Обучение и воспитание школьников в новых финансово-экономических условиях приобретают все новые черты. Наряду с сокращениями сотрудников и реструктуризацией рынка труда резко изменились требования к уровню и содержанию подготовки специалистов, основа которой закладывается системой общего образования. Коммуникативные навыки, формируемые в период обучения в школе, становятся необходимостью для успешного вхождения выпускника в активную общественную жизнь.
Проблемы системы образования становятся проблемами развития общества и государства, поскольку в современном мире все большее значение для развития всех сторон жизни мирового сообщества приобретают интеллектуальные и информационные ресурсы.
При этом нужно признать, что школа постоянно меняется, и этот процесс объективен по своему характеру. Система общего образования старается подстроиться и перестроиться под те изменения, которые происходят в нашем обществе, и уже в пути ищет сообразные модели, варианты, обсуждает их преимущества и недостатки.
В этих условиях особого внимания к себе требует сельская школа. Разнообразие новых методов работы с детьми позволяет наполнить воспитательную среду интересными совместно реализуемыми идеями, целенаправленной деятельностью. Для сельской школы это еще и возможность приобретения нового качества воспитания подрастающего поколения.
Модель, которая была построена в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования» (ИСО) в Калужской области, на наш взгляд, оптимальна для большинства сельских регионов Центральной России. В Малоярославецком районе более 30 образовательных учреждений различных типов и видов. У всех у них общие проблемы: нехватка педагогов, недостаточное финансирование, отсутствие возможности обновления материально-технической базы. Однако имеются и «базовые точки роста»: стремление к столичным тенденциям развития образования, наличие экспериментальных площадок, инновационных школ – победителей нацпроекта, муниципальных ресурсных центров.
Понимая, что людей надо учить работать с информационными источниками, реализацию ПНП мы начали с педагогов. Повышение квалификации педагогических кадров в вопросах использования ИКТ стало одним из важных условий процесса информатизации образования.
Проект ИСО рассчитан на применение различных форм организации совместной деятельности. Сюда входят семинары для руководителей и педагогов, курсы повышения квалификации, различные виды консультаций, мастер-классы, дни открытых дверей, а также работа со школьными командами. Для педагога, который только начинал свое общение с компьютером, важно было пройти курсы «ИКТ в деятельности учителя-предметника».
Межшкольный методический центр (ММЦ), открытый в рамках проекта ИСО, стал центром развития новых технологий в муниципальной системе образования. Сопровождение процесса информатизации школ в целом позволило уверенно реализовывать их собственные программы, увидеть перспективы, разнообразить педагогическую практику, повысить эффективность учебно-воспитательной деятельности.
Сейчас мы активно ведем работу по внедрению цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеурочное время. В качестве одного из результатов можно рассматривать Банк данных ЦОР и Каталог электронных ресурсов, которые можно использовать при реализации нового стандарта. Кроме того, на семинарах и практических занятиях используются ресурсы Единой коллекции, созданной в рамках проекта ИСО. В школах активно идет процесс пополнения медиатек.
Система образования Калужской области давно славится своими наработками в вопросах регионального содержания образования. Уже не первый год школьники начальных классов обучаются по региональным учебникам, которые основаны на культурно-историческом подходе. В период реализации проекта ИСО стало возможным активное использование в практике работы наших учителей региональных цифровых учебников. По мнению педагогов, это очень удачный опыт, потому что в итоге повысился интерес детей, возросла мотивация к обучению, а следовательно, изменилось и качество обучения. В школьных медиатеках уже есть ряд цифровых учебников – «Букварь», «Математика», «Окружающий мир» и другие.
В ММЦ создана коллекция ЦОР, разработанных педагогами школ. Учителя сами высказывают нам идеи, которые мы реализуем совместно с ними. В рамках федерального образовательного стандарта учителя Малоярославецкого района разработали программный модуль курса «Краеведение» и методическое сопровождение к нему. Одновременно возникла идея о необходимости сопровождения курса цифровыми ресурсами. Сказано – сделано! И в этом учебном году мы используем на практике ЦОР по биологическому и историческому краеведению.
В процессе обучения и подготовки к занятиям с применением ИКТ у ребят появляются новые, до этого им не известные источники информации. Все это ведет к необходимости организации профильных классов. Однако сельская школа не всегда имеет возможности для этого. Поэтому весьма востребовано дистанционное обучение, при котором дети реально используют возможности сетевого взаимодействия.
Мы приняли решение апробировать следующую схему. Знания и навыки на базовом уровне каждый ученик приобретает очно, вместе с классным коллективом и своим преподавателем, а вот профильная составляющая ему доступна в форме дистанционного обучения в рамках дополнительного образования. Это позволяет сельскому школьнику получить более глубокие и прочные знания по тому или иному учебному предмету. При этом семья не затрачивает дополнительных финансовых средств.
В ходе эксперимента была сформирована группа из двадцати пяти старшеклассников четырех сельских школ. В течение года они приезжали в ММЦ, где имели возможность получать задания, отправлять решения, общаться с сетевыми преподавателями, использовать образовательные интернет-ресурсы. Прежде чем начать учебный процесс, методисты центра провели консультации не только с учениками интернет-школы, но и с их родителями, с которыми тоже необходимо было провести подготовительную работу. Главные аргументы – это возможность для ребенка расширить свои знания и обрести навыки обучения в дистанционном режиме.
Из пятнадцати предложенных в проекте учебных дисциплин каждому школьнику было рекомендовано выбрать по одному (режим эксперимента). Наиболее востребованными оказались математика и физика – предметы, которые традиционно выбирают выпускники школ Калужской области.
Помимо этого приходилось параллельно решать проблему подготовки сетевых преподавателей и педагогов-кураторов. Этим вопросом занимался региональный координационный центр, который провел курсовую подготовку ряда учителей. Была разработана нормативная база их деятельности: распределены обязанности, приняты должностные инструкции, утверждено расписание, определено время посещения ММЦ, когда в школе возникают проблемы с выходом в Сеть. Таким образом, мы подготовили условия для организации учебного процесса.
В это же время между ММЦ и образовательным учреждением, где обучаются школьники, были заключены договоры, так как за образовательный процесс и качество его результатов отвечает именно школа и присутствие в этой схеме ММЦ вносит некоторые новые нормативные позиции.
Следующей составляющей смешанного обучения стала самостоятельная работа учеников. Интерес к ней возник прежде всего из-за того, что к этому времени стала наполняться Единая коллекция ЦОР, созданная в рамках проекта ИСО. А кроме этого, сетевые сообщества стали выставлять на своих сайтах образовательные ресурсы, которые позволяли успешно выполнять исследовательские работы, создавать проекты, писать рефераты, решать задачи и отвечать на не всегда простые вопросы сетевых преподавателей нашим ученикам.
Как и в любом новом направлении деятельности, здесь тоже выявились свои плюсы и минусы. В течение учебного года ребята четырех школ обучались в форме дистанционного обучения, которая предоставляет совершенно новые возможности сельским детям. Отвечая на вопросы организаторов данного курса в конце учебного года, они отметили следующие положительные моменты смешанного обучения:
повышенный интерес к новым технологиям и формам обучения;
исследовательский характер обучения, самостоятельность обучающегося;
возможность общения с другими (не школьными) преподавателями;
использование ранее неизвестных образовательных возможностей Сети.
К главному же недостатку, по мнению учеников, была отнесена отдаленность ММЦ от образовательного учреждения. Впрочем, это препятствие самоустранилось благодаря подключению школ района к сети «Интернет». И уже во втором полугодии 2007-2008 учебного года дистанционное обучение было перенесено на базу образовательного учреждения. Другой недостаток связан с низкой пропускной способностью интернет-канала, что не позволяет в полной мере использовать преимущества режима on-line.
Наконец возникла необходимость нормативно закрепить возможность получения официального документа детьми, которые проходят дистанционное (смешанное) обучение в рамках общего образования.
Так или иначе, на сегодняшний день подобная форма обучения – это реальная возможность повысить качество образования в сельской школе. Учитывая масштабы распространения дистанционных и смешанных форм, данная модель профильного (углубленного, специального, дополнительного) образования видится нам наиболее реальной для сельских регионов нашей страны.
Анализ показывает, что лидерами инновационного движения становятся те учреждения, в которых работа по обновлению средств, форм, условий образования ориентирована на удовлетворение интересов, образовательных возможностей учеников. То есть информатизация помогает нам активно перестраивать, обновлять учебный процесс. Позитивное, конструктивное, направленное к самоактуализации и социализации движение педагога, организатора образовательной деятельности – базовое условие существования живой, гуманной школы, основа для обогащающего культурного диалога и конструктивного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Джон Дьюи, один из основателей гуманной педагогики, пишет: «Образование демократично, потому что строится на общем интересе и включает в себя общение с другими людьми по поводу решения проблем. Образование не просто готовит граждан к демократической жизни, но реализует важнейшую цель демократии – сделать человека свободным и дать ему возможность полностью проявить свои способности».
Добавим к этому, что подлинное образование реализует эту функцию по отношению не только к детям, но и к учителям, руководителям учреждений и органов управления образованием, а также ко всем субъектам единой муниципальной образовательной информационной среды.
Петр БОБЫЛЕВ, директор Ерденевской школы; Юлия МЕДОВА, директор Малоярославецкого информационно-методического центра, Калужская область
Комментарии