search
main
Топ 10
В Рособрнадзоре напомнили о минимальных баллах ЕГЭ Алтайскому госуниверситету – 50 лет: состоялась встреча первых выпускников В ОГУ стало известно имя нового руководителя вуза В международном детском центре рассказали историю юной продолжательницы педагогической династии Восемь золотых медалей завоевала российская сборная на Азиатской физической олимпиаде Досрочно завершили учебный год и перенесли ЕГЭ в приграничных районах Белгородской области В Рособрнадзоре заявили, что выявлять нарушения на ЕГЭ помогает нейросеть Новосибирский школьник запечатлел вспышку сверхновой звезды Как и в какие сроки подавать апелляцию ОГЭ И ЕГЭ Четыре правила по улучшению памяти перед экзаменами от преподавателей РАНХиГС Наслаждаться участием в конкурсе: лучшие педагоги столицы рассказали о своих впечатлениях от профессиональных состязаний В Омской области поздравили педагога-наставника, награжденного Президентом РФ В России открывают первую научную детскую площадку Спикер Госдумы призвал уходить от практики обучать в магистратуре бакалавров, отучившихся по другому профилю Сельским учителям-новоселам в Хакасии будут предоставлять квартиры Московская театральная школа Олега Табакова приглашает на прослушивания молодых талантов Что такое эффективный диалог? Как научиться разговаривать с коллегами, школьниками и их родителями В «Мусейоне» изучили уникальную авторскую методику арт-терапии Минпросвещения разработало проект Концепции развития дошкольного образования В Тюмени установят скульптурную композицию, посвященную Учителю
0

Сергей Агафонов, Москва: Репетиторы не помогут в развитии “мягких навыков”

Недавно стало известно о результатах мониторинга общего образования, проведенного РАНХиГС, согласно которым 26% родителей в России нанимают ребенку репетитора, а 13% оплачивают дополнительные занятия в самой школе. 

Сергей Агафонов

Примечательно, что даже среди семей, оценивших свой уровень дохода как низкий, 18,2% опрошенных прибегают к услугам репетиторов.

Одной из основных причин, почему родители нанимают детям репетиторов, оплачивают образовательные услуги в школе или организациях допобразования, является то, что они хотят сделать своих детей конкурентоспособнее в будущем, наращивают их капитализацию. Этому способствует и желание дать детям то, что им самим было недоступно в юные годы. Работает также советская традиция, восходящая еще к дореволюционной эпохе, давать детям разностороннее образование: например, учить несколько языков, заниматься музыкой, танцами.
Занятия с репетитором или в рамках дополнительных секций позволяют учесть индивидуальные особенности детей, среди которых с каждым годом становится все больше школьников с особыми потребностями или которые сильно отличаются друг от друга культурными особенностями. И это касается не только детей мигрантов, но и коренных жителей. Но, на мой взгляд, обучение с репетитором может быть справедливо только для академической подготовки к экзаменам, когда родители опасаются, что ребенок в силу своей успеваемости, результатов диагностики или отставания от программы не сможет получить достаточного количества баллов.
При этом стоит помнить и о так называемых “мягких” навыках, soft skills: навыках самопрезентации, работы в группе, эмоциональном интеллекте, креативности и т.п., которые репетитору не под силу развивать в ребенке. Это важные для карьеры сквозные навыки, которые не связаны с конкретной предметной областью, но важны в том числе для высокой производительности и успешного обучения. Например, для развития критического мышления важно уделять внимание дискуссиям с ребенком, развивать в нем любознательность, учить распознавать уловки и оценивать достоверность источника, мыслить гипотетически, высказывать и оценивать оценочные суждения, научить использовать полученные знания в различных ситуациях, а не только для решения конкретных задач в учебниках. Важно понимать, что это требует комплексного подхода в обучении школьников: через обсуждения, решения прикладных проблем и ролевые развивающие игры.

Сейчас для межпредметного обучения существуют различные ресурсы, например, страначитающая.рф, которая помогает не только восполнить пробелы в классической литературе, но и творчески переосмыслить любимые произведения, проявить артистизм и фантазию, научиться работать в команде.
Есть еще один очень важный навык в наш цифровой век – навык ручной работы, то есть овладение столярным, портновским и другим ремеслом. Мне кажется, сегодня этого не хватает в образовании.
Об авторе:
Сергей Агафонов – учитель истории и обществознания, ведущий методист по истории и обществознанию корпорации «Российский учебник».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте