Мы все, наверное, чем-то похожи друг на друга. Столичные и провинциальные. Сельские и городские. В основном, конечно, учительницы, с редкими вкраплениями мужчин. Люди с загадочной учительской душой! Почему она до сих пор не стала обьектом пристального внимания социологов и психологов?
аньше работали за мизерную плату, теперь вообще бесплатно. Но… на переменках в учительской не о тряпках и даже не о зарплате. Об учениках. О старательных строгих отличницах, о незаметных тихонях, о прогульщиках и лодырях. “Дорощук ни одной ошибки в контрольной не сделал, нет-нет, не списывал, я его на первую парту одного посадила” – счастливый голос Раисы Семеновны, математички. Всю перемену она так и простояла с кипой тетрадок под мышкой и огромным треугольником. Боже, как я раньше боялась быть на нее похожей! Типичная училка-синий чулок, старая дева, в выцветшей кофте и длинной немодной юбке. Приходит на работу раньше всех в пустую, еще сонную школу и уходит, когда мрачная дежурная неистово возит тряпкой по древнему паркету.
еперь иногда завидую ей – она действительно счастлива: я вхожу к моим семиклашкам и неожиданно понимаю – все суета сует. Кроме распахнутых, сверкающих любопытством и радостью глаз. Кроме детской любви, все-таки, несмотря ни на что, постоянной. Согласитесь, зарплата по сравнению с этой захватывающей душу любовью просто пустяки…
ы все и впрямь очень похожи. И необязательно строгими темно-синими костюмами, и неброским макияжем. Даже в короткоюбочных или джинсовых выпускницах педвузов легко узнать принадлежность к учительскому сословию. Их выдают жесты – как без них обойтись при обьяснении теоремы Пифагора или правописания прилагательных?! А еще строго сжатые губы и – самое примечательное – учительские интонации. С ними, с этими коварными интонациями, невозможно бороться. Они прорываются в разговоре с домашними, с мужем или даже в общественном транспорте. Мы говорим старательно, проговаривая слова, четко и назидательно. Всю жизнь. Но самое удивительное – не жесты, не интонации, не строгие взгляды. Поистине феномен – бескорыстная учительская душа…
Светлана РУДЕНКО
Луганск
Вкратце
Три завуча – это роскошь!
В школах Украины тихо и незаметно идет процесс экономии средств на чем угодно.
Вот лишь некоторые нововведения. Для того чтобы выделять меньше денег на оплату классного руководства, предельная численность учеников в классе увеличена с тридцати до сорока. В январе этого года состоялось повальное сокращение ставок завучей: с трех на школу до одной. Завуч, не попавший под сокращение, отныне плюс к своим обязанностям должен выполнять обязанности уволенных коллег, хотя на его зарплате это никак не отражается.
Уже давно не выделяются средства на школьные кружки. А за пользование учебниками каждый школьник ежегодно должен платить по одиннадцать гривен. Деньги перечисляются в Киев и, если верить официальной версии, расходуются на издание новой учебной литературы.
Что касается вузов, то с февраля стипендию получают лишь те студенты, у которых средний балл последней сессии не меньше четырех с половиной.
Руслан ЦАРЕВ
Горькие цифры
21 тысяча учащихся 11-х классов и 5 тысяч девятиклассников в Иркутской области в этом году не получили полноценного образования из-за забастовок учителей.
Проблемой стала подготовка к выпускным экзаменам. Более двух месяцев не учились дети в Усть-Куте, в Усолье-Сибирском, Саянске, Черемхове, Чуне, Казачинске…
Учителя покидают школы даже в середине учебного года. 11% педагогического состава – пенсионеры. Очень мало молодежи: из 400 выпускников иркутских педагогических вузов в этом году в классы пришли всего… 34. Долг по зарплате учителям – 300 миллиардов рублей. А впереди – летние отпуска, на их оплату требуется еще 148 миллиардов.
И еще одна тревожная тенденция: в последние два-три года в области закрыто 100 малокомплектных школ. Перспективная или неперспективная деревня – уже не имеет значения: учебные заведения не на что содержать.
Виктория ГАЛКИНА
ТЕМА:
Политехнизация или технологизация
Давно уж принят и действует новый Закон “Об образовании”, с которым “единая трудовая политехническая” канула в Лету. Школа перестраивается и, как и общество, разнообразится. Однако в базовых программах снова записано, что обучение вносит вклад в политехническую подготовку, поэтому его важной задачей является политехническое образование.
стоит ли политехнизм того, чтобы подчинять ему в обучении и образовании все и вся? Вот рухнул “железный” занавес, и просто оторопь берет от всего того, что придумано и создано теми, кого обучают, не ведая ни о каком принципе политехнизма. А что же наши политехнически подкованные выпускники школ, техникумов и вузов? Некоторые гордятся, что они быстро осваивают сложную технику: “Наша система политехнического образования работает”. Другие вспоминают: “Мы и сами когда-то производили. Ту же бытовую технику: автомобили и телевизоры, холодильники и пылесосы, кастрюли и утюги”.
Производить-то производили, но уж больно не похожее на то, что все сегодня покупают. И дело тут не в дизайне и упаковке. У заморских конструкций явно выражено свое лицо. Привлекает гармония в сочетании размеров, веса, формы, цвета, энергопотребления, функций. В целом технический замысел направлен на то, чтобы конструкция дополняла среду обитания человека, соревнуясь в формах, цвете и функциях с ее природным многообразием. Наши технические произведения так и застряли в кубизме своих контурных линий и примитивизме исполняемых функций.
И ничего во всем этом странного нет. В продукте труда всегда находит свое выражение творческая индивидуальность личности его создателей. И жизнь еще раз доказала, что наше политехническое образование – просто своеобразная и изощренная форма удавки для сдерживания и торможения развития интеллекта нации. И оно в сто крат опаснее прямых и открытых форм, так как маскируется привлекательными дидактическими качествами. Учащихся знакомят не только с явлениями, протекающими в природе, но и в различных механизмах, технических и бытовых установках, учат применять свои знания к практическому делу. В учебную деятельность школьников естественным образом включаются практические занятия и лабораторный эксперимент, основным содержанием которых выступает изучение простейших технических обьектов и обьяснение принципа их работы с использованием законов природы. Все это крайне ценные дидактические качества.
Однако у политехнизма есть и обратная сторона медали. Усиление политехнического обучения происходит главным образом за счет наращивания фактологического содержания предмета. А это весомый источник перегрузки учебного процесса, поскольку учебный план предмета остается практически неизменным. К тому же надстройки и изменения учебного предмета, обусловленные необходимостью ознакомления школьников с новыми техническими обьектами, создаются долго, но устаревают довольно быстро. Поэтому учебник, а с ним и методики не успевают отслеживать современного состояния науки и техники, общества, экономики. Кстати, эта проблема в первую очередь сказывается на организации внеклассной (кружковой) работы с ребятами в области технического моделирования и конструирования. Содержание учебного предмета и теоретические основы принципа работы технических обьектов, технологий явно не соответствуют друг другу. Детям на занятиях быстро надоедает слепо копировать модели, и кружки рассыпаются.
Для решения накопившихся проблем политехнизма предлагаются разные пути. Во-первых, прикладные вопросы рассматриваются в рамках нескольких учебных предметов (физика, химия, биология, история, обществоведение, география, основы производства и др.). Во-вторых, предусматривается факультативное изучение политехнического материала, которое чаще выносится за рамки содержания. В-третьих, делаются попытки найти “истинно” политехнический подход. Согласно одному из таковых предлагается изучать так называемые направления развития технического прогресса, сыгравшие или играющие важную роль в развитии цивилизации. Например, при изучении физики – это механизация производства, двигатели и теплофикация, электрификация и радиотехника, ядерная энергетика, при изучении химии – создание новых веществ и материалов с заданными свойствами. Подобное направление берется за основу и в базовых программах.
Практическая реализация политехнизма приводит к тому, что сам учебный предмет начинает играть вспомогательную роль. Фактически политехнизм становится самостоятельным предметом, вернее, предметами. Хорошо это или плохо? Во Франции, Дании и других скандинавских странах подобные учебные предметы уже давно созданы и широко применяются. Но в других, например США, ФРГ, игнорируется требование политехнической направленности учебного материала, и в школьных учебниках он начисто отсутствует.
Насыщение учебных предметов политехническим материалом приводит к искаженному и одностороннему восприятию роли научного знания в познании и практике человека. Складывается представление, что основой техники и производств, социальных технологий служит ее величество Наука (физика, химия и т.д.). И в результате политехнически образованное поколение оказывается не только духовно не развитым, но и беспомощным в создании или освоении даже простейших, но жизненно важных технологий. Не могут обустроить свое жилище, организовать свою жизнь на достижение поставленной цели. Не знают, как заработать деньги, и вообще имеют смутные представления о деловой карьере, способах поиска своего места в жизни.
Окно в технологическую Европу
Народы веками бьются над укреплением и развитием технологической мощи нации. И многие из них добиваются на этом стратегическом направлении впечатляющих успехов, а некоторые – и в удивительно короткие сроки. Отличия состоят в том, как каждое поколение решает вставшие перед ними технологические проблемы. В истории нашей страны каждое ее новое поколение вынуждено перенимать чей-то технологический опыт. Мы прорубаем окно то в Европу, то в Америку, то в Азию. Делаем все, что угодно, но только не занимаемся созиданием технологической индивидуальности нации. И роковую роль в этом играет реализация в обучении и образовании идей политехнизма.
Зачем время и силы нации тратить на изобретение велосипеда?! За рубежом есть машины, техника и технологии. Можно купить их, и все дела. И всегда находятся люди, которые доказывают невозможность для нашей страны иного решения этой проблемы.
Конечно, пользоваться тем, что производят цивилизованные народы и страны, проще во всех отношениях. И это понятно. Жизнь конкретного политика и чиновника уж очень коротка в сравнении с разработкой и внедрением не то что передовых, а многих простейших технологий.
А это очень серьезная проблема. Технологическая отсталость страны определяется отсталостью технологического мышления. Знание принципа работы технических устройств, социальных технологий, конечно, важно. Однако само по себе оно не имеет особого значения. И в практическом, и в теоретическом планах более значительно понимание способов и средств, условий и особенностей производства конкретного технического устройства, конкретной социальной технологии. И, как показывает наша жизнь, именно об этом у наших учащихся и студентов не было и нет ни малейшего представления.
Уже в самом простейшем случае возникают проблемы. Скажем, задумал ребенок сделать из карамели “петушка”. У него буквально с первых операций возникают разнообразные проблемы: карамель пригорает, прилипает к форме и т.д. Оказывается, что изготовление “петушка” – не столько плавление и отвердевание веществ, как учат в школе, сколько определенная технология, о которой ребенок не имеет никакого представления.
Чтобы иметь представление о производстве, а в широком плане и о жизни, необходимо по крайней мере понимание сути используемых обществом технологий. И это не только научные и технические знания. В любой технологии есть такие моменты, которые, вообще говоря, ни из каких теорий не следуют. Многие составляющие люди придумали, открыли, изобрели в ходе длительного технологического опыта. Причем не каждое из технологических открытий немедленно становилось достоянием всех заинтересованных в этом. Продать готовый продукт – пожалуйста. Продать технологию – извините.
Путь к мастерству жить
У наших школьников и студентов должен формироваться определенный опыт собственного конструирования самых разнообразных технологий (бытовых, промышленных, социальных и др.). Решение задач на придумывание и использование технологий вовлекает их в операции с более широким спектром знаний, умений и навыков, чем простое знакомство с принципами работы приборов и технических обьектов.
Современные учебники содержат множество сведений о тех или иных сторонах наиболее значимых социальных, интеллектуальных и индустриальных технологий. Но, к сожалению, они используются в основном для иллюстрации. Например, курс физики буквально переполнен описаниями технологических процессов. От простейших до таких, как передача изображений на расстояния и обобщение знаний на основе физической гипотезы. Еще большее число технологий встроено в канву изложения так, что они просто и не воспринимаются как технологии (физические наблюдения, измерения, построение описаний и обьяснений явлений, проведение прямых линий, хранение, транспортировка газов и жидкостей и т.д.).
Подобные сведения по своей природе – творческие решения предыдущих поколений тех или иных технологических проблем, поэтому на их основе легко строить изобретательские задания, вопросы и задачи на придумывание и разработку технологий, которые и формируют у них технологическое видение окружающего мира. И как результат – мастерство жить.
Михаил ЛИННИК,
кандидат педагогических наук
Барнаул
Визитная карточка
“Закат воспитания” никогда не наступит
Как в наших непростых условиях массовая школа пытается компенсировать детям все, что недодали им общество и семья?
Мы уже рассказали (“УГ” N═2, 1997 г.) о “Школе-театре”. А есть и “Школа-клуб”, и “Школа-вуз”, и “Школа-семья” – все они нашли свою формулу, свое лицо. В каждой из них складывается интереснейшая воспитательная система. Сегодня речь пойдет о Рассветской поселковой школе Тульской области.
кола в поселке Рассвет одна. Открылась 15 лет назад в связи с созданием знаменитой птицефабрики, снабжавшей добрую половину страны куриными яйцами, окорочками, колбасой. Ученики – в основном дети сотрудников, приехавших на работу отовсюду. Здесь эти молодые люди получили квартиры, обзавелись семьями… Приехали и педагоги – тоже, как правило, молодые. Дети подрастали и шли в школу. Как и родители: она практически оказалась центром культуры в поселке. Фабрика помогала с оборудованием классов, с оснащением кабинетов, с квартирами для учителей. Не забывала и школьную столовую. Здесь кормили сытно, вкусно и относительно дешево. Директор предприятия бывал на педсоветах, давал автобус для экскурсий в Тулу, беседовал с родителями нерадивых учеников, шефствовал, одним словом.
Так было. Но наступили трудные времена. Фактически перестала работать фабрика. Появились безработные. Средствами к существованию стали случайные заработки, пособия стариков и огороды. Помощь фабрики школе свелась к минимуму. Связи с областным центром тоже. Казалось, что жизнь в школе неминуемо заглохнет. Однако этого не случилось. Почему?
Причина первая: в школе стабильный состав воспитателей. И это стало очень важным для сохранения уже начавшей складываться воспитательной системы. Сработала пословица: “Не было бы счастья, да несчастье помогло”. Учителям зарплату не платят, родители в большинстве своем безработные. Но деваться-то некуда.
И родители по-прежнему участвуют во всех школьных акциях вместе с детьми.
Скажем, появился новый предмет – “Туловедение”. Ребята изучают его на уроках. Ну а в заключение – театрализованная игра, отражающая историю родного края, основные ее этапы. Игра идет и на сцене, и в зале, и в школьных коридорах, и на улице. И дети, и учителя, и родители в стилизованных костюмах с упоением изображают сцены из далекого прошлого своего края.
Театрализованное представление сменяет конкурс ответов на “исторические вопросы”. И в командах, участвующих в конкурсе, и в жюри опять-таки и дети, и родители, и учителя. Все играют, и играют самозабвенно. Кто кого воспитывает – сказать трудно.
Причина вторая. Срабатывают традиции, привычки. Они-то и побуждают к действию.
Так, старшеклассникам, достигшим совершеннолетия, паспорта вручают в школе, в торжественной обстановке, соблюдая привычный ритуал. И если педагоги что-нибудь забудут, дети и родители обязательно напомнят. И будет все, как прежде: и торжественное поздравление, и цветы, и подарки, и фотографирование, и музыка, и знамена, и волнение сидящих в зале мам. А есть еще и “годовщина” школы, и праздник святого Валентина, и коллективные дни рождения. О них помнят, к ним готовятся, отнюдь не дожидаясь напоминания со стороны директора. А уж начало и конец учебного года, встречи с выпускниками прошлых лет, посвящение в школьники первоклассников тем более не требуют напоминаний, хотя усилий, заботы и творчества требуют.
Причина третья – тяга к творчеству.
Творчество во многом обусловило не только сохранение основ воспитательной системы, но и развитие ее в современных условиях. И творчество здесь превратилось в традицию. Взрослые и дети не хотят копировать ни чужой, пусть хороший, опыт, ни даже свой собственный, казалось бы, удачный.
Так, сегодня в учебный план введены такие спецкурсы, как мировая художественная культура, экология, основы экономики, “Мой мир и я”, бухгалтерский учет (выдаются сертификаты с правом поступления на работу). А ведь подготовить и провести такие спецкурсы – дело непростое.
Проходят и предметные недели, и творческие смотры предметных методических обьединений, и литературные гостиные, и математический час, и “Встреча с учеными Древней Греции”, и праздник “английских школьников” (на английском языке), и час валеологии “Наше сердце”, и ярмарка для школьников младших классов, и проблемные “круглые столы”, и конкурс педагогического мастерства молодых педагогов, и неделя детской и юношеской книги, и встречи с писателями и художниками-профессионалами, и выставки изобразительного искусства самих педагогов, детей и родителей, и кукольный театр, и многое другое. Творчество уже в самом многообразии этих задумок.
Формула “делай, как я, делай лучше меня” дополнилась возможностью “делать иначе, по-своему”. И дети нередко являются авторами собственных творческих замыслов, в реализации которых взрослые участвуют в качестве слушателей, зрителей. Так, проводятся дни самоуправления, творческие отчеты кружков, конкурсы на оформление своего класса, концерты для малышей, для шефов и многое другое.
Причина четвертая – гости.
Еще одна причина самосохранения воспитательной системы – открытость школы, ее доступность для гостей. Открытость школы социуму? Казалось бы, что здесь хорошего. Ведь в социуме сейчас хаос. Так не открываем ли мы “шлюзы”? Оказывается, влияние социума на школу, на ее воспитательную систему может быть (да и должно быть) избирательным. Важно открыть школьные двери и окна влияниям положительным, впускать в школу полезных для развития ее системы гостей.
Гости в Рассветской бывают часто и разные. Одни – чтобы обогатить жизнь школьников и педагогов, подарить им что-то свое из области духовной культуры; другие – чтобы увидеть в ней что-то интересное для себя.
Первые – это друзья реальные или потенциальные: художники, писатели, ученые, журналисты. Их ждут, расспрашивают об успехах. Вторые – желающие “получить” ответы на вопросы, вступить в дискуссию. И таких тоже немало: Рассветская является экспериментальной площадкой Тульского института развития образования. На ее опыте учат другие школы области. Таким гостям надо “показать” школу. “Показать свою школу и себя в ней” свойственно рассветским педагогам.
И еще одна причина – наличие двух лидеров – рационального и эмоционального. Ими здесь стали директор школы Владимир Васильевич Лапин и его заместитель Галина Васильевна Шайтурова. Оба педагоги высокого класса. Они-то и задали модель воспитательной системы Рассветской школы, они обеспечили ее реализацию в сравнительно стабильных условиях. Они сплотили команду единомышленников-педагогов. Они увлекли ребят. Их знают все жители поселка – в школе они с первых дней ее существования. Они живут в поселке, ведут свое хозяйство. Их дети учились и учатся в созданной ими школе. Здесь они проводят не только рабочее время, но и время, свободное от обязательной работы.
Размышления о причинах стабильности воспитательной системы Рассветской школы.
Раздумывая об устойчивости воспитательной системы Рассветской школы, мы сделали вывод: “закат воспитания” в ней не наступит. Повторяем, коллективов, работающих в подобных условиях, сейчас немало. И даже (вот странное явление!) число их неуклонно возрастает. Когда-то их были единицы: школы с гуманистическими воспитательными системами В.А.Караковского, В.А.Захаренко, Г.П.Поспеловой. Сейчас идет целое движение за создание школьных гуманистических воспитательных систем. Открываются профильные лаборатории при ИУУ и ИРО, изучающие и направляющие рождающийся опыт. Создан Центр современных проблем воспитания. Проводятся конференции, семинары, творческие встречи. Наиболее яркий опыт в этой области становится обьектом исследований, в том числе и со стороны самих его создателей. Причин этого, казалось бы, парадоксального явления по крупному счету две. Наличие в нашей школьной действительности значительного количества истинно одаренных педагогов-воспитателей (фасилитаторов по Роджерсу) и отсутствие (пока еще) в сфере воспитания жестких рамок, обязывающих учителей действовать на основе отживших педагогических норм прошлого.
Что же касается основных условий, обеспечивающих гуманистический характер воспитания в современной школе, то это становление и развитие в ее рамках гуманистической воспитательной системы.
Об общих принципах построения В.С.Ш. мы расскажем в следующей статье.
Людмила НОВИКОВА,
академик РАО,
Алевтина ГРИГОРЬЕВА,
руководитель лаборатории современных проблем воспитания Тульского института развития образования
Тульская область
Комментарии