Помните старенькие, уже вышедшие из употребления газетные клише “авангард революции”, “флагман перестройки”? Есть у них общая черта – необыкновенная пафосность и торжественность, придающая особую значимость тому, что за этими словами следует. Если думаете, что речь пойдет о политике, ошибаетесь. Мой небольшой рассказ о Тамбовском государственном техническом университете – флагмане, авангарде и т.д. дистанционного образования не только в Центральном Черноземье, но и далеко за его пределами.
800 компьютеров для вуза, в котором около 7000 студентов, – цифра большая. Теоретически каждый учащийся ежедневно хотя бы по часу может посидеть перед монитором. 500 машин подключены к Интернету. По словам ректора Сергея Мищенко, начиналась эта полная информатизация уже давно, лет тридцать назад. А когда новые вузовские здания построили в десяти километрах от старого корпуса, для общения стали использовать радиомодемное устройство, благо у университета есть два спутниковых канала. Потом радиомодемной связью решили соединить ТГТУ со школами, и не только с городскими. В самом Тамбове у университета есть лицеи, а кроме того, в общую работу включились три сельские школы – Платоновская из Рассказовского района, Сатинская из Сампурского и Тулиновская из Тамбовского района. На базе ТГТУ создан Институт дистанционного образования. При таком размахе не обойтись без новых методических разработок, и они есть. А заслуги двух ученых – проректора по информатизации университета Владимира Подольского и самого Мищенко – отмечены правительством.
Новые технологии позволяют даже лабораторные работы проводить на расстоянии. Да и вообще всю жизнь обустраивать по-новому. В Тамбове создан муниципальный областной лицей-интернат для особо одаренных детей из сельских районов области. Финансируется он совместно мэрией и областным бюджетом. В девятый класс набирают после собеседования и только сельских ребятишек. Они живут в интернате и учатся в лицейских классах. По окончании сдают тестовый экзамен по всем предметам и поступают в университет. Вуз совместно с Минобразованием разрабатывает всю методику. Кстати, как рассказала заместитель начальника областного управления образования Татьяна Булгакова, Тулиновская школа тоже становится министерской экспериментальной площадкой. Компьютерный класс здесь укомплектован при поддержке Минобразования, и школа не только имеет выход в Интернет, но и активно занимается проектной деятельностью, являясь центром дистанционного образования в своем районе.
Может сложиться впечатление, что на тамбовчан деньги с неба сыплются, а школы буквально запутались в мировой паутине. Это не так. Здесь такие же проблемы, как и во всей России. У Ольги Вязовой, зав.кабинетом информатики областного института повышения квалификации учителей, я поинтересовалась, много ли в тамбовских школах современных компьютеров. Оказалось, что на 60 процентов они укомплектованы старыми УКМЦ, машины класса IBM есть далеко не во всех школах, и городские оснащены лучше сельских. Проблемы те же, а решают их по-другому – комплексно, с привлечением науки, а главное, есть люди, которым все это нужно, которые умудряются находить средства и даже министерство своими проектами заинтересовывают.
Татьяна МАСЛИКОВА
Тамбов
Комментарии