новиков, которому поручено провести работу по государственной регистрации фонда.

Анна ХРУСТАЛЕВА

Второе сентября, или Как избавиться от “комплекса Сальери”

…Предсентябрьская толчея в “Доме педагогической книги”, что на углу Камергерского и Пушкинской. Энергичная мама буквально не отпускает продавщицу: “А есть у вас еще такой учебник для первого класса?..”, и дальше следует мудреное название. “Где же по таким книжкам учат малышей?” Отвечает, не скрывая превосходства: “В УВК “Отрадное”.

Потом так же случайно узнаю, что в эту школу, расположенную в далеком “спальном” районе Москвы, стремятся попасть, не боясь ни экзаменов, ни всех сложностей обучения, дети, живущие на другом конце города.

Сегодня чаще приходится слышать о школах, где учатся в две и даже в три смены, где учебниками обеспечен лишь каждый пятый, а английский и географию ведет учитель физкультуры. Такая вот повышенная общая “температура по палате”. Тем интереснее понять, чем живет школа, где все в порядке, где температура 36,60, где всем хорошо: и детям, и родителям, и даже директору.

Имидж, рейтинг и …рассерженная мама

Наверное, трудно по первому знакомству составить целостное впечатление об “образовательном учреждении”, рассчитанном на такое количество детей – от “подготовишек” в детском саду до совсем уже и не детей – одиннадцатиклассников, успешно сдающих выпускные экзамены и становящихся сразу …студентами 2-го курса престижных московских вузов.

Тем более, когда знакомство происходит прямо в первый день нового учебного года, 1 сентября. Вернее, 2-го.

Час 5 минут (5 минут – путь пешком от станции “Отрадное”) – дорога от центра (10 остановок на метро!) до школы. Парадный вход главного трехэтажного корпуса УВК N 1628. Стена родителей, а перед ней – первоклассники. Может быть, резонно начать знакомство с УВК именно с них, родителей?

Обычно ситуацию в любой области оценивают по двум взаимоисключающим критериям: основываясь на среднестатистических данных или по наиболее ярким образцам. Критики нашей школы и сегодня чаще всего имеют в виду именно некое среднестатистическое отвлеченное учебное заведение, часто не замечая удивительных школ, авторитет которых – всерьез и надолго. Конечно, есть разные учебные заведения, чей имидж зависит от наличия бассейна, компьютерных классов, модного по репетиторской деятельности учителя. И те, чей рейтинг порождается усилиями прессы, памятью былых заслуг, просто слухами.

Первый день нового учебного года в этой школе дал возможность соотнести самые разные точки зрения людей, в той или иной мере причастных к этому празднику, причастных к самому серьезному общественному явлению – ШКОЛЕ.

Мнение Ирины Анатольевны ДОКТОРОВОЙ, мамы первоклассника Никиты, прозвучало не совсем обычно: “Мы с мужем долго не могли решить, где будет учиться сын. Советовались со знакомыми, а потом, когда уже нужно было подавать документы, я сама обошла несколько школ. И вот от того, как меня встречали в школах, какие первые слова мне там говорили, и складывалось впечатление. Это скорее всего и определило наш выбор”.

Как он, оказывается, важен, первый разговор с родителями.

Татьяна Александровна НИЧИПОРОВА привела двух своих детей. “Я очень рада, что и сын будет здесь учиться: по отзывам и успехам дочки-восьмиклассницы, школа замечательная, мы ее просто… обожаем и надеемся, что и младший сын полюбит школу и будет счастлив в ней”.

Мои собеседники все время меняются, но общее мнение – показательно: “Поступить сюда трудно, учиться здесь престижно, но еще труднее – удержаться: так высока планка требований. В старших классах введена зачетность – вузовская система проверки знаний. Мечта всех – попасть в 10-й (10-11-й классы – все лицейские. – Н.Ш.), с которого практически начинаются занятия по вузовским программам: конкурс большой, можно с четверками не оказаться в числе счастливчиков”. И еще: “Параллели “А” и “Б” – “отборные”, здесь учатся самые сильные ученики”.

Но все ли так уж безоблачно? В жанре идиллии рассказ о современной школе не получается. У одной из моих собеседниц сын закончил 4-й класс без троек, но его не взяли в 5-й лицейский. Почему – не обьяснили. И теперь очень трудно будет перейти в корпус, где учатся лицеисты и где всегда заменяют уроки, если заболел учитель.

Мне как-то резануло слух это “не взяли”, “не попал…”. А может быть, не поступил, не дотянул, хоть чуть-чуть, но все-таки не дотянул? Если кто-то и ходит в обиженных, то, наверное, чаще всего – по своей вине.

Ну что же, первый – предварительный – вывод как бы вырисовывается: о школе москвичи знают и стремятся отдать сюда своих детей. Более того, здесь сложились своего рода семейные династии, и школа всячески поддерживает эту традицию. Учиться здесь сложно, но перспективно – нет проблем с поступлением в вузы. А ведь это головная боль сотен тысяч выпускников и их родителей. Собственно говоря, это “ахиллесова пята” всей нашей системы образования – несостыковка школьных и вузовских программ обучения. И не способствует ли росту самостоятельности переход от традиционной проверки усвоения того или иного параграфа к зачетной системе по всему курсу? Но сколько с этим связано проблем… А школы без проблем, наверное, в принципе не существует. Но есть руководители, все беды списывающие на неразрешимые проблемы, а есть…

Кому повезет или кто лучший?..

В кабинете директора УВК N 1628 Галины ЛОГИНОВОЙ самой хозяйки не оказалось. Зато были гости: начальник Департамента образования Северо-Восточного округа Людмила БОРОВИКОВА, заместитель супрефекта муниципального округа “Отрадное” Галина МАЛАХОВА, куратор школ микрорайона Алла ФАРБЕР и даже представитель президента от комиссии по вопросам женщин, семьи и демографии Маргарита ЛЫКОВА.

Общее мнение: Галине Ивановне удалось сделать практически за полгода (она приняла эту школу в марте 92-го) чудо.

“Дети приходят сюда учиться”, – просто сказала Галина МАЛАХОВА. Но дети приходят учиться в любую школу. И нередко случается, что первоклассник уже через 2-3 недели со слезами, вплоть до истерики, вдруг заявляет маме, что не хочет учиться, что больше никогда не пойдет в эту школу, и твердит это изо дня в день, показывая тем самым, что это не детский каприз, а нечто более серьезное. Невольно напрашивается вопрос: что же могло произойти за столь короткий промежуток времени, чтобы такому еще несмышленому в жизненных перипетиях малышу привили отвращение к учебе или внушили страх, запугали? Так вот: из этой школы не уходят, в ней пытаются удержаться всеми силами. Причем не только в лицейских классах, но и в обычных. Может быть, еще и потому, что всегда есть надежда перейти на следующий год из обычного класса в класс интенсива, как здесь говорят. Главное условие тут – собственные усилия. Хочешь получить не просто хорошие знания, а элитарное образование – занимайся, трудись. Если проболел, пропустил, не усвоил какую-то тему, с тобой всегда готовы позаниматься дополнительно. Причем по всем предметам. А вот если “отсиживаешь” отпущенное на уроки время, получая в итоге “переводную-проходную троечку”, – вини в этом самого себя. В школе занимаются со всеми детьми: и с очень умными и способными, и с самыми обычными.

А если ты не лучший…

И это, на мой взгляд, самая ценная идея школы, которая не замкнулась на элитарном образовании. Ведь когда мы растим Моцартов, тем самым взращиваем сальериевский комплекс у немоцартов. Если ребенку с детских лет дали понять, что он не такой способный, как другие, он всю жизнь может чувствовать свою ущемленность. А еще большая обида – для родителей, которым отказали в приеме, заявив, что их ребенок – далеко не вундеркинд. Как бы мама ни радовалась успехам дочки, которая учится в обычной школе, обида на гимназию, куда дверь осталась закрытой для ее, уж точно, самой талантливой девочки, останется навсегда. Как и зависть к более удачливым соседям.

Что же касается не бытового, а профессионального уровня, проблема эта невероятно сложная и щекотливая. Дифференциация в современной школе – явление сколь необходимое, столь и опасное: у способных детей часто эксплуатируются сильные стороны личности, развивается “специальная одаренность” за счет других качеств. Так и выходят – уже из школы – узкие специалисты.

Эту школу обожают все. Значит, удается ей решать самые сложные, не только учебные, но и нравственные вопросы. Здесь хороший человек и хороший ученик не требуют знака равенства.

Так что же – у каждого свой потолок или над всеми бездонное небо?

А небо действительно было бездонным и голубым, когда завуч по лицейским классам Наталья Григорьевна СОРОКИНА предоставила слово директору.

“Санта-Клаус нового учебного года, – сказала Галина Ивановна, – приготовил вам замечательные уроки, вечера, поездки, диспуты, спектакли, интеллектуальные марафоны и, конечно, самое главное – радость человеческого общения. От вас зависит – правильно воспользоваться этими подарками. Поэтому будьте очень внимательными и очень ответственными!”

… В тот же день выпускников 1628-й посвящали в студенты лучшие московские вузы: большинство – 40 человек – Университет железнодорожного транспорта (базовый институт УВК), 10 – Московский государственный педагогический университет, а еще 28 (из всех 78, ставших студентами в 1996 году) – Институт предпринимательства и права, МГУ, МТУ им.Баумана, МИФИ, МИСИ, Академия управления. “Мы очень горды этим, – сказала Наталья Григорьевна. – Жаль лишь, что наши дети ушли. Но мы не обеднели. В стенах нашей школы остались уникальные, умные, думающие люди”.

Школа “салютовала” лопавшимися в воздухе разноцветными шариками тем, кто поднимался получить из рук завуча грамоту за 1-е место на окружной или городской олимпиаде по математике, истории, информатике, языку – английскому и русскому, литературе и даже за командную победу по контактному каратэ: Антону РАЗМАХНИНУ (2-е место на Первой Всероссийской олимпиаде школьников по литературе в Ярославле), Дмитрию ЛУКЬЯНЧЕНКО, Полине ЧЕЧИНОЙ, Виктору КОВЫЛИНУ, Сергею КЛИМЕНКОВУ…

Смотрите, кто пришел

“Первый урок – понравился”, – перебивая друг друга, говорят Руслан КАПТУР, Есахар МИШИЕВ, Маша НЕМЦОВА, Егор БРАГИНЕЦ, Яна ТУР, Ваня НИЧИПОРОВ из 1-го “А”. Учиться они собираются, конечно, на “хорошо” и “отлично”. Многие умеют читать и считать, прекрасно рассказывают стихи, сказки. И главное – уже знают, кем станут, когда вырастут. “Буду бизнесменом, как папа” – сказал, чуть помедлив, Есахар. “А я – изобретателем, – “нашелся” Егор. – Чтобы придумывать всякие приборы, которые помогают в работе людям”.

Совсем еще недавно – лет пятнадцать назад – все мальчишки мечтали стать космонавтами. Сегодня ценностные ориентиры другие. Не лучший ли это показатель тех перемен, которые произошли в обществе и в сознании людей?

Возможно, ребята выберут для себя другую профессию, но то, что они, заканчивая школу, будут уверены в правильности своего выбора, – несомненно. В этом меня особенно убедил маленький Ваня. И не только замечательным прочтением пушкинского “У Лукоморья дуб зеленый…”, но и своим не по-детски мудрым высказыванием: “Любимым предметом будет русский, хотя и все другие тоже – математика, физика. Но ведь их мы учим на русском”.

Учительница 1-го “А” Елена Николаевна ЗЕМЦОВА слушала и улыбалась… Наверное, за 25 лет работы в школе привыкла к таким разговорам и обещаниям своих питомцев? “К этому привыкнуть нельзя: новые лица – новые проблемы”.

Слово “проблема” в этой школе я тоже уже слышала не раз, но произносилось оно не со страхом, а с каким-то воодушевлением и даже азартом, педагогическим, что ли? Потому что без проблем жить неинтересно – таков, как неожиданно выяснилось, здесь девиз.

Что прежде – знания или личная ответственность?

Пожалуй, это очень верная позиция, платформа современной школы: условия для всех равные, и от каждого зависит, как он реализует их в собственной жизни, пусть пока она и ограничена рамками школы. Воспитать, развить в ребенке ответственность за свои поступки, действия, за свои знания и умения с ранних лет, – возможно, одна из главных задач педагогики: и семейной, и школьной. Не только мы за тебя отвечаем – родители, воспитатели, учителя, – но и ты должен нести и разделять эту ношу – ношу ответственности за себя перед другими. Это и есть приобретение социального опыта, которого порой недостает нашим детям на пороге взрослой жизни. Мы их к этому не приучили. Были другие социальные ориентиры и общественные приоритеты? Говорят, учиться никогда не поздно. Но есть, видимо, вещи и проблемы, которые ребенок должен воспринимать с детства и по отношению к которым не должно быть никаких возрастных табу.

С кем легче или что лучше?

“Отказывать детям как-то не хочется, – откровенно призналась Галина Ивановна. (В школе, первоначально рассчитанной на 600 учеников, сейчас учится 1188). – Мы в этом году открыли новые учебные классы, в том числе и лицейские, со своей программой. У УВК большие возможности – развить все природные задатки ребенка. Это идеальная ситуация: берешь малыша и даешь ему по сути начала высшего образования при выпуске. Предлагаешь такой набор предметов за 10-12 лет сотрудничества! (12, потому что 1 год – подготовительная группа в саду плюс одиннадцатый, вузовский, класс). Можешь найти в нем запрятанный дар. А теперь сравните с типичной ситуацией: в детском саду – одни специалисты, в школе – другие, в лицее – третьи…”

Наверное, и это неплохая идея: преемственность в воспитании и обучении – от детского сада до института, когда в саду наряду с воспитателями работают преподаватели школы, в которой ребенок будет учиться. Дети привыкают к учителю еще в подготовительной группе. А в УВК и в начальной школе некоторые уроки ведут и преподаватели среднего звена. Таким образом, ребятам легче “входить” в новый предмет, вступать в отношения с новыми педагогами, то есть они постепенно, поступательно “проходят” и психологическую адаптацию. Хотя в этой системе есть и свои минусы. Ребенок привыкает к одной среде и труднее вливается в новый коллектив. Ему, может быть, труднее общаться со сверстниками из других школ. Сужается социальный опыт и т.д.

С другой стороны, при такой форме обучения (когда 11-й класс школы равен 1-му курсу вуза) практически не возникает проблем с предпрофессиональной подготовкой. Старшеклассники не только определяют для себя, в каком вузе продолжат образование, но практически приступают к нему уже в стенах школы (где им читают лекции по предметам, связанным с их будущей профессией, вузовские преподаватели).

Конечно, есть здесь свои “подводные течения”. Во-первых, большие нагрузки, не каждому они под силу, учитывая общее состояние здоровья и физическую подготовку наших детей. Во-вторых, это все-таки разноструктурные звенья в системе образования – у каждого свои цели и задачи, а значит, и программы, и содержание образования. И лицейские классы в УВК могут показаться чем-то искусственным, надуманным, инородным. Потому что у лицея должна быть своя структура. А так – “опять какая-то усеченность, – заметила Галина Ивановна. – Пока не удается (читай – не разрешают. – Н.Ш.) открыть лицей в системе УВК”.

А может, это и есть та структура, то звено, которого недоставало родной нашей системе образования? Ведь сколько копий сломалось в бесконечных и пока безрезультатных спорах учителей, преподавателей вузов и практиков: наши школы не дают уровня знаний, необходимого для поступления в вуз, а вузы в свою очередь выпускают дипломированных специалистов, которых тут же надо переучивать в процессе их производственной деятельности.

Хорошо, что есть такие настойчивые, упрямые руководители, которые умеют добиваться своего. Галина Ивановна Логинова – не последняя в их ряду: “Уж если мы задумали, так и будет. Руки, правда, сразу до всего не доходят. Ведь столько предстоит бумажной волокиты, хождений по инстанциям…” Но у директора есть характер и поддержка единомышленников.

Уходя – оставайся!

Казалось бы, 2 сентября – начало занятий в вузах, первый день студенческой жизни, посвящения в студенты. А они здесь: и Светлана ВИНОГРАДОВА, и Саша МАТЮХОВ, и Андрей МАРОЧКИН, и Максим ГОЛОВИН, и еще “пятеро дружных” из бывшего 11-го “В” – лицейского. “Хотелось бы вернуться в школу, – от имени друзей признался Саша. – Здесь очень хороший микроклимат. Домашняя обстановка, что ли. И если бы можно было совмещать учебу в институте и школе, я, пожалуй, еще бы года два здесь проучился. В 10-м и 11-м классах я полюбил школу именно как школу. Здесь уважают учеников. И сегодняшним первоклассникам я бы посоветовал одно: дорожите школой!”

Пальму первенства среди любимых школьных предметов, наверное, все отдают русскому – его ведет любимая учительница Наталья Григорьевна СОРОКИНА (лицейская мама, как ее называют). Запомнились всем и школьные вечера с обязательными спектаклями, и не только в лицейский день – 19 октября, и рыцарские турниры 8 Марта, посвященные прекрасному полу, и интеллектуальные марафоны между классами и школами округа, и туристические походы с вечерним костром и песнями, в том числе и обязательной – лицейской, и поездки на летние каникулы в Грецию… В принципе, подытожили ребята, “запомнились все мероприятия, потому что мы всюду были не зрителями, а участниками”.

В стенах этой школы их научили думать и отстаивать собственное мнение. Особенно “работали” на это уроки истории и обществоведения Татьяны Николаевны ПИСКУНОВОЙ и Галины Васильевны ЧИСТЯКОВОЙ: “Уроки истории и обществоведения помогали ориентироваться и в предмете, и в окружающей действительности, трезво оценивать обстановку, одним словом, отучили от чувства стадности, когда все были “заединщиками”. Мы поняли также, что все-таки будущее – в наших руках. Страха перед будущим у нас нет”.

Редко услышишь такое – сегодня нам, может быть, больше всего не хватает ситуации успеха. Не хватает опыта людей, верящих в успех и добивающихся его.

…Не пытайтесь выяснить среднюю температуру по палате. Лучше приходите в учебно-воспитательный комплекс N 1628 на уроки добра и оптимизма. А, как известно, ум, талант и добро – очень заразительны.

Надежда ШЕСТЕРНИНА,

Михаил КУЗМИНСКИЙ (фото)

P.S. Если читателей “УГ” заинтересуют жизнь и судьба этой школы, напишите нам. Этот очерк может стать началом целой серии заметок.

На снимках:

Директор Галина логинова.

Кандидат математических наук

Александр Глушко.

Первоклассники в кабинете

информатики.

2 сентября.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте