search
main
0

«Сетевая» голова профессора Доуэля

Какой он - учитель будущего?

Вы не задумывались, почему одним из контрольных вопросов, когда забываешь пароль от электронной почты, раньше был «Как звали твою первую учительницу?»? Как показатель того, насколько важен в жизни каждого педагог – первый, второй или десятый… Кому как повезет. Педагог, который может изменить траекторию твоей жизни, имя которого впечатывается в память, лицо стоит перед глазами, а голос, произносящий в сотый раз ключевые фразы надоевшего школьного предмета, звучит в ушах, когда этого совсем не ждешь… Что же происходит с профессией учителя сейчас, когда страна взяла курс на цифровизацию образования? Превратится ли он в ближайшее десятилетие в наставника-«гувернера» или, может быть, его удел стать «говорящей головой» на экране компьютера или смартфона?

Мы все уже осознали неизбежность цифровизации образования. Масштабные инвестиции в федеральные проекты «Цифровая образовательная среда», «Новые возможности для каждого», «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование» не оставляют сомнений, что цифровая трансформация состоится.

А недавнее переименование их ответственного исполнителя Минкомсвязи России в Минцифру (Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации) сжигает последние мосты для надеявшихся на возвращение к традиционным форматам жизни, общения, обучения. Теперь только «цифра».

Многие, к числу которых я отношу и себя, уже сполна успели и насладиться преподаванием и учебой на «удаленке», и попробовать себя в роли тьютора, организуя во время карантина образовательный процесс собственных детей. В этот тяжелый для всех период мы смогли оценить не только важность профессии медика, но и вклад учителя в общее для нас всех дело – обучение, воспитание и развитие наших детей.

От педагогов традиционной школы потребовалась полная мобилизация всех знаний, сил, а главное – педагогического оптимизма и импровизации в преподавании, чтобы без цифровых инструментов, без специальной технической и методической подготовки, да что там, у многих и смартфона нормального не было, закрыть брешь в ковчеге знаний во время последней четверти прошлого учебного года. Ничего не поделаешь, педагог – профессия творческая. А творчество – это создание качественно новых материальных или духовных ценностей. Например, известен такой методический шедевр физрука одной из петербургских школ – удаленный урок сухого плавания по Zoom.

Наши героические учителя в большинстве своем выдержали испытание «дистанционкой». Но вопрос о том, как жить дальше и что противопоставить вызовам современности, остался. Все давно шло к тому, что хорошо знать свой предмет, методику его преподавания и любить детей недостаточно. И твои пять десятков профессионально значимых качеств из учебника «Педагогическая психология», среди которых такие, как вежливость, воспитанность, гуманность, доброта, искренность, порядочность, самокритичность, скромность, совершенно не имеют значения в дистанционном учебном процессе.

Зато другие – выдержка и самообладание, гибкость поведения, дисциплинированность, инициативность, настойчивость, ответственность, организованность, предусмотрительность и сообразительность, приправленные чувством нового и технической эрудицией, – очень даже пригодились. Все это выяснилось внезапно, жестко…

К учителю XXI века предъявляются совсем новые требования, чем раньше, причем пока никто точно не понимает, какие. Очевидно лишь одно: система образования должна работать все эффективнее и эффективнее, а качество образования – все улучшаться и улучшаться. При этом все то, что делал раньше учитель, – передавал знания, контролировал, оценивал и мотивировал, теперь должна делать некая абстрактная цифровая образовательная среда.

Как указывается в Манифесте о цифровом образовании, она (эта самая среда) «должна давать постоянную и индивидуализированную обратную связь на все действия обучающегося, непрерывно анализировать потребности и способности ученика и предлагать сценарии дальнейшего развития. Учебная среда онлайн – это не просто сцена, на которой разворачивается образовательный процесс, а динамичное пространство, способное менять свои характеристики в зависимости от того, кто и как в ней себя ведет». Звучит, как кошмар из страшного цифрового сна…

А что же учитель? Какой такой учитель? Точнее, какой из них? Педагогический дизайнер, инструктор по интернет-серфингу, веб-психолог, междисциплинарный тьютор, разработчик образовательных траекторий, брейн-тренер, лайфстайл-тренер, техник образовательных игровых сред?

Нет-нет, говорят нам, педагог в системе образования еще пока нужен. А то кто же будет стоять с морковкой и кнутом за спиной ученика и следить, как цифровая среда с ним взаимодействует? Ведь в Сети уже море лайфхаков, как филонить во время «дистанционки».

Можно примитивно выключить камеру и похрапывать под журчание лектора, а можно создавать сложный антиобразовательный контент: записать на видео одно упражнение на отжимание, а потом скопировать его, размножить до нужного количества и выставить тренеру в Zoom. Вот тут-то и выходит на сцену ваш покорный слуга – наставник – погонщик упрямых осликов. И, записывая каждое свое включение на видео (для отчетности перед начальством и родителями, а забудет – штраф 50000 руб.), начинает старательно включать своего питомца во взаимодействие с образовательными проектами.

Или еще один сценарий развития в профессии: когда учебный материал курса собран специалистом-предметником, скомпонован в модули педагогическим дизайнером, выставлен техническим специалистом, требуется ведущий. Человек с хорошей дикцией и приятной киногеничной внешностью, который станет лицом модуля или курса. Желательно, конечно, наличие педагогического образования и знаний по предмету, вдруг ученики проснутся и начнут вопросы задавать. Может, это и есть педагог будущего? Оптимисты рисуют такую жизнеутверждающую картину: «Мы верим, что в будущем образовательные онлайн-программы смогут сформировать новый самостоятельный жанр со своими поклонниками, колоссальными бюджетами и «голливудскими» учителями в главных ролях» (Манифест о цифровом образовании).

Вот тут-то и задумываешься о ценностях традиционного образования. Страшно оставлять своего ребенка в компьютерно-сетевом лесу наедине с цифровой средой, которая мне лично напоминает болото из кинофильма «А зори здесь тихие…». Хочется, чтобы Педагог с большой буквы взял школьника за руку и провел через все буераки этого трансформированного образования. И чтобы при словах «мой любимый учитель» у ребенка всплыло в памяти человеческое лицо, а не экран ноутбука с изображением ботоксной голливудской красотки.

Анна ПОЗДНЯКОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте