search
main
0

Семь дней ходу. Построение учебного занятия на основе метапредметного подхода

Цель: показать технологию, вариант построения учебного занятия на основе метапредметного подхода.Участники мастер-класса делятся на группы.Современное образование ориентировано на достижение нового качества, адекватного запросам личности, общества и государства. С введением федеральных государственных стандартов произойдут перемены, в частности, результаты образовательного процесса можно будет обозначать как личностные, метапредметные и предметные.

Метапредметные результаты – способы деятельности на базе нескольких или всех учебных предметов, применяемые обучающимися как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.Метапредметный подход соединяет в себе предметность и одновременно надпредметность, содержит идею рефлексивности по отношению к предметности. Что это означает? Обычно учащийся, работая с материалом физики, химии, биологии, истории, запоминает важнейшие определения понятий. Метапредметный подход позволяет овладеть способом формулировки того или иного понятия любой предметной области.Всероссийский конкурс «Учитель года России-2009» стал своеобразной площадкой для апробации метапредметного подхода в образовании, так как почти одновременно можно было проследить, как задачу метапредметности реализует каждый конкурсант относительно своей предметной области. Педагогам были предложены темы «Мифы и парадоксы», «Простое и сложное», «Пути познания», «Модель и способ», «Знание и незнание» и др.Предлагаю сегодня рассмотреть один из вариантов построения занятия на основе метапредметного подхода.Мы разделились на группы, для того чтобы в ходе мастер-класса вы могли озвучить как свое личное мнение, так и мнение, сформулированное в группе.I. Давайте поговорим о двух понятиях, которые в свое время Артур Шопенгауэр обозначил так: одно из них – «всецело положение, и больше ничего», другое – «всецело последовательность, и больше ничего».Послушайте текст.Начнем же, братья, повесть эту от старого Владимира до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую… Трубы трубят в Новгороде, стоят стяги в Путивле, Игорь ждет милого брата Всеволода.- Где происходит событие?- Когда оно происходит?- Из какого произведения взят этот фрагмент?- Если обратиться к событиям сегодняшнего дня, где мы находимся? В какое время происходит наша встреча?- Как вы думаете, о каких понятиях идет речь?Способность человека мыслить абстрактно разделяет пространство и время, заставляя воспринимать их отдельно друг от друга. Но для описания и понимания мира необходима их совместимость. Чтобы описать какое-либо событие, например, повседневной жизни, недостаточно определить только место, где оно происходило, важно еще указать время, когда оно происходило.Можно привести пример связи времени и пространства другого плана, когда расстояние отмеряется отрезками времени: «Семь дней ходу».Как схватить и удержать момент, когда прошлое завершено, а будущее не началось? Оказывается, можно дробить условную протяженность на условные отрезки и увязывать их с событиями.II. Послушайте, пожалуйста, стихотворение М.Ю.Лермонтова «Сон».- О чем это стихотворение?- Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотворения?- Понять временное и пространственное соотношение в этом стихотворении нам поможет метод ТРИЗ «системный оператор». Это путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть то или иное явление в развитии, то есть в прошлом, настоящем и будущем.Заполним таблицу, состоящую из 9 частей. (См. таблицу.)- Что мы узнали о лирическом герое, прочитав стихотворение?(Заполняем центральную часть: герой во сне или предсмертном состоянии.)- Что было с героем до этого сна или предсмертного состояния?(Ранен или несчастен.)- Представим будущее лирического героя. (Будущее системы.)- Где и когда происходит действие? (Долина Дагестана, полдень.)- При каких обстоятельствах герой оказался в этом положении? (Предположительно, война.)Графы «Прошлое надсистемы» и «Будущее надсистемы» мы сможем заполнить, используя справочный материал.- Что чувствует лирический герой? (Одиночество.)- Чем вызвано такое состояние героя? (Непонимание, противоречия, сложившиеся обстоятельства.)- Каким герой будет, может быть? (Одиноким, счастливым, спокойным.)- Какие слова в стихотворении воссоздают образы пространства и времени?(Из одного пространства, в котором мы видим лирического героя, возникает другое, существующее параллельно: с одной стороны, «долина Дагестана», полдень, с другой – «вечерний пир в родимой стороне». Полдень и вечер. Персонажи этих двух реальностей, тоже параллельно существующие, мысленно поддерживают друг с другом связь, один видит то, что происходит сейчас с другим, и наоборот.)- Чем, на ваш взгляд, это стихотворение интересно для литературоведов?(В данном произведении сон словно предтеча смерти. Это так называемый «сон в кубе», как бы три сна: сон умирающего, в нем еще один сон о девушке (следующие две строчки третьей строфы и четвертая строфа) и сон самой девушки (последняя строфа). Все эти три сна обретают новый смысл – видения или предвидения происходящего где-то очень далеко.)Все происходящее настолько выпукло прорисовано поэтом, что трудно провести грань между реальностью и грезой человека, спящего мертвым сном. Героиня произведения тоже находится и в реальности, и во сне:«И в грустный сон душа ее младаяБог знает чем была погружена…»III. Звучит отрывок из «Времен года» Антонио Вивальди («Весна»).- Давайте послушаем музыкальный фрагмент и заполним таблицу «Время – пространство» – необходимо вписать в графы «время» и «пространство» ассоциации, которые у вас возникнут во время прослушивания. Заполняя таблицу, мы будем использовать метод фокальных объектов, это также один из методов ТРИЗ. Метод фокальных объектов содействует развитию фантазии, мышления, воображения, а также обогащению словарного запаса.- Вы узнали эту музыку?Одна из важнейших сторон музыки – ее временная организация.«Чувственный материал входит в музыку не своей пространственной формой, а временной продолжительностью своего движения… в качестве формы ей может служить только время» (Гегель).- Вы согласны с этой точкой зрения?Гегель, как мы видели, не находил в музыке пространственных отношений. Но как заметил Э.Курт, «там, где нет реального пространства, человек создает его». Позже исследователи выяснили, что практически все музыкальные средства организованы пространственно и временно.IV. Возвратимся к историческому тексту, который мы читали вначале. Представьте себе такую ситуацию: вы историк, но вы ничего не знаете о походе Игоря. Так случилось, что никто до этого времени о нем не знал. И вдруг вы находите текст такого содержания…- Вы можете дать временную и пространственную характеристику события?- Как в истории преломляются время и пространство?История требует для своего существования времени и пространства. События требуют временной оценки, поскольку если предположить статичность пространства, то в одном и том же месте происходит множество событий в разное время. Пространство – условие существования времени.V. Предлагаю продолжить работу в группах.Подумайте и представьте, как можно рассмотреть на занятии с детьми понятия времени и пространства, привязывая их к предметной области или не привязывая. Затем я прошу вас в течение 2-3 минут представить решение своей группы.Итоги. В ходе мастер-класса мы использовали некоторые методы ТРИЗ. Для формирования творческой личности важное значение имеет развитие речи. Мышление и речь взаимосвязаны. Чтобы четко сформулировать мысль, необходимо владеть речью. Развитие мысли стимулирует развитие речи. Поэтому на своих уроках я использую методы и приемы ТРИЗ, развивающие и речь, и мышление, и умение логически думать, видеть мир в системе.______КонференцияРады бы в СетьДа низкие скорости не пускаютАнна ДАНИЛИНАВ Троицке на базе школы искусств имени М.И.Глинки в 22-й раз прошла Международная конференция «Применение новых технологий в образовании». Преподаватели из России и стран СНГ поучаствовали в «круглых столах» и семинарах и воочию убедились как в стремительности развития ИКТ, так и в существовании препятствий на пути развития.В этом году конференция оказалась по-настоящему международной. Во вступительном слове заместитель министра образования правительства Московской области Владимир Ахренов отметил, что на мероприятие наравне с представителями Москвы и Московской области, Калининграда, Мурманска приехали коллеги из соседних государств – Украины, Белоруссии, Казахстана и Азербайджана.В ходе пленарного заседания, на «круглых столах» и семинарах говорили о том, что сегодня новейшие информационные технологии проникают в образовательный процесс все больше и больше. Учитель должен учитывать, что современные дети привыкли получать информацию из Интернета, круглосуточно общаться в Сети. Вот почему современный педагог идет за своим учеником в Интернет. «Сейчас создается новый тип учебно-информационного взаимодействия, в котором участвуют как педагог и ученик, так и родитель. Оно может осуществляться с помощью базового электронного образовательного ресурса, школьного сайта или портала. Иногда педагог создает свой блог или группу в социальной сети, например ВКонтакте. Учитель инновационного типа должен работать и здесь», – уверен профессор Российского государственного социального университета Александр Федосов.Другая проблема связана с требованием нового федерального государственного образовательного стандарта использовать ИКТ в учебном процессе. «Но электронные диски с образовательным контентом далеки от реального учебного процесса. Этот материал очень часто нельзя разобрать на составные части. Преподаватель должен брать все сразу, а в урок такой объем включить очень сложно», – размышляет член программного комитета конференции, автор учебников по информатике Людмила Босова.Педагоги считают, что электронный образовательный продукт должен быть организован как конструктор, в который можно по своему желанию вкладывать определенный контент.Ну и вечной проблемой остается недостаток финансирования. К примеру, на конференции свою продукцию предлагали производители планшетных компьютеров, поддерживающих беспроводное подключение к Интернету. Но много ли школ в российской глубинке могут позволить себе эти современные устройства? К тому же далеко не везде есть беспроводной высокоскоростной Интернет…Одним из приятных и знаменательных событий первого дня работы в Троицке стало награждение победителей конкурса «Компьютер и школа». Ими стали педагоги из разных городов России.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте