17 лет – не так уж и много, для человека – даже не совершеннолетие. Но столько нашему «несовершеннолетнему» профсоюзу пришлось пережить за эти годы, столько событий, разочарований и побед выпало на его долю, что хватило бы не на один десяток человеческих жизней. Одному человеку было бы просто не под силу выдержать все эти испытания. Но нас – пять миллионов, и именно поэтому мы сильны. Да и не такие уж мы «несовершеннолетние», если обратиться к истории. Профсоюзу работников народного образования и науки РФ исполнилось семнадцать. А профессиональному движению среди педагогов России – более века.
До революции
В учительской среде объединительные процессы зародились еще в XIX веке. Педагоги создавали творческие союзы, кассы и общества взаимопомощи, которые ставили своей целью материальную поддержку учительства. Но первым действительно профессиональным объединением педагогов стал Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию, учрежденный в 1905 году. Именно с этого времени и начинается история профессионального движения.
12 марта в Санкт-Петербурге состоялось первое организационное собрание, на котором обсуждалось основание союза. В документе, принятом и подписанном всеми участниками этого собрания, отмечалось:
«Мы, народные учителя и учительницы и другие работники в области народного образования, считаем своим долгом заявить о положении близкого нам дела просвещения народа.
…Мы отстали от просвещения не только европейских, но и азиатских государств. Число школ не достигает той цифры, которая обеспечила бы общедоступность обучения; внешкольное образование находится в зачаточном состоянии.
Из двухмиллиардного бюджета Правительство выделяет на народное образование не более 1/100 части. Оно всеми силами препятствует общению и единению нас, учителей, не разрешая съездов, союзов, преследуя кружковые собрания… Оно оставляет нас в крайней материальной необеспеченности и в совершенно бесправном положении…»
В результате обсуждения пришли к выводу, что союз должен быть профессиональным и настолько широким, чтобы включить в свои ряды учителей всех партий и взглядов, если они ставят своей целью поднятие уровня народного образования.
С 7 по 10 июня 1905 года в Финляндии состоялся учредительный съезд Всероссийского союза учителей и деятелей по народному образованию, который на тот момент объединял около 10 тысяч человек. В уставе, принятом на съезде, отмечалось, что союз является профессиональным и политическим.
Основными целями союза были определены:
– борьба за коренную реорганизацию народного просвещения в России, в том числе введение всеобщего начального обучения, бесплатного среднего и высшего образования, исключение Закона Божьего из преподавания как обязательного, свободу преподавания на родном языке во всех типах школ;
– борьба за политическую свободу в России и передачу власти в руки народа.
Широкое развитие профсоюзного движения в стране заставило царское правительство узаконить деятельность профессиональных союзов. 4 марта 1906 года были изданы «Временные правила о профессиональных обществах, учреждаемых для лиц, занятых в торговых и промышленных предприятиях, или для владельцев этих предприятий». Царское правительство стремилось не только удовлетворить требования рабочих, но и ограничить деятельность профессиональных обществ, взять их под свой контроль. Их права во многом сводились к выдаче пособий своим членам, к созданию касс взаимопомощи, устройству библиотек, оказанию содействия по трудоустройству и т.п. «Временные правила…» запрещали какое-либо участие профессиональных обществ в политической борьбе. Запрещались также съезды и конференции профсоюзов, их областные и всероссийские объединения.
Несмотря на запреты 7 июня 1906 года в Финляндии состоялся III делегатский съезд союза, который отказался от политической платформы, но внес в устав пункт, предоставляющий съездам право принимать тактические резолюции политического характера.
В большинстве губерний России создавались отделения Всероссийского союза. Однако власти жестко расправлялись с учителями, осмеливавшимися создать свою профессиональную организацию. В течение 1907 года большинство отделений были распущены. Следующий, IV съезд стал последним. Деятельность союза стала постепенно сворачиваться, и вскоре он прекратил свое существование.
После февральской революции 1917 года работа союза была возобновлена. На очередном августовском съезде он принял название Всероссийского учительского союза (ВУС). Но жизнь организации была недолгой. Грянула Великая Октябрьская социалистическая революция. Союз счел невозможным сотрудничество с новой властью, созданной путем насилия, и решил ей не подчиняться. Это привело к тому, что зимой 1918 года ВУС был распущен. Революционно настроенное учительство тем временем вышло из его состава и создало Союз учителей-интернационалистов, который объединил педагогов, открыто перешедших на сторону Советской власти. К весне 1918 года в его рядах насчитывалось уже более 12 тысяч человек.
Школа коммунизма
Союз учителей-интернационалистов стал основным ядром Всероссийского союза работников просвещения и социалистической культуры, учредительный съезд которого прошел в Москве летом 1919 года. На нем присутствовали 277 делегатов из 32 губерний. Политические деятели того времени – Ленин, Крупская, Луначарский, Бубнов – выступили на заседаниях съезда, встречались с учителями. На съезде обсуждались политические и культурно-просветительские вопросы, велась энергичная пропаганда революционных принципов организации народного образования, целей и задач советской школы.
Сеть школ развивалась, а вместе с тем увеличивалось и количество профсоюзных организаций. К этому времени сложилась разнообразная по видам учебных заведений система школьного образования, фундаментом которой стала семилетняя школа.
Значительной вехой в жизни союза стало 23 февраля 1923 года, когда союз взял культурное шефство над Красной Армией и Флотом, тем самым создав канал для организованного вовлечения просвещенцев в общественную жизнь и работу. В 1924 году были учреждены газеты «Народный учитель» и «Учительская газета».
В результате Гражданской и империалистической войн, стихийных бедствий – голода и эпидемий – страна переживала крайнюю степень обнищания. В то время союз добивался частичных улучшений в положении просвещенцев – переводил учителей в высшую категорию получателей продовольственного пайка, раздавал своим членам мануфактуру и т.д.
С окончанием Гражданской войны, когда страна стала залечивать раны и восстанавливать свое хозяйство, союз вел энергичную борьбу с задолженностью по заработной плате и ущемлением прав учителей.
С 34-го года профсоюз начал проходить всевозможные «разукрупнения». Деление шло как по профессиональному, так и по территориальному принципу. В итоге перед началом Великой Отечественной войны только в РСФСР действовали пять профсоюзов работников начальных и средних школ – Центра, Севера, Юга, Урала и Сибири, Сибири и Востока.
К началу 40-х годов фактически был обеспечен постепенный переход ко всеобщему десятилетнему образованию в городах и семилетнему – в сельской местности. Война на четыре десятилетия отодвинула завершение создания системы всеобщего среднего образования в стране. Тысячи старшеклассников, учителей и студентов ушли в Красную Армию. Тысячи школ были разрушены, тысячи профсоюзных организаций прекращали свое существование.
После войны интересы быстрейшего восстановления народного хозяйства потребовали объединения усилий всех пяти профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР, а потому произошло их слияние в один. В мае 1956 года он был переименован в Профсоюз работников просвещения РСФСР. А в августе 57-го вышло постановление ВЦСПС о создании единого Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана Российская республиканская организация профсоюза, которая взяла на себя следующие задачи:
– всемерное способствование социально-экономическому ускорению, умножению народного богатства;
– забота об улучшении условий труда, быта и отдыха работников образования;
– защита прав и интересов работающих, студентов и учащихся;
– коммунистическое воспитание масс;
– вовлечение работающих в управление производственными и общественными делами;
– укрепление сознательной трудовой дисциплины;
– содействие обеспечению безопасности страны;
– содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества.
В соответствии с ленинским учением профсоюзные организации рассматривались как школа коммунизма. Поэтому главные усилия профсоюзов в эти годы были направлены на воплощение в жизнь планов развития народного хозяйства – всевозможных «пятилеток».
В 80-е годы профсоюзные организации стали уделять больше внимания созданию в школах атмосферы творческого поиска. Повсеместное распространение получает почин «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу». Учителя держали отчет перед школой, школа – перед районом, район – перед областью.
Поддержка народных университетов педагогических знаний, аттестация учителей, повышение зарплаты, охрана труда, укрепление здоровья работников и студентов, жилищно-бытовое устройство педагогов – вот перечень основных забот, которые волновали в то время профсоюз.
После упразднения Минпроса и создания Государственного комитета СССР по народному образованию республиканская организация Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений была переименована в организацию Профсоюза работников народного образования и науки.
Мы наш, мы новый мир построим
В 1989-90-х годах наступил этап воссоздания общероссийских отраслевых профсоюзов. Это было связано прежде всего с процессом суверенизации республик, входящих в союз, и необходимостью налаживания диалога с новой государственной властью как в центре, так и на местах.
27 сентября 1990 года состоялся учредительный съезд Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, в работе которого приняли участие 559 делегатов. Съезд заявил о независимости нового профсоюза от центральных и местных органов исполнительной власти, работодателей, политических партий и общественных объединений, принял Устав профсоюза и избрал Центральный комитет во главе с председателем Владимиром Михайловичем Яковлевым.
На съезде широко обсуждалась ситуация, сложившаяся в учреждениях образования. Низкая зарплата педагогов при большой продолжительности рабочего времени, особенно в дошкольных учреждениях, большая наполняемость классов, отсутствие материальных стимулов к качественному труду – таков далеко не полный перечень причин, которые послужили предпосылкой для массового трудового конфликта в учреждениях образования. В этот период повсеместно создавались забастовочные комитеты, профсоюзные организации осваивали новую форму борьбы – забастовку.
Состоявшийся в декабре 1990 года II пленум ЦК профсоюза поддержал основные требования трудовых коллективов, решил направить их в Верховный Совет РСФСР и Совет Министров РСФСР, определил порядок ведения переговоров с правительством республики по их реализации. Заместителем председателя профсоюза была избрана Галина Ивановна Меркулова.
С 1 января 1991 года ставки учителей повысились на 40 процентов, а в 92-м году правительство обещало поднять средние оклады работников образования до уровня средней зарплаты в народном хозяйстве РСФСР. Кроме того, в Закон РФ «О социальном развитии села» было включено предложение ЦК профсоюза об установлении работникам бюджетной сферы, работающим на селе, ставок и окладов, повышенных на 25 процентов. Это был первый конкретный результат профсоюза.
11 июля 1991 года только что избранный Президент России Борис Ельцин подписал свой знаменитый Указ №1 «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР», в подготовке предложений к которому принял непосредственное участие ЦК профсоюза. Казалось, государство поворачивается лицом к образованию. Однако события 19-21 августа 1991 года привели к резкому усилению политического противоборства. В правительство пришли новые люди – команда, которая не посчитала нужным выполнять ни Указ №1, ни Закон «Об образовании», принятый годом позже.
Начались радикальные рыночные реформы, которые резко ухудшили материальное положение работников образования. А вместе с ними начался новый этап в истории профсоюза – этап активной борьбы работников образования за свои права.
Вначале забастовочный процесс, старт которому в 1990 году дали работники дошкольных учреждений, имел стихийных характер. Стачечные комитеты, которые создавались в территориях, выдвигали самые различные требования. Чтобы придать этому движению организованный характер и выработать единую тактику, при ЦК профсоюза был создан Координационный совет стачкомов.
Если в 1991 году забастовки охватили около 1200 образовательных учреждений, то в 92-м – уже почти 5 тысяч, а число их участников увеличилось с 58 до 222 тысяч человек.
По предложению профсоюза проблемы педагогов были обсуждены на Всероссийской конференции работников образования, которая выдвинула свои требования исполнительной власти. В итоге в декабре 1992 года Правительство РФ ввело Единую тарифную сетку и повысило зарплату бюджетникам на месяц раньше, чем планировало. Причем власти согласились с предложением профсоюза о размере тарифной ставки 1-го разряда – 1800 рублей (вначале было 1350).
Введение ЕТС позволило существенно сократить разрыв в оплате труда между работниками образования и промышленности. Если в начале года средняя зарплата в отрасли составляла 44% от средней в материальном производстве, то в декабре – уже 60%. Все это породило определенные надежды в педагогических кругах и снизило степень социальной напряженности. В 1993 году забастовки полностью прекратились. Однако «затишье» было недолгим.
Первым в начале 1994 года забастовали вузы, где из-за резкого сокращения финансирования появились долги по зарплате и стипендиям. Вскоре протестное движение работников высшей школы подхватили другие учебные заведения. Вопреки Конституции и Закону «Об образовании» федеральные власти решили передать всю ответственность за школу на местный уровень. Отсутствие достаточных средств у муниципалитетов привело к тому, что долги по зарплате учителям стали нарастать, как снежный ком. После годовой паузы работники образования вновь перешли к силовым методам воздействия на власть. Время «надежд» закончилось, наступило время «утраченных иллюзий».
Пик стачечного движения в отрасли пришелся на 1997 год, когда задолженность достигла немыслимой суммы – 10 триллионов рублей. В нескольких этапах Всероссийской акции в защиту образования участвовали около 2 миллионов человек. Как правило, после проведения массовых акций протеста правительство, главы администраций частично погашали долги, устанавливали надбавки, но кардинальных изменений не происходило, и через два-три месяца учителя снова начинали бастовать.
Переломить ситуацию удалось только при правительстве Евгения Примакова. Несмотря на трудное положение страны после дефолта 1998 года, оно в течение трех месяцев полностью погасло долги по зарплате работников вузов и стипендиям. Школа оказалась в более трудном положении. Денег у муниципалитетов по-прежнему не было, а пресловутые трансферты, направляемые в регионы из федерального бюджета, били «мимо цели». Местные власти распоряжались средствами по своему усмотрению, откровенно экономя на учительских зарплатах.
Все эти годы профсоюз добивался возвращения школы в зону ответственности государства, настаивая на принятии соответствующего закона. Забастовки в борьбе за интересы образования и учительства были крайней мерой, но далеко не единственной. С самого начала своей деятельности профсоюз участвовал в законотворческой работе. При его непосредственном участии появились на свет Указ Президента РФ №1, Закон «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», о выплате пенсий за выслугу лет учителям, о моратории на приватизацию образовательных учреждений. Профсоюз не только выдвигал требования, но и порой буквально «навязывал», лоббировал их в Госдуме, добивался распоряжений и указаний первых лиц в государстве для выполнения принятых законов. Обращался в Генеральную прокуратуру и Верховный суд в связи с неправомерными действиями федеральных министров и ведомств. Профсоюз добился отмены знаменитого «шестисотого» постановления 1998 года, предоставлявшего правительству широкие возможности экономить на образовании. Долгие годы противостоял поспешным и непродуманным реформам в отрасли.
Важным направлением в работе профсоюза стало развитие социального партнерства с властью, осваивалась практика заключения коллективных договоров в школах и вузах, отраслевого и территориальных соглашений.
2003 год отмечен черной дырой в истории российского профсоюза – 2 августа умер Владимир Яковлев, все эти годы бессменно возглавлявший борьбу за права учительства. Делом всей его жизни было возвращение государства в образование. И он успел его завершить. В июле 2003 года Президент России Владимир Путин подписал закон, возлагающий ответственность за школу на органы государственной власти субъектов РФ, который отныне всегда будет называться «Законом Яковлева».
В сентябре состоялся внеочередной съезд профсоюза, который выбрал нового председателя – Галину Ивановну Меркулову.
Борьба продолжается.
Оксана РОДИОНОВА, Наталья БУНЯКИНА, по материалам учебного пособия «Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России»
Комментарии