Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Съезд прошел, проблемы остались

УГ - Москва, №30 от 26 июля 2011. Читать номер
Автор:

Как только я получила информацию о предстоящем Всероссийском съезде учителей биологии, то сразу решила: обязательно буду принимать участие в его работе. Как учителя биологии, меня абсолютно не устраивает ситуация, которая сложилась с биологическим образованием в средней школе, а как директора – снижение уровня естественно-научной подготовки выпускников вообще и по биологии в частности.

Биологическое образование – важнейший и необходимый компонент развития личности, так как именно оно дает полное понимание законов мироздания, первичный элемент сохранения здоровья человека и общества, оно закладывает основы биосферного понимания существования жизни и человека на планете Земля, первичные знания об охране природной среды и рациональном природопользовании.Съезд выдвинул следующие основные задачи в области биологического образования:- анализ сложившейся ситуации с биологическим образованием в средней школе;- поиск наиболее адекватных подходов к обеспечению современного биологического образования в школе;- расширение и укрепление связей между школьным и вузовским биологическим образованием.Работа съезда осуществлялась в форме пленарных и секционных заседаний, несмотря на то что все представленные секции были одинаково актуальны, для себя я выбрала секцию «Повышение биологической грамотности в средней школе».Работу секции открыл пленарный доклад учителей биологии школы №192 А.Тихомирова и И.Киселева «Программа по биологии: линейная или концентрическая?». Это как раз именно тот вопрос, который волнует всех учителей. Не по душе учителям-биологам концентрическая система, так как она автоматически привела к сокращению часов на изучение ботаники и зоологии. Изучение человеческого организма выпадает на 8-й класс, а основы общей биологии – на 9-й класс.Прежде чем начать изучать предмет, необходимо выучить язык общения этого предмета. Для русского и иностранных языков – это алфавит, для математики – цифры, для химии – химические элементы, для биологии – термины и биологические понятия. Ни одна учебная дисциплина не насыщена так терминами, как биология. Именно в начале изучения биологии, а именно при изучении ботаники, закладываются такие основные термины и понятия, как клетка, жизнь, обмен веществ, способы питания, фотосинтез, сообщество, биогеоценоз, которые красной нитью проходят через весь курс биологии и на которые в последующие годы накладываются более глубокие понятия. За последние годы время на изучения ботаники в средней школе сократилось в три раза. Ученики 6-го класса не успевают надежно усвоить весь понятийный материал, просто не справляются с его объемом, а выбросить из материала ничего нельзя, как нельзя выбросить кусок из литературного произведения – нарушится весь смысл.При изучении зоологии впервые закладываются такие понятия, как эволюция и философское учение о развитии – от простого к сложному. Ну а что касается изучения организма человека в 8-м классе и основ общей биологии в 9-м классе, то содержание этого материала просто не соответствует возрастным особенностям учащихся, основные понятия этих курсов для учащихся сложны.Не менее интересным был и второй пленарный доклад кандидата биологических наук, доцента СПбГУ О.Тиходеева «Специфика преподавания эволюционной теории в условиях клерикализации российского общества». Все участники секции пришли к единому мнению, что преподавать эволюцию в школе следует только с материалистических позиций и никакой теории креационизма не должно быть. Олег Николаевич рассказал о наличии компьютерных программ, которые помогут доказать наличие эволюции в органическом мире, что существенно поможет учителю при изложении доказательств эволюции.На секции мы обсудили психологические предпосылки слабой успеваемости учащихся; метапредметную деятельность учителя и формирование метапредметных компетенций на уроках биологии и во внеурочной деятельности; формирование естественно-научного мышления и творческих способностей на уроках биологии. Не забыли и об учащихся с девиантным поведением, обсудив вопросы повышения их интереса к изучению биологии. С сожалением мы отметили, что таких учащихся с каждым годом становится все больше.Три дня работы съезда пролетели как один миг. Практически единогласно (1 человек против и 1 воздержался) была принята резолюция, основными вопросами которой стали:- возвращение к линейной программе обучения;- недопустимость сокращения часов на изучение биологии;- создание Ассоциации учителей биологии.Лично я получила от работы съезда истинное удовольствие: пообщалась с умными, интеллигентными единомышленниками, обсудила наболевшие вопросы, убедилась в том, что мои позиции в преподавании биологии правильные.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту