Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Серебряная нить дархана. Горжусь моими талантливыми, упорными и благодарными учениками

Учительская газета, №14 от 5 апреля 2016. Читать номер
Автор:

Серебряная нить дархана – времен связующая нить. Да, именно эта тонкая ажурная нить – и символ, и реальное свидетельство филигранного искусства бурятских дарханов, пример того, как в творениях настоящего мастера металл становится поистине бесценным сплавом умений и навыков, фантазии и страсти, души и любви! И сколько сноровки, сил и вдохновения нужно, чтобы создать эту нить!..

Я очень люблю свою работу, люблю рисовать, чеканить на белом кусочке серебра причудливые узоры, раскрывая секреты древнего искусства художественной обработки серебра своим ученикам, тем мальчишкам и девчонкам, кто приходит в наш колледж получить уникальную профессию изготовителя художественных изделий из металла. Конечно, выбор профессии для меня не был случайным, ведь я могу с гордостью сказать, что сама, невзирая на то что женщина, потомственный дархан в третьем поколении. Дарханами были мой дед Цыбегей Будажап и мой отец Лубсан-Цырен,  благодаря им, их умению работать и с деревом, и с металлом меня уже с детства интересовали старинные вещи, сделанные вручную, технология их изготовления. Поэтому радостно осознавать, что сегодня я сама обучаю своему ремеслу молодое поколение, а значит, тоже протягиваю в будущее серебряную нить дарханов, завещанную мне предками. Я стараюсь передать студентам все знания и умения, полученные в свое время от моих учителей, среди которых были и такие прославленные мастера, как Александр Цыренович Эрдынеев и Сандак Дараевич Тагардабаев, делившиеся секретами сложнейшей техники художественной обработки металла, а это ажурное литье, ковка, штамповка, гравировка, насечка набивная и врезная, филигрань, чернение. Умение инкрустировать изделия цветными полудрагоценными камнями и кораллами теперь помогает и моим ученикам создавать сложные ювелирные гарнитуры для мужчин и женщин, предметы домашней утвари, а также предметы буддийского культа. Мы всегда в творческом поиске интересных решений, новой стилистики и, активно включаясь в развитие современного ювелирного искусства Бурятии, стремимся к тому, чтобы наши работы были отмечены и особым национальным колоритом, и своим творческим почерком.Утро… Мастерская чеканщиков. Проведен вводный инструктаж, и полилась мелодия, сопровождающая рождение серебряной нити… Вот Саяна – насколько она сейчас сосредоточенна и увлечена – расплавляет серебро, отливает в форму, получает пруток. А Баир вальцует пруток, протягивает через циайзень. У молодого мастера особый талант, настолько аккуратно, с периодическим отжигом, без заусенцев он выполняет работу. Одно удовольствие смотреть, как вдохновенно работает Баир! Нить из его рук выходит ровной и гладкой. Не зря гласит бурятская пословица: «Угаа уhанда хаяхагй» – «Родословную никуда не денешь». Он потомственный дархан, дар ему передался по линии отца. А Чингису сейчас нужен совет: он начал работу, а силы не рассчитал, и нить пошла неравномерно… Можно понять, какого терпения, усердия требует наша профессия. Каждого студента отличает что-то свое, особенное, поэтому у меня к каждому индивидуальный поход, без этого учеба не будет успешной. А еще важны комфортная обстановка мастерской, подготовка рабочего места мастера, студента – все это тоже способствует оттачиванию мастерства. Вместе мы учимся строить структурную композицию украшений, стараемся использовать орнаментальный декор, учитываем специфику современной одежды, естественно, не забывая о традициях, бережно передаваемых из поколения в поколение. Конечно, умение делать что-то на высоком уровне ценилось во все времена, и теперь от качества профессиональной подготовки студентов, их воспитания в конечном счете зависят и будущее ребят, и востребованность на рынке труда, возможность найти себя и свое место в жизни. И здесь трудно переоценить роль наставника, ведь он может помочь молодым сделать правильный выбор, раскрыть таланты и способности. Профессия мастера производственного обучения требует кропотливого труда, терпения, ведь так хочется, чтобы подросток, выбравший мое любимое дело, вырос и хорошим человеком, и настоящим мастером своего дела. Ты понимаешь, насколько значима твоя работа, насколько велика ответственность, а еще осознаешь, как много знаний и умений требуется самому мастеру! Владеть профессиональным мастерством, обладать художественным вкусом, эрудицией, к примеру, знать правила хорошего тона, быть в ответе за все дела в группе. В общем, чем больше мастер знает и умеет, тем легче и интереснее ему общаться со студентами. А еще он должен быть просто хорошим, порядочным человеком, терпеливым и доброжелательным, обладать теми человеческими качествами, которые так ценят ребята. Не случайно на каждом уроке я стараюсь создать теплую атмосферу уважения и взаимопонимания, так необходимую для раскрытия способностей, воспитания личностных качеств моих студентов. Поэтому сегодня для меня профессия педагога-мастера не только любимая, но и самая важная, она действительно стала моей жизнью. Не пропустить первый успех ученика, вовремя прийти ему на помощь, поднять настроение, помочь поверить в свои силы, преодолеть себя – моя  главная задача как наставника, педагога, воспитателя, просто человека с большим жизненным опытом. И в самом деле, если вдуматься, фигура мастера производственного обучения всегда была ключевой в системе профессионального образования, потому что мы закладываем основы профессии, формируем профессиональное и социальное мировоззрение молодых. А пока… Идет учебный процесс. Сегодня мы со студентами реализуем разнообразные творческие проекты практико-ориентированного, исследовательского характера, где конечным продуктом являются национальные сувениры, которые всегда пользуются повышенным спросом, а также мультимедийные презентации по художественной обработке металла, по истории этого древнего ремесла, по изучению локальных особенностей чеканки этнической Бурятии. А участие в долгосрочном проекте «Мои земляки – мастера-дарханы» дает нам замечательную возможность окунуться в самобытный мир народных умельцев, удивительных мастеров, ознакомиться с их уникальными работами, ставшими произведениями искусства. К примеру, подлинным мастером своего дела в свое время был признан Жигмит Шухуртуев, удостоенный звания «Орой дархан», что значит «Непревзойденный мастер» – за создание тысячи серебряных статуэток Будды, каждая из которых была величиной с «муравьиное зернышко» и отличалась неповторимым изяществом. И сколько таких интересных фактов и открытий мы делаем на каждом занятии! Работа с металлом традиционно считалась мужской прерогативой. И тем не менее по уровню технологической обработки изделия современных мастериц не уступают работам коллег-мужчин, они с честью продолжают традиции бурятских мастеров, что отражается в выборе исконных материалов и в специфике декоративных мотивов. Примером тому служат работы моих учениц Аллы Самбуевой, Ешин-Хорло Хаптановой, Ольги Дашанимаевой, Светланы Дабаевой. Так что сегодня у меня немало единомышленников и среди прекрасной половины человечества. Конечно, я очень горжусь своими воспитанницами, впрочем, не только ими, я горжусь всеми моими учениками, такими талантливыми, такими упорными и благодарными. И знаете, какие замечательные чувства душевного полета и удовлетворения испытываешь, когда слышишь восхищенные отзывы уже не только о своем, но и об их творчестве. Так было и на открытии выставки «Дух предков» в Музее декоративно-прикладного искусства, где вместе с моими авторскими работами были представлены и работы моих выпускников. Лучшей наградой для меня стали слова, прозвучавшие из уст старейшины нашего рода, потомственного мастера Владимира Лубсановича Эрдынеева: «Славен наш род мастерами, и славу его продолжаешь ты, Нима-Цырен Лубсанцыреновна!» Стоит добавить, что продолжаю вместе со своими учениками. И знаю, что каждый из них тоже будет прославлять свой род и так же хранить, как великую драгоценность, замечательные традиции народного искусства, как хранят их наши бурятские мастера, как хранят их у нас в Иволгинском колледже. Потому что обучение молодых и талантливых мастеров, которые могли бы принять эстафету старых дарханов, – это главная цель нашего образовательного учреждения, а значит, и моя цель. И мне хочется сделать все, что в моих силах, чтобы серебряный мир, созданный моими студентами, сверкал во всем великолепии, отсвечивал всеми гранями их таланта, и серебряная нить, соединяя поколения, никогда не прерывалась.​Нима-Цырен БУДАЖАПОВА, мастер производственного обучения Колледжа традиционных искусств народов Забайкалья, Республика Бурятия, победитель XVIII Всероссийского конкурса методических разработок «Сто друзей»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту