search
main
0

Семья живет по тем же законам, что и общество Тема “Права ребенка. Дети и родители”. 8-й класс

Цели: познакомить учащихся с правами ребенка, с Конвенцией о правах ребенка.
Задачи: совместно с учащимися определить возрастные рамки, которые соотносятся с понятием “ребенок”, его потребности и потребности взрослого, кто их может обеспечить. Развивать умение работать с юридическими нормативными документами. Воспитывать толерантность мышления.
Основные понятия: права ребенка, Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребенка, ребенок, Семейный кодекс РФ.

Оборудование: тетради учащихся, Конвенция о правах ребенка, Всеобщая декларация прав человека, Конституция РФ, выдержки из Семейного кодекса РФ.

План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
III. Объяснение нового материала.
1. Определение возрастных рамок, которые соотносятся с понятием ребенок.
2. Мозговой штурм: потребности ребенка и потребности взрослых.
3. Изучение и анализ статей 63, 87 Семейного кодекса.
4. Работа с юридическими документами: Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о правах ребенка, Конституцией РФ.
5. Нарушение прав ребенка его родителями.
6. Наставление родителям от ребенка.

Ход урока
Итак, мы с вами продолжаем работать над разделом “Основные права и свободы человека”. И тема сегодняшнего урока звучит так: “Права ребенка. Дети и родители”. Обратите внимание на эпиграф нашего урока: “Разумная любовь должна быть основою взаимных отношений между родителями и детьми…” (В. Белинский). Согласны ли вы с этими словами? Почему это так?
Актуализация знаний учащихся.
Исходя из темы и эпиграфа попробуйте определить цель нашего урока, т.е. о чем мы будем говорить на уроке?
Объяснение нового материала.
Итак, вы правильно определили цель урока. Но прежде чем мы перейдем к основной работе, давайте попробуем определить, до какого возраста человек считается ребенком.
Доска: Ребенок – это лицо, не достигшее 18 лет.
Мозговой штурм.
Ребята, методом мозгового штурма назовите потребности ребенка и потребности взрослого, а я запишу их на доске в 2 столбика:
Ребенок Взрослый
Выживание Выживание
Питание Питание
Образование Самообразование
Воспитание Самовоспитание
Развитие Работа
Игра Отдых
Общение и т.д. Развлечения
Увлечения и т.д.

Сравните потребности взрослого и ребенка.
Кто, по вашему мнению, должен обеспечивать потребности взрослого?
А кто обязан обеспечивать потребности ребенка?
Какой вывод можно сделать?
А как вы считаете, должны ли быть где-то закреплены взаимные обязанности детей и родителей?
Работа с Семейным кодексом РФ.
Существует юридический документ, который называется Семейный кодекс РФ. В нем есть статьи, или правовые нормы, которые определяют взаимные обязанности детей и родителей.
Зачитайте статьи 63, 87. Проанализируйте.
Существует много разных потребностей ребенка, большую часть которых обязаны обеспечивать родители.
Подумайте, а что есть эти потребности?

Работа в группах.
Даю вам 2 минуты для обсуждения следующей проблемы:
Необходимы ли ребенку особые права или особые формы защиты своих прав? А может быть, дети вообще в особых правах не нуждаются?
Работа с нормативными документами.
Опережающее задание.
Во Всеобщей декларации прав человека уделяется большое внимание правам детей. И 20.11.1959 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Декларация прав ребенка – 10 статей общего характера.
Вспомните, каким документом является любая декларация и в чем ее отличие от конвенции?
В 1979 г. – в год прав ребенка – было принято решение создать юридический документ, защищающий права и свободы ребенка. И целых 10 лет ученые мужи разрабатывали его. В 1989 г. был принят международный документ, который получил название “Конвенция о правах ребенка”. А в 1990 г. он одобрен и принят Россией.

Запись в тетрадях:
В 1989 г. принята Конвенция о правах ребенка, где указаны конкретные нормы для государств, подписавших конвенцию, и права человека от рождения до 18 лет.
У вас на столах сокращенный вариант Конвенции о правах ребенка. Работаем в парах: сравнить названные вами потребности ребенка и содержание данной конвенции, отметьте те, которые совпадают.
А теперь поработайте еще со Всеобщей декларацией прав человека и Конституцией РФ, где провозглашены права и свободы ребенка. Заполните таблицу, отметьте те статьи, содержание которых отражается во всех трех документах. (См. таблицу 1).
5. Нарушение прав ребенка его родителями.
Как звучит тема нашего урока? Мы с вами говорим о том, что родители должны обеспечивать потребности своих детей, уважать их права и личное достоинство. Но всегда ли так в реальной жизни? (Примеры детей)
Проанализируйте ситуацию, в которой оказался один мальчик, и ответьте на вопрос: нарушаются ли его права?
“Двенадцатилетний Костя жил с мамой, отчимом, братишкой и сестренкой. У него была своя комната, которая, к сожалению, не радовала его, т.к. она напоминала скорее камеру заключенного, чем детскую. Придя из школы, пообедав, Костя делал уроки в своей комнате. И так как у него не складывались отношения с отчимом, то последний даже не желал видеть мальчика. Отчим выключал свет и запирал дверь. Костя сидел в своей комнате один, в темноте. Мальчику не позволялось играть с друзьями и даже с младшими братишкой и сестренкой. У него не было праздников – даже дня рождения”.
Нарушались ли права Кости? Какие? Как бы вы посоветовали поступить мальчику в такой ситуации?
“Но вот однажды Костя пришел в школу с множественными следами побоев – с кровоподтеками и царапинами. Классный руководитель сразу же обратила на это внимание. И после уроков она поинтересовалась у мальчика, что с ним случилось. Сначала Костя сказал, что упал. Но после беседы с учительницей признался, что это отчим его избил, когда он пытался отстаивать свои права”.
На ваш взгляд, как должен был поступить мальчик, у кого искать помощи?
Если ребенок попадает в такую ситуацию, когда родители нарушают его права или просто не могут защищать его права, то он может обратиться за помощью в школу, в комитет по правам человека.
Давайте попробуем сделать вывод: кто же несет ответственность за жизнедеятельность ребенка? Найдите в Конституции те правовые нормы, которые защищают неприкосновенность, честь и достоинство (ст. 21, 22, 23).
6. Памятка родителям от ребенка.
(Работа в группах). Составьте по 2 правила в общую памятку родителям от ребенка о том, как они должны его воспитывать и относиться к нему.
(Группы зачитывают свои правила).
Домашнее задание
Оформите такую или подобную памятку и ознакомьте с ней своих родителей. Спросите, согласны ли они с вами, если нет, то почему.
Второе задание – это поработать с Конвенцией о правах ребенка и распределить права по таким группам (см. таблицу 2).

Итог урока
Что нового вы узнали на уроке?
В каких документах закреплены права ребенка?
Кто обязан обеспечивать потребности детей и осуществлять их права?
Какие обязанности лежат на совершеннолетних детях по отношению к их нетрудоспособным родителям?
Кто же может защищать ваши права?
Посмотрите еще раз на слова Белинского, о какой разумной любви говорит он?

Наталья ГУДОШНИКОВА,
учитель граждановедения
Саранск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте