В Свердловской области всегда уделялось большое внимание профессиональному образованию. Возможно, это связано с тем, что Урал дает 17 процентов ВВП России, а по объему промышленного потенциала, основным производственным фондам и численности экономически активного населения регион входит в тройку крупнейших субъектов Российской Федерации. Разговор с Александром СОБОЛЕВЫМ, министром образования Свердловской области, о приоритетах начался именно с профессионального образования. Но прежде – о преемственности.
Досье «УГ»Александр Борисович СОБОЛЕВ занял пост министра образования Свердловской области 1 января 2009 года. Он пришел в аппарат областного правительства из высшей школы: с 2004-го был проректором по учебной работе УГТУ – УПИ, крупнейшего вуза Уральского региона. Профессор, доктор физико-математических наук, Соболев и сегодня преподает в университете математику. Он не склонен поражать педагогическую и чиновничью среду скорыми поверхностными изменениями, а намерен укреплять и постепенно выстраивать в соответствии с требованиями времени систему образования.
СтатфактВ Свердловской области в 1241 общеобразовательном учреждении учатся 380 тысяч человек. Область входит в «золотую дюжину» субъектов РФ по участию во всероссийских предметных олимпиадах. В 2006 году лауреатами премии для поддержки талантливой молодежи в рамках приоритетного национального проекта «Образование» стали 138 школьников, в 2007-м – 155, а в 2008-м – 182. Профессиональное образование получают 180 тысяч студентов и 88 тысяч учащихся учреждений среднего и начального профобразования.
– Александр Борисович, вы начинаете не на пустом месте. Как вы сформулируете свое кредо на посту министра?
– В системе образования области давно и успешно внедряются как федеральные, так и региональные образовательные инициативы. Ежегодно около 500 студентов получают стипендии губернатора Свердловской области Эдуарда Эдгартовича Росселя. Действуют Уральское горнозаводское училище имени Демидовых, кадетские школы. Активно реализуется программа «Одаренные дети», более десяти лет проводится фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала». Система образования Свердловской области узнаваема на уровне Российской Федерации, ее собственный экспертный опыт в разработке региональной составляющей общего образования актуален и востребован. Во многом успехи связаны с деятельностью Валерия Вениаминовича Нестерова на посту министра. Я раньше участвовал в этих процессах как проректор УГТУ – УПИ, сейчас в ранге министра буду их поддерживать и развивать.
С другой стороны, сфера образования – всегда сплав традиций и инноваций. Системе во все времена необходимо отвечать новым вызовам общества, экономики, промышленности.
Глобальная экономическая рецессия подчеркнула принципиальную важность человеческого капитала в построении новых экономик, основанных на знаниях. Только люди с инновационным мышлением способны обеспечить создание правильного посткризисного мира, и именно их креативность будет определять конкурентоспособность регионов и стран. Особенностью сегодняшнего времени, как никогда, является массовость заказа на инновационный тип мышления. Число «форейторов прогресса» должно измеряться значимыми цифрами. Считается, что страна может перейти в инновационный режим, если 20-25 процентов ее жителей способны к восприятию и продвижению новых идей и технологий. Генерация такого поколения – главная задача для всей системы образования, и ее решение требует определенных системных изменений.
– Сформулируйте, пожалуйста, вашу цель в сфере профессионального образования и конкретные пути ее достижения.
– Мы хотим создать одну из лучших в России систем непрерывного профессионального образования, основанную на согласовании политик всех субъектов региональной сферы образования, которая включает в себя в том числе и органы сертификации профессиональных квалификаций. Я глубоко убежден, что сегодня значительно возрастает роль регионов в построении своих особых моделей.
У свердловской системы профобразования большой потенциал: в областном подчинении находится 113 учреждений НПО и СПО (всего в области их около 200, включая муниципальные) и 20 вузов. Общая ситуация такая, как и в целом по стране: перекос образовательного рынка в сторону подготовки специалистов в области экономики, демографические проблемы. В 2009 году у нас мало выпускников: из девятых классов выходит около 10 тысяч человек, из одиннадцатых – около 25 тысяч. Дело не только в самих этих цифрах, но и в том, что мотивированность студентов к дальнейшему обучению и качество их подготовки в школе снижаются. Это создает дополнительные риски для профессионального образования. Для того чтобы система работала эффективно, необходима координация между общим образованием, профессиональным и запросами рынка труда.
Что уже сделано и делается сегодня? Министерство образования и Совет ректоров Свердловской области заключили договор о сотрудничестве. Формируем территориальный образовательный заказ. Выстраиваем систему бизнес-образования. Создаем интегрированные учреждения НПО – СПО по отраслям. В качестве примера назову техникум ремесленников-предпринимателей, который ориентирован на предприятие «Атомстройкомплекс». Проходят конференции по разработке региональной модели в области образования, в рамках которых активно работает временный научный коллектив в составе сотрудников Уральского отделения академии наук, заслуженных педагогов, сотрудников министерства.
– Я знаю, что в регионе создается областной центр сертификации профессиональных квалификаций. В чем его задача?
– Одна из серьезных проблем для промышленных корпораций сегодня – определение квалификации тех, кто приходит устраиваться на работу. Нет полного доверия дипломам, полученным классическим путем, потому что диплом и реальная квалификация нередко разные вещи. Это первое.
Второе: появился сектор так называемого неформального образования, когда люди приобретают практические умения и знания, не пользуясь обычной схемой. Они могут научиться, например, на производстве, через наставника. Есть и другие сектора, допустим, информационные технологии, когда человек получает профессиональные знания через Интернет.
Третье: миграция. Если смотреть на демографические тренды, то обеспечить свердловскую промышленность профессиональными кадрами завтра будет сложно без привлечения мигрантов. И тут мгновенно возникает проблема сертификации квалификации мигрантов. Речь идет не о подтверждении дипломов, полученных в другой стране, – диплома может вообще не быть, а об определении реальных компетенций.
Решение всех перечисленных проблем мы видим в создании областного Центра сертификации профессиональных квалификаций на базе ресурсных центров системы начального, среднего и высшего профессионального образования. Схема работы центра сертификации следующая. Человек приходит за подтверждением квалификации, компетентная комиссия, состоящая из квалифицированных педагогов, работодателей, представителей профессионального союза, проверяет его знания и умения и выдает соответствующие документы, которые являются основанием для профессиональной деятельности. То есть если в документе написано: «сварщик седьмого разряда», работодатель может быть уверен, что это действительно сварщик седьмого разряда.
– Такой опыт уже где-то существует?
– В России подобного, насколько я знаю, пока нет. Обратите внимание на следующий момент. С одной стороны, безработица. С другой стороны, развивающиеся сектора экономики требуют кадров. Вполне возможна ситуация, когда параллельно существуют и безработица, и потребность в кадрах, но речь идет о разных секторах и разных квалификациях.
– Здесь мы переходим к вопросу опережающего обучения.
– В рамках работы по организации опережающего обучения мы двигаемся по трем направлениям. Первое. На базе ресурсных центров проводим обучение людей, находящихся под риском увольнения, переучиваем их на те специальности, которые необходимы экономике. Второе. Работаем с высшими учебными заведениями, там запускаем схемы образовательного и технологического форсайта, анализируем будущие региональные рынки, выделяем сектора экономики, где будут востребованы выпускники. Для нашего региона – это производство продуктов питания, деревообработка, металлообработка, робототехника. Подготовка таких специалистов закладывается в стратегическую программу, которую министерство образования разрабатывает совместно с министерством экономики, и это третье.
– Сегодня много говорят о создании Уральского федерального университета…
– Цель этого проекта в том, чтобы обеспечить реиндустриализацию – обновление индустрии Уральского региона и России на основе инновационных технологий. Для достижения этой цели должны быть решены следующие ключевые задачи.
Во-первых, создание мощной инновационной системы Уральского региона, организация современной инженерной подготовки, сочетающей в себе техническое, естественно-научное, социально-экономическое и управленческое образование, подготовка элитных инженерных кадров.
Во-вторых, формирование новой генерации профессионалов, способных с использованием современных гуманитарных и социальных технологий создавать и развивать новые направления постиндустриальной экономики, привлекательную социальную среду и новое качество жизни.
В-третьих, интернационализация образовательного процесса и обеспечение международного лидерства в исследованиях и разработках по ряду прорывных научных направлений.
Мы готовы реализовать этот масштабный проект. На сегодняшний день у нас есть все: потенциал двух вузов, УрГУ и УГТУ – УПИ, деньги, программа мирового уровня. Все зависит от политического решения на уровне Федерации.
– До сих пор мы говорили о профессиональном образовании. Но изменения в его структуре и результатах невозможны без перемен в общем образовании. Какие положения президентского проекта «Наша новая школа» вы считаете наиболее актуальными?
– Полагаю, что этот проект станет дальнейшим этапом развития системы национальных проектов в области образования. Важно только, чтобы и на уровне Федерации, и на областном уровне он был наполнен конкретными финансово обеспеченными мероприятиями.
Я бы выделил два момента инициативы «Наша новая школа» – привлечение внимания общества и государства к роли учителя в образовательном процессе и четкое указание на активную роль ученика.
Качество школьного образования определяется не столько содержанием и использованием образовательных технологий, сколько личностью учителя, его профессионализмом, умением и желанием выстраивать конструктивные отношения с детьми. Только через сотворчество учителя и ученика идет присвоение учеником социального и культурного опыта, накопленного человечеством.
Учитель – главная фигура в общем образовании. Готовясь к Году учителя, в Свердловской области мы будем фокусировать внимание министерства и Института развития регионального образования на улучшении условий жизни и работы педагогов, расширении возможностей для их профессионального и личностного роста. Совместно с двумя педагогическими вузами области и Уральским отделением Академии педагогических наук мы разрабатываем программу непрерывной переподготовки педагогов.
Как я полагаю, в основу идеологии новой школы положена активная позиция ученика. Проблема мотивации к учебе сегодня стоит остро. Эффективное обучение невозможно без самоопределения школьника. Самым главным в учебном процессе становится осознание учеником того, что знания, способы деятельности да, впрочем, и здоровье и друзья – это его личный капитал, конкурентное преимущество в жизни. Это не одномоментное решение, оно формируется обществом, родителями, школой, но принимается самим ребенком.
– В Свердловской области сегодня происходит много событий международного уровня. Как, например, саммит Шанхайской организации сотрудничества и саммит глав государств Бразилия – Россия – Индия – Китай. В Екатеринбурге сосредоточены представительства 23 государств. Оказывает ли влияние нынешняя «открытость» области на систему образования?
– Безусловно. Интернационализация, глобализация экономических рынков приводит к тому, что и в сфере образования происходят изменения.
Если говорить об общем образовании, то ряд гимназий взяли курс на углубленное изучение иностранных языков, помимо английского. В Екатеринбурге открыта французская школа, на базе школы №114 вводится китайский язык. Гимназия «Корифей», школа №130 и ряд других имеют давние международные контакты. Областной педколледж установил тесные связи с партнерами из Европы. Монтажный колледж работает совместно с немцами в области энергосбережения. Министерство образования развернуло серьезный проект с Францией, он связан с реализацией системы непрерывного профессионального образования в области сервиса и туризма.
Я считаю, что система образования области должна быть раскрыта не только на федеральном, но и на международном уровне. Вместе с политическими представительствами государств на Урал приходит и экономическая составляющая, рассматривается большое количество инвестиционных проектов.
Комментарии