search
main
0

«Шиповник» из яблочного края

Человеку все по силам

Большому пеликану: «…Он рос в каждой точке страны на глобусе, // Он крыльям давал грандиозный размах! // Мы знали, что вырастем здесь, на конкурсе. // Но мы не знали, что вырастем так». Автор этих поэтических строк учитель русского языка и литературы из Саранска Евгения Макарова родилась на Дальнем Востоке, ее родной город – Хабаровск.

 

В детстве семья Евгении переехала в Мордовию. «Это моя республика по духу, моя малая родина, – рассказывает Евгения Сергеевна. – Очень люб­лю этот яблочный край. Это сердце России, где очень красиво, поэтично и уютно. Мордва по-настоящему гостеприимный народ. Я рада, что срослась с этими интересными языком, бытом, культурой. Тем более что родная бабушка – мордовка по национальности. Этому народу присущи упорство, целеустремленность – черты, которые и мне позволяют преодолевать сложности. Верю, что человеку все по силам, и часто самой себе бросаю вызов». В 2022 году Евгения Макарова, бросив себе вызов, впервые за многолетнюю историю Мордовии стала лауреатом конкурса «Учитель года».

Евгения Сергеевна окончила школу в Лямбирском районе, в 2010 году – Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е.Евсевьева. Потом вышла замуж и стала жить в Саранске. Работала в той школе, выпускницей которой является. Пять лет назад пришла в самую крупную школу Мордовии – центр образования «Тавла» – среднюю общеобразовательную школу №17. Это флагманская школа республики, большая образовательная инновационная площадка на две тысячи учащихся, уточняет Евгения Макарова.

– Когда я сюда пришла на семинар и увидела, как много здесь пространства, какой большой поток детей, почувствовала, что хочу здесь работать, и поняла, что справлюсь, – говорит она.

Евгения Сергеевна любит работать со старшеклассниками, говорит, это ее стихия. У 16-17‑летних очень интересный внутренний мир, а литература – такой предмет, которым нужно заниматься ближе к взрослости. Осмыслить слово, особенно русское слово, глубину и трагизм русского писателя возможно, как ей представляется, не в детстве, но в юношестве.

Непростая для осмысления русская литература помогает в освоении прекрасного русского языка. Диктант старшеклассники пишут, вслушиваясь в словесные образы Ивана Бунина, воспевшего антоновские яблоки, или в прекрасные образцы русской речи из рассказов Ивана Шмелева. Нарочно выбирая произведения вроде прозы Бориса Зайцева, где звучит вкуснейший русский язык, Макарова прививает ученикам чувство причастности к этому огромному, полноводному, безбрежному явлению, а вышедшие из употребления слова, которыми пользовались литераторы XIX века, дают возможность развернуть тему урока в неожиданную сторону. Например, объясняя ребятам, что за слово такое «частокол», Евгения Сергеевна показывает им русские палисадники, окунает в живописную картинку русской народной культуры. Дети благодарно проникаются и этой живописностью, и этой красотой.

Евгения Макарова часто слышит отзывы учеников вроде: «Я никогда не обращал внимания на то, как разговариваю сам, как говорят мои знакомые, но после ваших уроков начал поправлять самого себя и окружающих». В прошлом году ее выпускница получила на выпускных испытаниях 100 баллов по русскому языку. Есть бывшие ученики, выбравшие филологические и лингвистические факультеты. Но есть и поступившие на физико-математические специальности, они до сих пор присылают бывшей учительнице видео, на которых читают стихи поэтов Серебряного века, и говорят большое спасибо за то, что Евгения Сергеевна смогла в них, физиков, заложить лириков. Этим педагог тоже гордится.

– Я очень уважительно отношусь к классической русской речи. На своих уроках и в общении с детьми стараюсь говорить только правильно, и любое просторечие, любое слово-паразит безустанно поправляю. «Вы же русские люди, как же вы можете коверкать язык?! – говорю я ребятам. – Вы носители великой культуры. Как вы можете не знать правильного подчинения придаточных, как можете не знать своей пунктуации, неправильно ставить ударения? Очищайте свою речь, говорите красиво», – делится учитель.

Евгения Макарова признается, что вообще любит, чтобы вокруг нее было красиво. Она сажает розы, ухаживает за растениями в выходные дни. Наслаждается пейзажами, закатами и рассветами, леса, где она любит прогуливаться в тишине и уединении. Это неудивительно, ведь именно в красоте простой русской природы находили вдохновение великие отечественные писатели. А наполнившись тишиной и уединением, Евгения Сергеевна опять летит в свою просторную школу, где после подзарядки может многому научить детей.

– Чтобы быть наполненным для детей, – признается педагог, – важно не пропустить жизнь, протекающую именно в эту минуту.

На конкурсном уроке, по признанию Макаровой, она пошла ва-банк, выбрав в качестве темы творчество Леонида Андреева. Да простое ее и не привлекает. Можно, прочитав пару произведений, показавшихся сложными, расстаться с писателем навсегда, а можно, как делает Евгения Макарова, перечитать не понравившегося поначалу автора и понять для себя, что интересен он именно тем, что сложен. На этом и был основан ее конкурсный урок.

Групповую работу со старшеклас­сниками Евгения Сергеевна построила на стилизации эпохи, в которой творил Андреев. Ребятам было предложено поместить исторические события и литературные направления начала XX века в три книги: черного, красного и белого цветов. Декаданс отправился в черную книгу, модернизм – внутрь красной обложки. Белая книга вобрала в себя Серебряный век. Учитель не просто дала определение неореализму, присущему творчеству Леонида Андре­ева, но и постаралась погрузить ребят в этот стиль, создав иллюзию новой реальности, начиная от приема анализа рассказа по последней странице и вплоть до атмосферы литературного салона, где школьники, будто литераторы-новаторы, писали свои заметки буквально на скатерти, что тоже работало на идею. «Не ручка, а карандаш, не бумага, а ткань. Другие ощущения», – определила свои подходы Евгения Макарова. В конце урока, оценивая личность Леонида Андреева, один из ребят дал такое определение: «Многогранник». И стало ясно, что прекрасно разобравшиеся в неореализме и его ярком, но противоречивом представителе ребята учатся в физико-математическом классе.

– Леонида Андреева как писателя я почувствовала одиноким шиповником, своеобразным, до конца не понятым, но оригинальным и интересным для изучения. Было важно, чтобы образ писателя прочувствовали и мои ученики. Это получилось! – подытоживает Евгения Сергеевна, вошедшая в «пятнашку» лучших учителей страны.

Вообще Тюмень обогатила массой новых ощущений. Самые приятные впечатления остались от директора тюменской 16‑й гимназии Натальи Филиппи, от победителя прошлого года Екатерины Костылевой, которая тепло поддерживала конкурсантов. И конечно, великолепна была работа старшеклассников.

– Класс оказался физико-математическим, – вспоминает Евгения Макарова, – но с ним было очень легко, и литературные вершины они тоже взяли.

Еще запомнилась встреча с легендарным Шалвой Амонашвили, который восхитил своей мудростью, своей гуманной педагогикой. Евгению Сергеевну поразила неожиданностью его фраза: «Хулиганов и двоечников надо любить. Это двигатели прогресса, будущее человечества. Это маленькие предсказатели и маленькие гении». И еще одним открытием стала книга «Окрыляющая педагогика» Ирины Димовой, подаренная всем участникам конкурса.

– Я понемногу читаю эту потрясающую книгу, дающую обзор конкурсного движения начиная с первого года его организации, – рассказывает Евгения Сергеевна, – и понимаю, что наш конкурс – целый дивный мир!

«Учитель года»-2022 – это не первый ее подход к соревнованиям такой значимости. Примерно на третьем году работы молодой педагог уже пыталась представить свои достижения на конкурсе, но неопытность помешала тогда добиться каких-либо результатов. «Тавла» стала для нее профессиональной кузницей, выковала из нее профессионала, сформировала многие личностные качества.

– И это большое доверие нашего директора, – признается Макарова. – Светлана Викторовна Лиманская помогла мне достичь той точки развития, когда я готова была раскрываться. Очень ей за это благодарна.

Макарова не просто преподает литературу и русский язык в школе, она руководит самым большим и самым молодым методическим объединением филологов центра образования «Тавла» – средней общеобразовательной школы №17. Контролирует всю методическую деятельность, помогает адаптироваться молодым специалистам. Объясняет, как учить, по каким критериям оценивать обучающихся. Организует предметные недели, проводит семинары. Являясь советником регионального министра образования, участвует в коллегиях Министерства образования при главе Республики Мордовия с правом голоса. Любит играть в шахматы и пишет стихи. Небольшой поэтический отрывок, вынесенный в начало этой статьи, взят из стихо­творения, написанного ночью по дороге из Тюмени в Саранск. Такой вот многогранник.

Мне всегда было интересно, что учителя, сделавшие чтение и профессиональный разбор русского языка и литературы своей специальностью, читают в свободное время. Ответ Евгении Макаровой оказался несколько неожиданным. Для себя она предпочитает историко-этнографические изыскания. Конечно, она любит прозу Бориса Зайцева за «целые пласты чистого русского языка», но ей интересны и описания старинного русского быта, жизнеописания русского купечества. Недавно Евгения Сергеевна открыла для себя этнографа-беллетриста Мельникова-Печерского, описывающего жизнь, быт, культуру XIX века. А сколько у него приводится пословиц, поговорок, старинных, диалектных слов!

– Удивляешься мудрости русского народа, описанной в диалогах, – с восторгом говорит учитель литературы, – и понимаешь вдруг, откуда, из каких глубин проистекает наш русский культурный код.

Галина СЕРГЕЕВА, Республика Мордовия

 

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте