search
main
0

Секреты матрешки и дымковских узоров

Приобщение к истокам

С момента своего рождения человек попадает в определенную культурную среду со своей системой ценностей. И сейчас как никогда важно обеспечить духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения. Эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства нашего народа, освоения народной культуры.

Ребенок, познавая мир, постепенно проникает в сущность человеческих отношений, благодаря чему в нем рождаются и развиваются те качества человека и гражданина, которые в дальнейшем определят смысл и цель его жизни, его потребности, направленность его деятельности.

«Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», – писал известный русский религиозный философ В.В.Зиньковский.

Именно народная культура способна возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению нравственные устои, духовные и художественные ценности.

В Московском образовательном комплексе имени Виктора Талалихина одной из годовых задач воспитательно-образовательной работы была задача по художественно-эстетическому развитию детей средствами изобразительного искусства и элементами музейной педагогики.

Эту работу мы ведем с самых маленьких воспитанников. И, конечно, первое, с чем мы знакомим наших воспитанников, – это кукла – матрешка.

Мы вместе с детьми рассматриваем игрушку, учимся описывать деревянную куклу, играем с ней.

Это, конечно же, и чтение потешек, прибауток, песенок, рассматривание иллюстраций. Для этого в каждой возрастной группе имеется книжный уголок, где мы знакомим детей с русским фольклором.

Закрепить теоретический материал мы стараемся в продуктивной деятельности, даем детям задание: украсить платочек, сарафан у матрешки. В своей работе используем различные методы: создание предметной среды, наблюдение, оформление развивающих уголков в группах, беседы, чтение художественной литературы, дидактические игры, выставки, конкурсы, рассматривание иллюстраций.

Мы развиваем интерес к произведениям народного и профессионального искусства, умение видеть красоту цвета в народных игрушках (дымковские и филимоновские игрушки, матрешки). Стараемся вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Приобщаем детей к декоративной деятельности: учим украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и разных предметов.

В старших группах мы знакомим детей с историей народного творчества, в том числе с Городцом, Хохломой, Гжелью, показываем приемы работы с кистью, знакомим с орнаментом, с узором росписи.

Мы стараемся поддерживать и развивать активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, предметам и явлениям, к декоративно-прикладному искусству народных мастеров (гжель, хохлома, городец, дымка). Формируем знания детей о декоративно-прикладном искусстве России.

Учим элементарным способам изготовления плоскостных и объемных изделий с последующим обучением приемам изображения, узоров росписи. Закрепляем умение детей выполнять декоративные узоры, формируем навыки.

В каждой возрастной группе мы создали мини-музей: мини-музей матрешки, деревянной игрушки, деревянной посуды. Создание таких музеев способствует приобщению детей к нравственно-духовным ценностям народной культуры, обогащению предметно-развивающей среды, обогащению воспитательно-образовательного пространства новыми формами. В старших группах создали мини-музей «По городам нашей Родины».

Дети и родители принимают активное участие в создании таких музеев. Это выставки детских творческих работ, магнитики, сувениры, открытки, фотографии, рассказы про город, куда ездили дети с родителями отдыхать, или из мест, где живут бабушки и дедушки. В России много прекрасных мест, которые славятся своими достопримечательностями, своими легендами, богатым растительным и природным миром. Мы не можем везде побывать, а благодаря таким проектам можем узнать много нового и интересного, вернуться к своим истокам, узнать, откуда начинался наш род.

Сделать пребывание ребенка в детском саду эмоционально благополучным, радостным нам помогает традиционная народная культура. Веселые игровые песенки, ласковые потешки, яркие и образные изделия декоративно-прикладного искусства – все первые прикосновения к миру народной культуры всегда вызывают у наших воспитанников радостную улыбку, восторг, изумление.

Светлана БУДЕНЧУК, воспитатель Московского образовательного комплекса имени В.Талалихина

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте