Первые два года я работала в двух разных маленьких школах, где довелось получить весьма интересный опыт взаимодействия с педагогическим коллективом. Мне очень повезло, что в одной из них была сильно развитая система поддержки молодого педагога: наставничество, конкурсы, посещение уроков и различные внешкольные мероприятия. Спустя несколько лет, мысленно возвращаясь в прошлое, я понимаю, что все это весьма обогатило мой профессиональный багаж.
В начале своей профессиональной деятельности я столкнулась с множеством препятствий, связанных с отсутствием знаний, неопытностью. И в такой ситуации очень нужна поддержка коллег. По мнению большинства знакомых учителей, коллектив крайне важен в работе педагога. Практически все сходятся во мнении, что отношения с коллегами влияют и на работу молодого специалиста. В условиях доминирования женщин в педагогических коллективах заметное влияние оказывает эмоциональность в оценках и поступках. Противоречия возникают не только в процессе совместной педагогической деятельности, но и на личностном уровне. Именно поэтому для педагогики изучение конфликта имеет особенно важное значение. Все начинается с межличностных отношений, поэтому необходимо уделить внимание мини-коллективу молодого учителя – методическому объединению, то есть коллегам, объединенным одной сферой деятельности, одной дисциплиной. С него должен начинаться рост профессионализма нового сотрудника, который молодой педагог должен впитывать в первую очередь от старших коллег путем общения и посещения уроков (в двустороннем порядке). К сожалению, по разным причинам коллеги не всегда хотят делиться своими фишками и умениями, тем, что они ежедневно применяют, и тем, что, как показывает практика, реально работает. К счастью, во многих школах существует система наставничества. Работа в паре с опытным учителем – одна из наиболее эффективных форм работы с молодыми коллегами: это и совместное написание планов урока, и обсуждение проблем, и взаимное посещение уроков, и направление деятельности вне уроков. Изучение зарубежного опыта, впрочем, как и отечественного, по включению начинающих учителей в педагогическую деятельность показывает, что успешность становления их профессионализма определяется прежде всего поддержкой, оказываемой им непосредственно на рабочем месте. Для того чтобы молодой специалист не потерял свою тягу к педагогической деятельности, ему нужно помогать и ставить перед ним четкие задачи: если аттестация, то что ему нужно для нее сделать; если урок, то как он должен проходить; если конкурс, то как нужно готовиться; если курсы, то какие будут полезны и актуальны именно в его случае. Теперь в кооперации можно успешно взаимодействовать – это и совместные проекты, и педагогические советы, и заседания методических объединений. Среди причин возникновения проблем и конфликтных ситуаций можно выделить молодость, неопытность, конкуренцию, психологические проблемы в силу индивидуальных особенностей. Однако если правильно относиться к мнению опытных коллег и работать над собой, то можно не просто построить теплые, доверительные отношения, но и вырасти профессионально.Таким образом, проблема сотрудничества существует в силу ряда причин, возникающих на разных уровнях взаимоотношений внутри образовательного учреждения. Но все их можно с легкостью преодолеть, начав с работы над собой. И если в молодом педагоге сердце горит желанием сделать свои уроки интереснее, а свой опыт обширным и многогранным, то у него обязательно все получится!Дарья АНДРЕЕВА, учитель английского языка школы №64
Комментарии