search
main
0

Шаги к науке

Совершаем открытия вместе

Сегодня стране как никогда нужны светлые головы – люди, которые способны идти непроторенными дорогами, изобретать, быстро принимать эффективные решения. Лучше всего нешаблонное мышление формируется в детстве, когда свободу мысли еще ничто не ограничивает. Важно только, чтобы кто-то помогал, наставлял, предоставлял возможности. О том, как помогают ученикам подружиться с наукой, рассказывает директор школы №2065 Наталия ФАЙДЮК.

– Наталия Станиславовна, с какого возраста человек может увлечься наукой?

– С любого, даже с дошкольного. Но для того, чтобы наука закрепилась в жизни ребенка, важно его заинтересовать. С этого мы и начинаем в школе. Ребята погружаются в науку с самого детства. В детском саду осваивают простые эксперименты. Примеряя на себя роль агронома, дошкольники выращивают на подоконниках огурцы, помидоры, редис и петрушку. Биологией удается заинтересовать через наблюдение за муравьиными фермами. Красоту космоса познают, создавая фигуры из вторсырья, а в начальной школе, самостоятельно наблюдая за небесными телами в школьном мобильном планетарии.

Иногда уроки и экскурсии для младших проводят старшеклас­сники, на малышей они имеют огромное влияние, потому что как бы взрослые, но в то же время близкие им по возрасту. Так, например, старшеклассники медицинских классов проводят для малышей лекции о строении тела и внутренних органов человека.

– Какова роль школы в развитии научного мышления?

– Школа должна не только учить, но и вдохновлять. Если младших школьников увлечь яркими опытами довольно легко, то с ребятами постарше нужно постараться. Это трудная задача, но с ней легко справляются наши учителя.

– Я знаю, что в нашей школе среди учителей есть доктора и кандидаты наук. Как это помогает продвигать науку в школе?

– Это правда, у нас в школе преподают ученые – химики, математики, филологи, политологи. Кандидаты и доктора наук поддерживают самые смелые идеи подростков и при этом знакомят их с удивительным миром передовых научных исследований. Они вкладывают в свои уроки душу!

Общение с учеными выводит учеников на новый уровень: они осваивают не только профессиональную терминологию (слова «спектрометрия» или «секвенирование» в школьных коридорах не редкость), но и узнают, как это – быть ученым, что это за профессия, какие возможности она дает.

Так, сейчас один из любимых старшеклассниками предметов – химия. Ее преподает кандидат химических наук Любовь Оболенская. Она не просто объясняет валентность и таблицу Менделеева, а показывает, как знания пригодятся во взрослой жизни. Под ее руководством ученики воплощают уникальные проекты, например аптечку для первой помощи на основе наночастиц серебра, гель от ожогов, самодезинфицирующиеся салфетки и многоразовые маски для проведения сердечно-легочной реанимации.

– Какую роль в естественно-научном образовании играет оснащение школьных лабораторий?

– Современное оборудование в школе – это одно из обязательных условий для создания учениками научных проектов. Скажем, проект инновационной аптечки стал возможен в том числе благодаря тому, что школа оснащена профессиональной техникой для самых разных научных целей, которой может позавидовать любой вуз. Так, юный фармацевт свои исследования проводила на атомно-силовом микроскопе, эта сложнейшая высокотехнологичная установка находится на нашем IT-полигоне. В итоге проект стал победителем конференции «Инженеры будущего» и призером II степени XV Всероссийской олимпиады «Нанотехнологии – прорыв в будущее!».

Непременно стоит упомянуть об IT-полигоне, где может реализовать свой проект любой ученик. Его пространство оснащено 3D-принтерами, осциллографом, мультиметром, наборами конструкторов нового поколения и многим другим.

Школьники с легкостью осваивают сложнейшее оборудование. В школе проходят дни открытых дверей «Учебный день в IT-полигоне». На мастер-классах эксперты демонстрируют технические возможности всей ресурсной базы.

– Как ученикам школы удается создавать такие проекты, о которых пишут в ведущих изданиях страны и которые готовы даже закупать производители?

– Школа делает многое для развития научного мышления учеников. Педагоги поддерживают интересные идеи, а оборудование помогает их воплощать. Школьники создают по-настоящему полезные изобретения, которые используются в быту, на некоторые из них обращают внимание компании-производители. Расскажу о некоторых прикладных проектах учеников нашей школы, которые впечатлили меня больше всего.

Во-первых, это доска для серфинга с подводным крылом и мотором, единственная в России. Ее создали старшеклассники под руководством учителя математики кандидата педагогических наук Степана Чопчияна. Рабочая модель победила на конференции «Инженеры будущего»-2021 в секции «Машиностроение», а ребята планируют продолжать работу над доской для выхода на российский рынок.

Во-вторых, это автоматическая система управления светом для парковой зоны в районе Московского. Старшеклассники печатали макеты на 3D-принтере, монтировали светодиоды с помощью паяльной станции, а плата для программирования Arduino помогла настроить прибор так, чтобы в темное время суток фонари включались автоматически при приближении человека.

В-третьих, это автоматический анализатор донных осадков, который создала одиннадцатиклассница вместе с ее научным руководителем из Института океанологии Дмитрием Борисовым. С этим изобретением ученые могут не тратить время на рутинную работу, робот сделает все самостоятельно. Кроме того, под руководством Дмитрия Геннадьевича школьники создали такие проекты, как «Аналитические весы для работы в условиях морской качки на научных судах» и «Автоматизация предметного столика поляризационного микроскопа». Эти находки для океанологов уже используют на настоящих научных судах!

Ученики нашей школы придумали дизайн для робота-манипулятора, специальный рюкзак для велосипедистов с габаритными огнями (то есть поворотниками), научились определять просроченные лекарства на основе нанопленки оксида-пероксида титана, отслеживать редкие виды растений с помощью GPS-приемника и даже создали экотропу в парке «Филатов луг». И это только малая часть проектов!

С помощью интересных уроков, учителей-ученых и современного оборудования в школе наукой удается увлечь всех и каждого. И это очень здорово: даже если ребята будут заниматься в жизни чем-то другим, тяга к исследованиям и умение находить ответы на вопросы останутся с ними навсегда. А в этом и есть главная задача школы – научить учиться с интересом и удовольствием. И, кажется, нам это удается!

– Могли бы вы себе представить, что 10 лет назад в школе все это будет: такое оснащение, интересные ученические проекты, перспективные программы профориентации – множество возможностей, которые есть сейчас?

– Предвидеть такое, конечно же, было невозможно. 10 лет назад мы вошли в состав Москвы. Это дало большой толчок для развития новых территорий, стало мощным импульсом для выстраивания принципиально новой образовательной системы ТиНАО. Появились новые учителя, современное оборудование и оснащение. Все эти изменения легко проследить и на примере нашей школы.

Анастасия РОДИНА, ученица 10‑го педагогического класса школы №2065

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте