search
main
0

«Секвестр» или новый облик?

В ходе недавнего визита в США министр обороны России Сергей Иванов заявил: «Я думаю, что часть военных кафедр в российских вузах неэффективна». По его словам, пока нет планов реформы военных кафедр, но такие реформы необходимы. Говоря о военных кафедрах в новых российских вузах, Иванов сказал, что «эти кафедры появились с одной целью – чтобы студенты не служили срочную службу, а сразу получили звание офицеров запаса». По мнению министра, большинство выпускников подобных кафедр никогда не служили в рядах Вооруженных Сил. «Это говорит о том, что государство, министерство обороны используют эти средства неэффективно», – подчеркнул он. Министр отметил, что на мысли о реформе военных кафедр в России его натолкнула автобиографическая книга бывшего госсекретаря США Колина Пауэлла, рассказ в ней о системе подготовки офицеров запаса в американских вузах. Как сказал Иванов, «это заставило меня задуматься, что здесь можно что-то позаимствовать».

Где взять лейтенантов?

Среди множества проблем армии и флота одна из самых острых – укомплектование первичных офицерских должностей. Хронический дефицит кадровых лейтенантов заставляет активно использовать офицеров по призыву, которых готовят военные кафедры гражданских вузов. Данный кадровый ресурс становится все более серьезной альтернативой подготовке курсантов в военных учебных заведениях. И это несмотря на то, что наши военные кафедры долгие годы были ориентированы главным образом на создание обученных резервов на военное время.

Раньше в обучении студентов на военных кафедрах внимание уделяли больше общеинженерной, нежели военно-профессиональной подготовке. Из запаса офицеров по сравнению с общей численностью военнослужащих призывали не так много, поэтому считалось, что в процессе службы за два года они доберут необходимые знания и навыки. А невысокий уровень их личной выучки компенсировался высоким уровнем общей подготовки подразделений и частей.

Сегодня ситуация кардинально изменилась. В стране насчитывается 226 вузов с военными кафедрами, ежегодно выпускающими от 30 до 40 тысяч офицеров запаса. Тысячи выпускников гражданских вузов каждый год призывают на первичные офицерские должности. Объем их призыва по сравнению с 1999 г. увеличился более чем в 5 раз и приблизился к количеству офицеров, выпускаемых за год всеми военными вузами России.

Вот и получается, что в нынешних условиях следует ставить вопрос о подготовке на военных кафедрах гражданских вузов офицеров не запаса, а кадра. Это прекрасно понимает руководство военного ведомства России, выступающее за повышение качества подготовки офицеров на военных кафедрах. Но на этом поле немало «мин-ловушек».

Приказ министра

Руководство Минобороны откровенно недовольно качеством подготовки офицерского резерва на военных кафедрах. Это подтверждает приказ главы военного ведомства Сергея Иванова «О недостатках в подготовке офицеров запаса на военных кафедрах при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования». Как следует из него, комиссии Минобороны выявили огромное количество нарушений в вузах.

Так, студенты, обучающиеся на военной кафедре при Уральском госуниверситете, за два года ни разу не выезжали на полевые занятия, а на самой кафедре из-за отсутствия необходимой техники подготовка командиров мотострелковых взводов «проводится по упрощенной форме». В Московском государственном техническом университете связи и информатики не выделено даже необходимое время для обучения студентов на военной кафедре. Медицинское освидетельствование будущих лейтенантов и их профессиональный отбор там даже не проводились.

Еще больше претензий у Минобороны к собственным кадрам, ответственным за обучение студентов. Функционируя по остаточному принципу, система комплектования военных кафедр офицерами дает серьезные сбои. Из их военно-педагогических коллективов «вымываются» профессионализм, методический опыт, а с ними и военная составляющая учебного процесса.

Наиболее полно укомплектованы военные кафедры на Дальнем Востоке. Хуже обстоит дело на Северо-Западе и Урале, в Поволжье и Сибири. Кое-где из-за низкой укомплектованности офицерами практические занятия подменяют лекциями или проводят в составе двух взводов. Военная кафедра работает в авральном режиме, пытаясь угнаться за расписанием занятий. Методическая работа отходит на последний план. О повышении собственного научного потенциала и думать не приходится.

В некоторых вузах практикуют назначение на военные кафедры, в том числе и на руководящие должности, офицеров, не имеющих базового образования, соответствующего профилю подготовки офицеров запаса. Вызывают недоумение назначения офицеров на должности старших преподавателей военной кафедры с должностей… командиров взводов. Бывает, назначают и офицеров, которые ни дня не служили в войсках. При полном отсутствии связи с войсками, «самопроизводством» преподавательских кадров занимаются Кабардино-Балкарский государственный, Иркутский лингвистический, Якутский государственный и некоторые другие университеты.

Военная кафедра при Азово-Черноморской государственной агроинженерной академии, готовящая командиров инженерно-саперных взводов, укомплектована преподавателями, имеющими опыт службы в инженерных войсках, менее чем на 50%. На «военке» Уральского госуниверситета, выпускающей пехотных лейтенантов, всего 30% офицеров служили в мотострелковых войсках. Из Пятигорского государственного технологического университета должны выпускаться специалисты по эксплуатации и ремонту автотехники, но на военную кафедру, которая только что открылась, назначены четыре офицера, ни один из которых не имеет необходимого образования или хотя бы опыта службы.

Сложны и проблемы обеспечения военных кафедр вооружением, военной техникой и другими элементами учебной материально-технической базы. Есть и десятки других «узких мест», которые мешают нормально готовить офицерские резервы.

Где же выход?

Конечно, не все и не везде так плохо. Многие гражданские вузы занимают ведущие места в системе военного обучения. Среди них – Пензенский госуниверситет архитектуры и строительства, Омский и Красноярский государственные технические и Кубанский государственный технологический университеты.

И все же даже с учетом важности военных кафедр их в последнее время стало чересчур много. Поэтому Минобороны время от времени говорит о сокращении. Необходимость «секвестра» военные мотивируют тем, что требуемый уровень подготовки офицеров кафедры по разным причинам обеспечить не в состоянии. «Лейтенант-двухгодичник, попадая в войска, очень часто умеет гораздо меньше, чем солдат-первогодок», – утверждают армейские эксперты.

И все же главная причина, наверное, в том, что учеба на военной кафедре для студентов – основание для отсрочки от призыва в армию. И большинство из них не идут служить после окончания вуза, а, получив лейтенантские погоны, остаются в запасе. Именно поэтому военные считают, что «лучше нормально готовить тех, кто в армию действительно пойдет, чем тратить огромные деньги на тех, кто к ней никакого отношения не имеет и иметь не будет». Очевидно, именно эта точка зрения преобладает при обсуждении вопроса о необходимости сокращения военных кафедр.

Впрочем, не все тут зависит от желания руководителей в погонах. Согласно пункту 13 ст. 6 Закона «Об обороне» принимать решение о создании, реорганизации и ликвидации военных образовательных учреждений профессионального образования, факультетов военного обучения и военных кафедр при образовательных учреждениях высшего профессионального образования уполномочено только Правительство России. Действует единственный документ – постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2000 г. №768, которым утверждено количество военных кафедр при гражданских вузах. Появится ли новый перечень, пока неясно.

Пока же военное командование ищет выход в пределах своей компетенции. Не так давно всем лейтенантам-выпускникам гражданских вузов, призванным в Сухопутные войска на два года, было предписано проходить специальные сборы в военных училищах – своеобразный курс молодого командира, по сути, просто доучиваться. Лишь потом им доверяют подчиненных. Проблема очень серьезна, так как более 30% первичных должностей в матушке-пехоте заполнены бывшими студентами. А всего по Вооруженным Силам постигают науку побеждать более 20 тысяч лейтенантов из студентов.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте