Маленькому ребенку, каждый день узнающему все больше нового об окружающем мире, очень важно оставаться в стабильной и комфортной среде. Важно максимально сгладить потрясение от обязательной социализации маленького человечка. Его когнитивные способности должны быть направлены на усвоение учебного материала и на определение своего места в школьном коллективе. Если в детском садике ребенок знакомится с окружающим миром и познает правила установления межличностных связей в игровой форме, то в школе он почти по-взрослому сталкивается с процессом обучения и усвоения учебной программы, что радикально отличается от прежней вольной и беззаботной жизни малыша. Чем мягче и ровнее он войдет в учебный процесс, чем меньше будет стресс новизны, тем лучше будет и для психологического здоровья ребенка, и для усвоения материала.
Пытаясь максимально нивелировать потрясения будущих первоклассников, учителя начальной школы проводили своего рода мастер-классы по учебе в школе, адаптированные для понимания самых маленьких. Детвора привыкала к новым лицам и к мысли, что от них не исходит угроза, что они друзья, что они могут открыть неведомый мир знаний, в котором так интересно. В свою очередь учителя изучали будущих учеников, их сильные и слабые стороны, характер, то есть все то, что педагогу надо знать обязательно.В нашем садике работают высококвалифицированные воспитатели, обладающие творческим подходом к процессу развития ребенка. В старшей группе в форме игры учителями младших классов школы еженедельно проводятся занятия, нацеленные на адаптацию перехода к школьному варианту обучения. Таким образом, переходя из детсада в школу, дети избавлены от стресса двойной социализации, как с соучениками, так и с учителями. В нашем случае и те и другие представляют собой уже знакомый со всеми коллектив младших и старших, хорошо известных друг другу. Мы достигаем тем самым самой мягкой адаптации практически всех детей в классе на первом году обучения. Учитель экономит немало времени, которое в противном случае ушло бы у него на знакомство с первоклассниками. К моменту начала занятий в первом классе учителя начальной школы уже знают каждого ученика, знают его слабые и сильные стороны, и им не требуется период раскачки и привыкания, что благотворно влияет на учебный процесс.Одной из задач воспитания детей в дошкольном отделении является всестороннее развитие (преимущественно в игровой форме), как физическое, так и духовное. В детском саду имеется плавательный бассейн, что позволяет обучать малышей плаванию и укреплять иммунитет организма в той степени, в какой это возможно для людей, посещающих бассейны. Надо ли говорить, что ребята занимаются в бассейне с восторгом, а для родителей посещение бассейна становится весьма привлекательным фактором, влияющим на выбор сада.Воспитатели устраивают детям и другие физкультурные соревнования в помещениях и на воздухе, а также организуют мини-представления по мотивам известных и любимых сказок. В гости к малышам с шефскими концертами приходят вчерашние выпускники дошкольного отделения, а ныне ученики классов начальной школы, которые готовят представления художественной самодеятельности на уровне школы в ходе проведения театральной недели, новогодних праздников, Дня Победы и в иные дни.Общим правилом проведения всех мероприятий в школе, и особенно в детском саду, является максимальное участие ребят. В идеальном случае мы добиваемся того, чтобы родители, забрав сына или дочь домой после насыщенного дня, могли немного поговорить о том, что было интересного за день, накормить ребенка ужином и уложить его в постель, поскольку у него уже не должно больше оставаться сил ни на что иное. А утром ребенок должен с радостью одеваться и торопиться в сад к друзьям и любимым воспитателям, чтобы окунуться в окружающий мир, полный захватывающих событий. Подтверждение такой концепции содержания детей в садике мы часто слышим от родителей в виде пожеланий. В сентябре этого года мы получили еще одно доказательство правильного выбора пути развития образовательного комплекса, когда по результатам работы летнего городского детского лагеря для подростков, не уезжающих на отдых из Москвы, в наше школьное отделение из других школ района перешли три ученика, которые проживают рядом с нами и которым очень понравились мероприятия, проведенные в летнем лагере. Считаем это высокой оценкой труда педагогического коллектива нашего комплекса. А высшим отличием нашей работы стала незатейливая благодарность семилетней девочки, которая подошла ко мне и спросила: «Это вы возглавляете этот праздник?» А потом простодушно добавила: «Спасибо вам! Это лучший день в моей жизни! …Столько праздника, шариков, мороженого и сладкой ваты…»P.S. На прошлой неделе в столице в здании школы №982 состоялся мастер-класс по успешной интеграции дошкольного и начального образования «Преемственность дошкольного образования и начального общего образования. Интерактивная технология: когнитивно-графический язык. Проектная деятельность детей дошкольного и младшего школьного возраста». В мероприятии, проводимом Московским институтом открытого образования, приняли участие директора школ, их заместители, а также педагоги начального образования и педагоги дошкольного образования тех образовательных учреждений, где успешно реализуются технологии преемственности дошкольного и начального образования. Собравшиеся в интерактивном формате обсудили вопросы обеспечения преемственности в проектировании и реализации основных образовательных программ дошкольного и основных общеобразовательных программ начального общего образования и применения интерактивных технологий, способствующих обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования. Отдельное внимание уделили теме «Проектирование образовательного процесса в дошкольном отделении и в начальной школе образовательного комплекса на основе общих принципов и подходов». Все участники городского мастер-класса получили сертификаты установленного образца.Кирилл МИРОШКИН, директор Московского образовательного комплекса «Запад»
Комментарии