search
main
0

Сестры и братья. Главное в их будущей работе – милосердие

– Здравствуйте! – хором кричит мне стайка веселых девчат, пробегая мимо. Я оборачиваюсь, пытаясь кого-нибудь из них вспомнить. И тут же натыкаюсь на другую группку молодежи. Реагируют неадекватно: «Добрый день!» Может быть, это слава, неизвестно откуда подкравшаяся? Иначе чем объяснить, что в центре хмурого Омска в будний день меня радостно приветствуют совершенно незнакомые молодые люди?

Объяснение находится быстро. Буквально за углом – светлое четырехэтажное здание колледжа. Так принято среди двух тысяч его студентов – желать здоровья знакомым и незнакомым. Потому что большинство из них – сестры. А некоторые даже братья. Их, правда, мало, всего 93 человека. Средний медицинский персонал в России традиционно состоит из представительниц прекрасного пола. Правда, слово «средний» ни к студентам, ни к их будущей профессии в Омском медицинском колледже Министерства здравоохранения и социального развития РФ никогда не применяют. Мало того, оно относится и к самому учебному заведению. Его директор, председатель Омского регионального общества «Милосердие» Виктор Артемьев, кандидат медицинских наук, доцент и заслуженный учитель России, считает, что строить образование исключительно на стандартах – это тупик.

– Мы умеем хорошо, качественно учить студентов по различным специальностям – хирургии, терапии, сестринскому и лабораторному делу, фармации, стоматологии, – говорит Виктор Николаевич. – Но это еще не все. Важно, чтобы они были специалистами с большой буквы. Ведь пациенты чаще всего жалуются не на то, что им плохо сделали укол, а на то, что медики ответить по-человечески не могут.

В колледже начинают с того, что учат говорить «здравствуйте». Оказывается, приветствовать незнакомца на улице и больного, который десять лет не выходил за порог, нужно по-разному. Несмотря на демографию, конкурс среди абитуриентов держится уже много лет на одном уровне: 4-6 человек на место. Людмила Маркварт, заместитель директора по учебной работе, объясняет этот факт двумя причинами. Во-первых, колледж региональный, едут сюда ребята из разных городов Сибири и пограничного Казахстана. Во-вторых, поступают в учебное заведение, как правило, дети бюджетников – то есть чаще всего интеллигентов. Видимо, романтиков, поскольку большинство абитуриентов выбирают себе профессию для того, чтобы помогать людям.

Так повелось с самого начала, когда в 1925 году в Ленинграде была создана при Военно-медицинской академии рабоче-крестьянской красной армии школа лекарских помощников. Преобразовавшись в военно-медицинское училище, в 1941-м она была эвакуирована в Омск, да так и осталась в Сибири. Причем два здания и общежитие колледжа стоят на том же месте, где были казармы военно-медицинского училища, – рядом с драмтеатром, в центре Омска. Правда, Валентина Пожерукова, заведующая Музеем боевой и трудовой славы, предполагает, что «лекпомовские» истоки колледжа берут начало еще со времен правления царицы Анны Иоанновны.

Будущую профессию романтики представляют себе довольно слабо. Одно дело поглазеть в анатомическом музее на уникальные экспонаты вроде эмбриона наркоманки или головы пастуха, больного сапом. И совсем другое – помогать старикам: больным, немощным, никому не нужным и не всегда благодарным. 30 человек уже 15 лет находятся под постоянной опекой общества «Милосердие». Причем студенты выполняют не только простые медицинские манипуляции, но и сложные немедицинские – например, перед Новым годом закатили в квартирах всех своих подшефных генеральные уборки. А главное – они учатся слушать и понимать других. Алла Тимофеенко, ответственный секретарь общества, считает, что никакими деньгами не заменишь человеческого внимания и сочувствия. Выпускницы колледжа, оставшиеся в Омске, своих подопечных обычно не забывают, потому что начинают по-другому оценивать старость, понимать нужды людей. В сводных отрядах, кроме студентов, задействованы ученики четырнадцати школ Омска и области. За каждым «школьным» отрядом закреплено по 20 подопечных. Более квалифицированные добровольцы работают руками – делают старикам массаж. Нынче в очереди на эту процедуру 450 ветеранов Великой Отечественной войны. Недавно завершилась акция «Измерь свое давление» – ребята в нескольких аптеках обследовали всех желающих и давали рекомендации, подкрепленные просветительскими листовками, напечатанными за счет колледжа. Впрочем, не все услуги бесплатны. И богатые, и бедные откликаются на призыв «Милосердия» – помочь детям, страдающим онкологическими заболеваниями. За три года ребята собрали на игровой комплекс для областной онкологической больницы. Малыши их ждут всегда – с подарками или без. Ради них добровольцы осваивают «смежные» профессии – устраивают настоящие театрально-цирковые представления.

А несколько раз в год колледж превращается в консультационный центр, где любой желающий может получить консультацию специалиста высокого класса. 80 процентов из 160 преподавателей – врачи: практики и теоретики, шестеро имеют ученые степени. Есть, конечно, и медсестры, потому что ни один доктор не сможет научить студента ставить банки, например. Впрочем, за долгие годы работы и врачи, и медсестры давно стали педагогами.

Учить и лечить – это от Бога. Может быть, поэтому семеро преподавателей медицинского колледжа имеют звания заслуженных учителей. Получают они в самом деле как учителя – меньше, чем врачи в поликлиниках и стационарах. И все-таки не уходят. Людмила Нагайник, например, восемь лет работала педиатром и уже десять лет преподает педиатрию. Виктор Рождественский больше трех десятков лет учит ребят хирургии, не оставляя практики в больнице. Ольга Демидова, выпускница колледжа, вернулась уже педагогом, получив в педуниверситете специализацию по валеологии. Как ни странно, количество выпускников, поступивших в вузы, здесь не ставят себе в заслугу. Хотя со средним медицинским образованием ребят охотно берут в физкультурный и педагогический университеты, медицинскую академию. Врачей-то хватает, а вот ухаживать за больными некому.

– Мы не средних специалистов готовим, а профессионалов, – доказывает директор медицинского колледжа Виктор Артемьев. – Дело врача – диагноз и лечение, а выходить пациента может только медсестра. То, что умеет она, доктор сделать не в состоянии. Да и не надо. Это просто разные профессии. По международным стандартам на одного врача полагается 10-15 медицинских сестер, тогда уход будет профессионально классическим, таким, который творит чудеса. Увы, у нас в России другое соотношение – один к двум. И фельдшер – это вовсе не полумедик. В условиях Сибири это вообще уникальная специальность – он и зуб должен вылечить, и роды принять. Но диплом колледжа – только первый шаг на пути к исцелению людей. Медицинский работник – это особое ощущение, особое восприятие боли и радости, особая ответственность. Так что учиться нашим выпускникам придется всю жизнь.

Массу дисциплин, которые осваивают в колледже ребята, в ведомости не занесешь – оценок по жизненным предметам не ставят. Больше половины студентов – из малообеспеченных семей. Обычная стипендия, конечно, их спасает мало. Поэтому половина получают социальную. Отличники – тройную колледжную. Существует еще система материальной поддержки. Ее выдают по разным причинам – и печальным, и радостным: семья студентки лишилась дома или недавняя выпускница-сирота стала мамой-одиночкой. Для того чтобы поддержать студентов, есть свои рабочие места. Почему бы, например, будущему медику не поработать уборщиком или дворником, сторожем или грузчиком? Должность санитарки здесь не менее уважаема, чем кресло начальника. Тем более что это входит и в программу практики. Разве что студентки отделения «Фармация» швабры в руки берут редко – они проходят практику на свежем воздухе. В 1989 году на базе отделения был создан студенческий фитокомплекс, в который входят загородный огород, экспериментальный участок лекарственных трав и «Зеленая аптека». Ребята сами обрабатывают землю, на которой выращивают валерьяну, девясил, ромашку, пустырник. Сушка, доставка тоже входят в их обязанности. За травяными сборами, которые будущие фармацевты продавали в своей «Зеленой аптеке», ездили ценители со всего города. Потому что ручная работа – совсем не то, что фабричная. Даже неприхотливый цветочек ромашка требует особого подхода – стоит его тряхнуть лишний раз, и он потеряет большую часть ценных качеств. Правда, теперь аптека уникальные сборы и настои, составленные по рецептам Агнии Молчановой, преподавателя-фитотерапевта, не продает больше по символическим ценам даже своим старым и верным поклонникам. Срок лицензии истек в прошлом году, введены новые стандарты, и до сих пор Министерство здравоохранения и социального развития России не знает, в какую категорию ее можно отнести, – подобных студенческих предприятий в стране больше нет. Так что сырье сдают на Омскую фармацевтическую фабрику и используют сами – в фитобаре для студентов. За их здоровьем тут тщательно следят.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте