search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Школа

Навалился декабрь – самое “глухое” в школьной жизни время. Почему-то именно в начале зимы повально заболевают учителя. Список замен напоминает фронтовые сводки потерь, а замотанные завучи дыры в расписании затыкают разве что не уборщицами.

азалось бы, в декабре надо особо бережно отнестись к педагогам, если уж не пожалеть, то пощадить их. Но происходит с точностью до наоборот. Именно сейчас на школы обрушился девятый вал проверок и инспекций. Смотрят буквально все – от оформления бюллетеней до “Москвоведения”. В иной день перебывает несколько комиссий, и каждая требует десятки различных бумаг – отчетов, справок, методических разработок.

озникает ощущение некоего “управленческого реванша”. Как будто в последний месяц нужно выполнить план по проверкам минимум за три года. Вспоминается похожая ситуация из середины XVII века, когда власти тоже решили разом собрать налоги за несколько лет и получили в ответ “Соляной бунт”.

ведь атмосфера в образовании и без того достаточно напряжена. Даже если не касаться финансовых вопросов. Побывал на совещании учителей истории, где преподаватели, доведенные до белого каления переходом на концентрическую структуру без состыкованных программ и учебников, чуть ли не в клочья готовы были разорвать пришедших на встречу с ними “без вины виноватых” ученых и методистов. И лишь фраза, с которой начала выступление одна из учительниц: “Мы, в общем-то, не собираемся вас здесь убивать” – несколько разрядила обстановку. Бережнее надо относиться друг к другу, господа хорошие.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ,

доктор педагогических наук

Вкратце

“Экономика для малышей,

или Как Миша стал бизнесменом”

Это маленькие веселые рассказы о серьезной науке, поведанные устами главного героя – забавного медвежонка Миши, превратившегося в конце книги в умудренного опытом бизнесмена Михаила Потапыча, преуспевшего не только в бизнесе, но и в делах житейских. Книга дополнена заданиями и играми, а также словариком экономических терминов, предназначенным для родителей.

С сентября 1996 г. по книге “Экономика для малышей” получают начальное экономическое образование учащиеся 1-го лицейского класса СШ N 139 г. Москвы.

Авторы книги – Татьяна Попова, Ольга Меньшикова и Лариса Кнышова – сотрудники Департамента прикладных социально-экономических проблем Международного фонда экономических и социальных реформ (фонд “Реформа”), руководит которым академик Станислав Шаталин.

Фонд “Реформа” является инициатором общественного движения “В поддержку российской школы”.

Одна из задач фонда – популяризация экономических знаний среди населения, в том числе развитие экономического образования детей.

Поэтому на презентации новой книги было больше учителей из разных школ Москвы, чем журналистов. И все они вернулись в этот вечер домой не с пустыми руками: комплекты “Экономики для малышей” стали спонсорским подарком для тех, кто изучает эту науку с детства.

Перед участниками презентации выступили первый вице-президент фонда “Реформа” Мартин Шаккум, директор Института экономики РАН академик Леонид Абалкин.

ТЕМА:

Деньги есть –

дерзи, опаздывай!

еловек, допущенный к свежей школьной документации, может найти в ней нынче записи поистине поразительные. Ну, например, ведомость, свидетельствующую о том, что в первой четверти с троих шестиклассников взят штраф в сумме 50 тысяч с каждого за курение. Родителям выдана расписка в получении школой этих денег.

Дотошный исследователь, углубившись в бумаги, найдет протокол заседания родительского комитета, постановившего взимать штрафы не только за курение, но и за разбитые стекла, лампочки и прочие нарушения дисциплины. На случай, если кто-то из проверяющих школу заподозрит – упаси Бог – директора или еще кого-то в корысти, хранится также чек, удостоверяющий, что доходы от штрафов за прошлый год истрачены на приобретение оборудования для дискотеки. То есть чтобы себе в карман – такое исключено. Не ларек здесь и не ГАИ, а школа. А вот размеры суммы, взимаемой за различные прегрешения, в разных школах существенно отличаются друг от друга. За ними прослеживается и разная степень гуманности администрации, и всем известная сейчас неравномерность в уровне благополучия семей. В той школе, где курение на глазах у публики стоит 50 тысяч, можно, хорошо поплакав и сославшись на скудность зарплаты одинокой матери, вовсе отвертеться от наказания рублем. Или, если курение признается грехом слишком застарелым, когда сама мама покупает сыну сигареты, выхлопотать снижение штрафа до пяти тысяч. Так что – никакой уравниловки. Подход сугубо индивидуальный. Но это – в демократичной школе. В гимназиях, куда отдают детей люди более состоятельные, штрафы за те же грехи до 200 тысяч и более. Там и “прейскурант” наказаний более разнообразен, обширен. Есть, скажем, пример, когда штраф приходится платить, если по ошибке вздумаешь вдруг подняться по той лестнице, которая отведена только для спускающихся вниз. Понятно, да? В гимназии вообще должен быть порядок более строгий, чем в школе. Насорил – плати (можешь, видимо, и не убирать), надерзил – штраф (кому нужны пустые извинения?). Нет сменной обуви – тоже. В некоторых особо изысканных учебных заведениях строгости и вовсе невиданные. Штрафы в иных случаях устанавливаются за каждую минуту опоздания. Да не в рублях, а в центах и долларах. Возможно, для более глубокого изучения английского языка. По-русски там уж и не сказать. А нам, судя по всему, следует понимать так, что если у тебя есть валюта, можешь вести себя как угодно: кури, сквернословь, бей стекла, входи в класс посреди урока. Но – плати, плати за все, голубчик. Школе от этого только польза. Вежливость и дисциплинированность – удел жалких бедняков. Есть даже сведения, что и приличные оценки могут стать вскоре приметой финансового неблагополучия. Во всяком случае в одном образовательном учреждении по школьному радио уже обьявлено, что штраф будет установлен и за невыученный урок. У кого денег нет, тому придется серьезно поднажать на учебу.

На этом, пожалуй, следует умерить иронический пафос. Слишком серьезное явление, стоящее за нововведениями такого рода. Ведь и я, поддавшись магии протоколов, ведомостей, допустила поначалу мысль, что разрешение на эту самодеятельность, вполне возможно, получено у городской администрации. Вместо бюджетных средств, которых выделяется сейчас школе меньше половины положенного. Сказано же, что 19 субьектов Федерации своим местным законодательством нарушают Конституцию России. И – ничего! Но в инспекции при городском комитете по образованию меня дружно подняли на смех: “Какие школьные штрафы. Вы шутите? Да, были отдельные случаи, обращались к нам несколько раз родители. Мы разьясняли, что такого права у школы нет. Но случаи эти можно по пальцам перечесть! Нам и в голову не приходило устраивать соответствующие проверки…”

Может быть, потому и расцвели так пышно штрафы на ниве образования, что многие родители, как и я, ни на секунду не усомнились в законности действий школы. Мы, случается, и в транспорте по первому требованию платим штраф молодым людям в форме только потому, что сами виноваты. А те выдают квитанции, которые оказываются обрывками из старой бухгалтерской книги. Здесь же речь идет о школе, где директора не заподозришь в авантюризме. Требует – значит имеет право. Опять же и дети на самом деле виноваты. И учиться им здесь еще не один год. Так что лучше уж расплатиться без лишнего шума. К тому же на нынешних ребят такое наказание производит самое сильное впечатление. Директор школы так и говорит: они другого языка сейчас не понимают. А как оштрафовали двоих в прошлом году – сразу курение в школе прекратилось. Родители не только не протестовали, но благодарили. Одна мама сказала, что все доводы уже испробовала – не действует. Зато серьезный штраф из семейного бюджета вроде бы заставил сына задуматься.

Выходит, школьные штрафы для пользы дела стоит разрешить? Во-первых, как уже говорилось, бюджет пополнится. Во-вторых, с методиками хлопот меньше. Не готов к уроку – плати. И никаких тебе мучений, поисков, как лучше подать сложный материал. Не усваиваешь вместе со всеми – раскошеливайся. Ну и льготы, конечно, придется предусмотреть – детям инвалидов, ветеранов, например… Опять ирония? Но правовые нормы в нашем обществе так противоречивы, а рамки бесплатного образования настолько условны, что недолго запутаться, где насмешка, а где закон. Потому и номера школ, имена провинившихся администраторов называть не хочется. Директор, доверчиво развернувшая передо мной свои протоколы и ведомости, одна вмиг может остаться без работы только потому, что остальные окажутся хитрее, успеют спрятать свидетельства беззакония, предупредят родителей и учеников. И никакие облавы не могут в единочасье превратить школу – если она становится казармой со штрафами и нарядами вне очереди – в дом радости, добрый и теплый. Единственно верным, нерушимым законом тут могут быть только вечная любовь к ребенку, душевный такт и уважение. Сберечь эти чувства в себе – значит сберечь наших детей. Сберечь наперекор всему – рыночной стихии, дикости российского капитализма, жестокости отношений. Такая уж “невыгодная”, странная профессия – учитель, воспитатель человеческого в человеке, сеятель великой, вечной, необьяснимой доброты.

Нина ПИЖУРИНА

Санкт-Петербург

Наш комментарий

К сожалению, факты, изложенные в статье Нины Пижуриной, не единичны и относятся не только к городу Санкт-Петербургу. В первом номере “УГ” за этот год мы уже публиковали приказ Минобразования от 8.12.96 г. N═621 “О нарушениях законодательства в деятельности образовательных учреждений”. В приказе, подготовленном по материалам Генпрокуратуры, говорилось о незаконных поборах в школах Красноярского края, Кемеровской, Омской и других областей. Однако, несмотря на меры, принимаемые Минобразования, количество нарушений не уменьшается. Более того, как нам сообщили в Минобразования, география писем от родителей о незаконных поборах увеличивается…

Фото Владимира МОРОЗОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте