Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Сергей МОРОЗОВ, губернатор – председатель правительства Ульяновской области: Сильные педагоги – умный регион

Учительская газета, №33 от 18 августа 2015. Читать номер
Автор:

​- Сергей Иванович, Ульяновская область – регион с хорошо развитой промышленностью, стабильной экономикой. Насколько, на ваш взгляд, велика в этом роль педагогов?

– Мы активно привлекаем в регион инвестиции, строим новые заводы. Но мы четко понимаем, что на всех этих предприятиях в будущем будут работать нынешние школьники. Именно поэтому мы должны готовить кадры, остро заточенные под экономику региона. Именно поэтому уже сейчас должны думать о воспитании в наших детях любви к своей Родине и желания ее развивать. В Ульяновской области крепки педагогические традиции. Наш край – родина великого чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, основавшего Симбирскую чувашскую школу. На нашей земле жил и работал Илья Николаевич Ульянов, которому принадлежит ряд важных инициатив по повышению качества образования в Симбирской губернии. И, безусловно, всегда большое внимание было уделено воспитанию детей. Наша задача – как своеобразную эстафетную палочку передать наследие наших предков из поколения в поколение. – Сергей Иванович, в этом же русле развивается и движение «За советскую школу»? Что дает подрастающему поколению этот масштабный региональный проект?- Советская школа давала не только хорошее образование, но и воспитание. Она учила добру, а не насилию, учила дисциплине, уважению к старшим и тому, что сильный не тот, у кого больше денег, а у кого больше знаний. Важно понимать, что мы не хотим вернуть советские порядки. Мы намерены перенять только лучший опыт, сохранить лучшие традиции того времени. Мы возродили Пост №1 для школьников и учащейся молодежи, заложили в школах традицию исполнения гимна. У нас регулярно проходят церемонии поднятия государственного флага. Наши подростки, получая паспорт, произносят клятву гражданина России. Мы развиваем добровольческое и поисковое движение, поддерживаем школьные музеи.- А современные дети понимают, насколько богаты культурный потенциал региона и его история? Для них важны имена и события, которыми гордится взрослое поколение?  – Я вижу, что ребята с огромным удовольствием участвуют в многочисленных проектах и акциях, связанных с увековечением памяти наших великих земляков.К 70-летию Великой Победы в Ульяновской области появилось неформальное молодежное гражданское движение по изучению военно-исторического прошлого региона. Именно ребята из этого движения воплощают в жизнь замечательный патриотический проект «1418 огненных верст». Девчонки и мальчишки изучают подвиги десяти дивизий, сформированных в годы войны на ульяновской земле. В мае этого года 46 школьников-ульяновцев увидели своими глазами боевой путь 154-й стрелковой дивизии и 153-й отдельной танковой бригады. С 2009 года в рамках партийной программы ВПП «Единая Россия» «Историческая память» на территории региона реализуется проект «Начни с себя». Нам бы хотелось, чтобы наши дети знали и гордились своей малой родиной, чтобы искренне любили территорию, где мы живем, и с малых лет осознавали свою сопричастность к ее будущему. В настоящее время этот проект является одним из самых успешных в сфере молодежной политики и охватывает более сотни тысяч ребят из всех муниципальных образований Ульяновской области. Школьники приводят в порядок территорию памятников, помогают ветеранам, благоустраивают территории храмов.- Сергей Иванович, Ульяновская область – партнер любимой многими передачи «Умницы и умники». А в чем выражается партнерство?- Проект «Ульяновские умники и умницы» существует уже второй год. По итогам прошлого сезона наша Яна Кармастина стала призером интеллектуальных испытаний. Рад, что теперь у нее появились дополнительные привилегии при поступлении в МГИМО. В этом году Юрий Павлович Вяземский кроме трех победителей региональных игр отобрал еще двоих ребят, которые попробуют свои силы на московском телевизионном финале. В этом году, когда Юрий Павлович гостил в нашем регионе, я предложил провести подобную олимпиаду для учителей школ. Цель такой учительской олимпиады не столько в создании для педагогов конкурентной среды, сколько в том, чтобы показать весь потенциал педагогического сообщества, дать школьникам возможность гордиться своими учителями. Эта инициатива была поддержана. Сейчас идет детальная проработка учительских «Умников и умниц». Надеюсь, что в следующем году мы уже будем чествовать первых победителей этой олимпиады. Добавлю, что работа с одаренными детьми остается для нас приоритетом. Ульяновские школы ежегодно показывают высокие средние баллы на ЕГЭ, растет число стобалльников и медалистов. Наша область достойно представлена на региональном и всероссийском этапах олимпиад школьников, растет число победителей и призеров. В частности, в этом году ульяновский школьник Александр Зимин впервые вошел в число медалистов на международном этапе математической олимпиады. Конечно, большая заслуга в этих достижениях принадлежит замечательным педагогам. К слову, на территории региона работают сразу два народных учителя: учитель физики Ишеевской школы имени Джорджадзе Петр Петрович Головин и заместитель директора 44-й гимназии имени Деева, учитель истории Юрий Иванович Латышев. Вообще я считаю, что во многом благодаря именно педагогам наш регион можно назвать территорией развития. Ведь сильные педагоги – это умный регион. А у нас их немало.- То, что в регионе много талантливых педагогов, знаю в первую очередь благодаря конкурсу «Учитель года России». Но ведь у них свое мнение по поводу организации системы образования. Прислушиваетесь ли вы к нему?- Мы целенаправленно выстраиваем партнерские взаимоотношения между властью и учительским сообществом. Если мы хотим, чтобы наших детей учили лучшие специалисты, мы должны не понаслышке знать их проблемы, получать постоянную и адекватную обратную связь. Поэтому мы поставили себе задачу: дать учительству реальные инструменты и полномочия для влияния на образовательную политику региона. В прошлом году мы первые среди других регионов создали Педагогическую палату, в состав которой вошли лидеры практически всех крупных педагогических сообществ региона. На сегодняшний день эта структура представляет интересы образовательной среды перед лицом государственной власти. Именно сюда обращаются ульяновские педагоги со своими предложениями, рекомендациями и проектами. Более того, члены Педагогической палаты контролируют деятельность регионального Министерства образования. Все важные документы, законопроекты обсуждаются и согласовываются общественниками. Одним из приоритетов деятельности Педпалаты является возвращение учительства в русло общественной инициативы, пробуждение творческой педагогической активности.Это сложная задача. И начать, я уверен, нужно с возвращения престижа учительской профессии. То есть сегодня на передний план выходит не столько информационная функция школы, сколько ценностная и мировоззренческая. Школа и педагоги нужны не для «раздачи фактов» ученикам, а так же, как было 20-30 лет назад: для всеобъемлющего образования и воспитания. Считаю, что необходимо создать и национальную педагогическую палату. Эту инициативу уже поддержали на федеральном уровне. Уверен, что все это позволит нам преодолеть глубокий кризис российской культурно-исторической идентичности. – Я как раз хотела вас спросить о том, что вызывает у вас, как у губернатора, гордость в системе образования региона. Вы уже начали отвечать на этот вопрос. Сергей Иванович, о каких достижениях еще можно сказать?- Конечно, о клубе «Учитель года Ульяновской области». Клубное движение  зародилось в нашем регионе более десяти лет назад, и за эти годы стало действенным способом поддержать и поощрить талантливых работников образования, повысить престиж учительской профессии, максимально растиражировать передовой педагогический опыт. В этом году в Ульяновской области в седьмой раз прошел Всероссийский слет региональных учительских клубов. В следующем году при поддержке Минобрнауки России и «Учительской газеты» мы планируем апробировать новую форму работы – провести чемпионат региональных учительских клубов.Уже семь лет в Ульяновской области проводится конкурс «Мастер года». Наша инициатива получила жизнь в масштабах страны, теперь конкурс стал всероссийским.Я доволен тем, что за последние 10 лет мы смогли многое сделать для ульяновских родителей, которые хотят отдать своих малышей в детский сад. Только за прошлый год в систему дошкольного образования было направлено 854 млн рублей. Мы продолжаем работу по ликвидации очередей в детские сады. В настоящее время в четырех районах области активно ведется строительство новых современных дошкольных учреждений. Все эти меры позволили практически полностью обеспечить местами в детских садах детей в возрасте от 3 до 7 лет. Сейчас уровень обеспеченности достигает 99,6%. Это позволяет нам быть уверенными в том, что мы досрочно выполним поручение, данное Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным в майских указах. – А что вызывает тревогу, требует вашего особого внимания как руководителя региона? – У меня вызывает большую тревогу недостаточный уровень престижа рабочих профессий, привлекательности среднего профессионального образования. А это рабочие кадры для предприятий уже действующих и тех, что мы построим в ближайшие годы. Сейчас в регионе организована целая кампания по популяризации рабочих профессий. Предприятия заключают соглашения со средними специальными учебными заведениями. Считаю, что из ссузов должны выходить специалисты, на 100% отвечающие требованиям наших заводов. И первые результаты этой работы уже видны: процент недобора на эти специальности в ссузах снижается. Во-вторых, крайне важно повышать уровень заинтересованности предприятий и организаций региона в процессе подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена. Лишь 5% от всех работодателей региона отслеживают подготовку будущих специалистов, поддерживают их через предоставление социальных гарантий, принимают участие в разработке программ профессионального обучения, помогают в совершенствовании учебно-материальной базы, реализуют стажировочные площадки для педагогов и мастеров производственного обучения. Это сложные проблемы, их решение требует кропотливой работы. – Сергей Иванович, вы знаете, что «Учительская газета» часто пишет о системе образования Ульяновской области. Как журналист, всегда нахожу у вас интересные темы. А о чем мы еще не написали?- Практически решив проблему с очередностью в детские сады, сейчас мы сделали ставку на качество дошкольного образования. Уверен, что дошкольное образование должно быть доступно для каждого ребенка, в том числе для ребятишек с ограниченными возможностями здоровья. Некоторое время назад к нам обратились представители сообщества родителей детей с ДЦП с просьбой предусмотреть возможность получения детьми-инвалидами образования в действующих детских садах. С гордостью подчеркну, что нам удалось выполнить эту просьбу. Сейчас количество мест для детей-инвалидов в ульяновских детсадах превышает потребность! У нас есть уникальное дошкольное учреждение – ульяновский детский сад №101, который уже третий год является федеральной стажировочной площадкой, работающей по направлению «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов». Садик предназначен для детей с заиканием, а также для ребятишек с задержкой психического развития. А весной в Ульяновской области введен в строй детский сад с группами для детей с ограниченными возможностями здоровья. Это работа, которая важна для нас, и об этом обязательно нужно говорить.Приезжайте к нам еще, у нас много тем для «Учительской газеты».


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту