search
Топ 10
В российском регионе вводят всеобщий карантин для школ – младшие классы отправят на каникулы Закроют ли школы на дистанционное обучение в 2022 году – студентов и учеников Тувы перевели на удаленку Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Москва отказалась от локдауна и длительного дистанционного обучения для школьников и студентов В Госдуме предложили доплачивать учителям за работу в классах, где выявлен ковид Низкий поклон: в Санкт-Петербурге открыли памятник учителям, работавшим в блокаду Урок на «удаленке»: полезные советы педагогам от Учителей года России

Сергей ПРОХАНОВ: Свою будущую жену я нашел в сугробе

Двадцать с лишним лет назад вышел фильм Владимира Грамматикова “Усатый нянь”. Его героя сыграл актер Сергей Проханов. После выхода картины на экран Кеша Четвергов стал другом всех малышей, мам и бабушек. Давно уже выросли ребятишки, о которых он заботился в фильме, сами стали усатыми и женатыми. Только сам Сергей Проханов, человек заслуженный и уважаемый, остается все таким же добродушным и контактным.

Выпускник Театрального училища имени Щукина, он двадцать лет отработал в Театре имени Моссовета. Здесь сыграл наиболее яркие роли в спектаклях “Миллион за улыбку”, “Глазами клоуна”, “Сашка”, “Инфанты”. В этом театре судьба подарила ему встречу с Романом Григорьевичем Виктюком, которого он считает своим учителем в актерском и режиссерском ремесле. Именно здесь Проханов впервые выступил и как сорежиссер музыкального спектакля “Иисус Христос – суперзвезда”, и исполнил в нем роль царя Ирода. За тридцать с лишним лет снялся в 46 фильмах. Работая в Театре имени Моссовета, создал театр-студию фантастики, которому дал поэтическое название “Луна”. Студия положила начало “Театру Луны”, открывшемуся 14 февраля 1992 года спектаклем “Византия”. Когда десять лет назад Сергей Проханов вдруг решил уйти из родного Театра имени Моссовета, его даже те, кто относился к нему с симпатией, за глаза называли сумасшедшим. А он никого не слушал и продолжал формировать репертуар, ставить спектакли, набирать молодых, талантливых актеров. “Театр Луны” располагается в тихом московском дворике одного из жилых домов недалеко от Садового кольца. Четыре года ремонтировал свое помещение Сергей Проханов, опираясь лишь на помощь и поддержку своих друзей и людей, которым небезразлично будущее театрального искусства.
Пройдя по тесным коридорам подвального помещения, я оказался в уютном кабинете главного режиссера театра. Все время, пока продолжалась наша беседа, меня не покидало ощущение того, что все в этом театре, вокруг этого человека происходит легко и весело.
– Сергей, вы – человек с неугасающим юным романтизмом. Поэтому и свой театр так назвали?
– “Театр Солнца” есть в Париже, “Театр Ночи” – в Праге, “Театр Тумана” – в Японии. Почему “Театр Луны”? Потому, что Луна – самая близкая из планет, оказывающая на Землю очень сильное влияние. Создаваемая в нашем театре особая атмосфера вполне соответствует и его названию и, что не менее важно, естественному состоянию потребности в добре, красоте и возвышенности чувств большинства живущих под Солнцем и Луной. Каждому художнику нужно иметь нечто вроде вечного двигателя, который присутствует в жизни постоянно и незаметно. Для меня это – Луна. Она рождает особые мысли, образы, настроения, это – загадка, тайна и… мистическая красота. “Театр Луны” – театр реалистической фантастики, где последовательно утверждается романтическая направленность. Вначале “Театр Луны” был частным, но с помощью Юрия Лужкова получил статус государственного. В результате дела пошли гораздо лучше. Конечно, во многом мне помогла известность “усатого няня”. Сейчас все наши спектакли субсидируются, оплачивается аренда. В театре сто мест, но на премьерных спектаклях зрителей бывает гораздо больше.
– Почему вы все-таки ушли из Театра имени Моссовета?
– У меня всегда оставалась какая-то энергетика, даже немного лишняя. Я нередко сам режиссировал в некоторых спектаклях, придумывал себе сцены. Но никак не получалось сделать какую-то самостоятельную режиссерскую работу, за моей спиной всегда стоял главный режиссер. Когда уходил из Театра имени Моссовета, у меня уже был свой кооператив под названием “Маскарад”. ЧП – частное предприятие, театральное агентство, как сейчас называется. Я был одним из первых в этой области. Целый год возил труппы чужих театров по стране, зарабатывал деньги. Потом понял, что я уже не администратор. К тому времени у меня была своя команда. Кооператив стал называться театр-студия “Луна”, откуда и нынешнее название нашего театра.
– Ваши спектакли эротичны. Вы специально эпатируете публику?
– Начну с того, что наш театр – это отнюдь не стриптиз-клуб. Скорее это особенность стиля, романтическая приподнятость. К тому же герои наших спектаклей красивые – это очень важно для сцены. Поэтому я особое внимание обращаю на внешние привлекательные качества актеров. Считаю, что если это характерный герой, то он характерный, а если это герой, то он должен быть красивым.
– В свой театр, где постоянный аншлаг, несмотря на достаточно высокую стоимость билетов, вы приглашаете хорошо известных актеров: Певцова, Соколова, Виноградова и других. Это ваша театральная политика?
– Сейчас актеры охотно идут на приглашения, если им это интересно. Для них это еще какой-то заработок, к тому же у всех не хватает еще немножко и для души. В этих приглашениях есть смысл, чтобы не обременять театр большими труппами, чтобы могла происходить, так сказать, смена воды. Что касается высокой стоимости билетов, то нам приходится идти на это, так как приглашенные “звезды” стоят дорого, и спектакли у нас обычно тоже дорогостоящие. Но зрителей цена билетов от 600 до 1200 рублей, судя по всему, не смущает, во всяком случае все они расходятся за месяц вперед.
– Как бы вы охарактеризовали себя как режиссера? У вас есть диктаторские замашки?
– Профессия режиссера в принципе предполагает диктаторство, он должен быть личностью, пользоваться абсолютным доверием со стороны актеров. У меня работает много настоящих звезд, и я стараюсь предлагать им, учитывая их актерский материал, задачи, которые им по-настоящему интересны. Наши актеры – профессионалы в высоком смысле этого слова. Они универсальны: поют, танцуют, хорошо двигаются, умеют носить костюмы. Мы стараемся ставить то, что не идет нигде, может, поэтому наши артисты работают с таким увлечением.
– По какой причине вы не выходите на сцену своего театра в качестве актера?
– Причина одна: режиссер и актер – две абсолютно разные профессии. Мне хочется достичь определенных высот именно в профессии режиссера.
– Какую вы ставите перед собой цель, когда приступаете к работе над спектаклем?
– Главная моя цель – победить. Я либо к чему-то совсем не подхожу, либо иду до самого конца. Когда взята определенная планка, ниже опускаться уже не хочется.
– Почему сейчас вас не видно на экране?
– Видите ли, одно время я получал много приглашений, но приходилось от них отказываться, потому что на первом плане у меня театр. Другая причина в том, что я потерял веру в наше кино.
– Но ведь именно кино принесло вам в свое время необычайную популярность. Девушки вам, наверное, не давали проходу?
– “Усатый нянь” только в Москве за месяц проката посмотрели миллион зрителей. Подобным могли похвастать тогда только “Кавказская пленница”, “Операция “Ы”. Писем на мое имя приходило множество, я был жутко популярен, и к моей популярности жена относилась с определенной долей ревности. Писали дети и взрослые, особенно усердствовали девушки, многие присылали свои фотографии. Теперь ничего этого нет, хотя, конечно, люди моего поколения меня узнают.
– Вы человек влюбчивый?
– Скажем так, я понимаю красоту, ценю и люблю ее.
– Я слышал, что с будущей женой у вас было романтическое знакомство.
– Свою будущую жену я нашел в… сугробе, когда мы с друзьями отдыхали на бывшей даче Пырьева. Таня с подружкой сидела в сугробе и пила лимонад. Через полтора года после знакомства мы поженились. Она – юрист-международник. Характер у нее – маршальский, недаром она – внучка маршалов Жукова и Василевского.
– Ваши дети собираются продолжать дело отца?
– Анастасия стала художницей по костюмам, работает у меня в театре, уже успела оформить три спектакля. Антон, которому тринадцать лет, с удовольствием занимается факультативно в кадетском корпусе, который носит имя маршала Жукова.
– Каким отцом и мужем вы себя считаете? У вас хватает времени заниматься семейными делами?
– Вообще я “перехватываю” детей только во второй половине их детства, когда они начинают что-то соображать. Во всяком случае так было с Настей. Не знаю, как получится с Антоном.
– Для вас важны уютный быт, комфорт?
– Очень важны. И я считаю пословицу “С милым рай и в шалаше” неудачной, потому что в шалаше с милым рай не может быть долгим. Поэтому мне нравится, когда в квартире уютно, а театр выглядит ухоженным.
– Вам приходилось переживать период “звездной болезни”?
– Еще в детстве я приобрел к ней стойкий иммунитет. Я очень хорошо пел, меня даже в шутку называли Робертино Лоретти, предсказывали сказочное будущее, большой успех. Я уже чувствовал себя звездой, когда на конкурсе “Музыкальная звезда” совершенно неожиданно для себя не стал лауреатом. Для меня это было настоящим крушением. Как раз в это время у меня началась ломка голоса, и я успел осознать, насколько коварна слава.
– Ваш дом можно назвать гостеприимным?
– С удовольствием принимаем гостей, только мы не любим, когда кто-то остается у нас ночевать.
– Сила воли помогает вам бороться с вредными привычками?
– К сожалению, всю силу воли, которая у меня есть, я трачу на свой театр. На борьбу с собственными вредными привычками ее, наверное, не хватает. Одно время я бросал курить, но потом снова взял сигареты. Алкоголем не злоупотребляю, но семейные, дружеские застолья люблю.
– К вашему театру проявляют интерес иностранные менеджеры?
– Мы постоянно выезжаем на гастроли. Со своими спектаклями театр выступал в Египте, Голландии, Германии, Израиле, Болгарии. В планах – поездки в Америку и Канаду.
– Вы считаете себя счастливым человеком?
– По крайней мере на судьбу мне жаловаться грех. У меня есть свое дело, и, как мне кажется, я являюсь разумным руководителем. Радует внимание к нашему театру Московского правительства и городской Думы, которые приняли решение о строительстве на Малой Ордынке нового здания для “Театра Луны”. Нынешнее стало уже очень тесным, мы буквально задыхаемся от нехватки помещений, в результате пришлось заморозить ряд интересных проектов только потому, что некуда девать декорации. Кроме того, я веду в РАТИ курс, где готовят актеров драматического театра, кино и мюзикла. Мои студенты тоже участвуют в спектаклях “Театра Луны”. На новой сцене станет возможным использование уникальных звуковых, световых, постановочных спецэффектов. Предусматриваются и эффекты трансформации сцены и зрительного зала. И первым спектаклем на новой сцене будет “Детская Библия”.

Леонид ГУРЕВИЧ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте