search
main
0

Секреты личных окончаний. Проект урока русского языка в 3-м классе по системе развивающего обучения

Тема урока: «Проверка орфограмм слабых позиций в окончаниях глаголов». Тип урока: решение частной задачи.

Базовая программа: «Русский язык», 1-4 кл., Ломакович С.В., Тимченко Л.И., М. : Вита-Пресс, 2010.Базовый учебник: С.В.Ломакович, Л.И.Тимченко, «Русский язык» – 3 класс. Учебник в 2  книгах. –   М. : Вита-Пресс, 2010.Зона актуального развитияУчащиеся знают:- основной закон русского письма: орфограмму слабой позиции проверяй по сильной позиции в той же части слова;- какую работу выполняют окончания;- грамматические значения окончаний  существительных,  прилагательных,  глаголов;- какие грамматические значения постоянные, какие переменные;- какие бывают окончания: одинаковые, омонимичные, синонимичные;- два набора личных окончаний глаголов.Учащиеся умеют:- проверять орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению;- определять спряжение по личным окончаниям глаголов.Учебная задача урока: создать модель, отражающую способы определения спряжения глаголов. Цели урока:- образовательные: учащиеся узнают и зафиксируют в модели способ определения спряжения глаголов; – развивающие: через исследование откроют способ определения спряжения глаголов по форме 3-го лица множественного числа; – воспитательные: убедятся в практической значимости открытого способа и в том, что многообразие точек зрения на какую-то проблему является важнейшим условием ее успешного решения.Педагогическая задача урока: создать условия для:- преобразования конкретной практической задачи в учебную задачу;- формирования у учащихся коммуникативных навыков совместной поисковой деятельности: корректное ведение учебного диалога на содержательной основе.Предполагается, что, используя персональные компьютеры, учащиеся:- откроют для себя возможности современной компьютерной техники на этапе актуализации знаний и решения конкретно-практических задач;- выполнят учебные действия контроля и самооценки.Оборудование: интерактивная доска, проектор, учительский компьютер, ноутбуки учеников, подключенные к учительскому компьютеру по локальной сети, документ-камера, тетради, ручки, тест, выполненный в программе PowerPoint.Ход урока1. Создание ситуации успехаНа доске зафиксирована «Лестница знаний», выстроенная на предыдущих уроках (см. рис. 1).Учитель: Кто может озвучить нашу  «Лестницу знаний»?Дети: Она рассказывает о том, как мы открываем способ проверки орфограмм слабых позиций в окончаниях. Сначала мы узнали, что глаголы изменяются по временам; в прошедшем времени изменяются по родам и числам, а в настоящем и будущем изменяются по лицам и числам. Потом мы узнали, что одновременное изменение по лицам и числам называется спряжением. Мы знаем, что глаголы имеют два набора личных окончаний. Цифры рядом с глаголами указывают на их спряжение. Мы знаем, если глагол I спряжения – пиши букву «е», II спряжения  – «и».На интерактивной  доске слова: гремит, ведем, висишь, везешь, обхитрите, несет, сядут, говорим.Учитель: Дети, какое задание можно выполнить, имея данные слова?Дети: Распределить слова на две группы – по спряжениям. В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение определять спряжение глаголов по личным окончаниям.На интерактивной  доске тест со  словами: Воз_шь (II), ход_м (II), ед_т (I), нос_т (II), се_м (I), кол_шь (I), скаж_т (I), вид_те (II), та_т (I), реж_м (I), чист_шь (II), ро_те (I), держ_м (II), уч_т (II), кос_м (II), паш_т (I), став_м (II), стро_те (II), чита_шь (I), зре_т (I).Учитель: Дети, какое задание можно выполнить, имея данные слова?Дети: Вставить пропущенные буквы.Учитель: Вставьте пропущенные буквы.В ходе фронтальной работы учащиеся демонстрируют умение вставлять безударные гласные в личных окончаниях глаголов.Учитель: Вы такие молодцы, так быстро и правильно вставляете пропущенные буквы. Хорошо работать вместе! А хотите каждый проверить свои силы?Дети: Да.Учитель не навязывает задание в готовом виде. Подобный вопрос не только помогает ученикам перейти от внешней мотивации к внутренней, но и способствует более глубокому осмыслению частных знаний, которые выводятся из общего и абстрактного знания как единой основы.2. Закрепление ситуации успехаТренинг на персональном компьютере: проверить орфограмму слабой позиции в окончаниях глаголов по заданному спряжению.Учитель: Включите ноутбуки. Предлагаю вам выполнить этот тест до конца самостоятельно. Ноутбуки учеников подключены к учительскому компьютеру по локальной сети. Каждый ученик получает отметку, выставленную компьютером.Учитель: Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. Все дети поднимают руки.3. Создание ситуации интеллектуального конфликтаНа доске  записана загадка: Свет . т,  сверка . т,  всех согрева . т.Учитель: Прочитайте и отгадайте загадку.Дети: Солнце.Учитель: Запишите загадку без пропусков.Дети: Мы не можем выполнить это задание.Учитель: Но ведь вы только что вставляли пропущенные буквы и показали, что у вас это получается.Дети: Здесь совсем другая ситуация, здесь звук в слабой позиции, а спряжение не указано. 4. Постановка частной задачи Учитель: С какой проблемой столкнулись?Дети: Мы не умеют самостоятельно определять спряжение глаголов. Нам нужно найти способ,  как определять спряжение глаголов.Проблема фиксируется на доске (см. рис. 2):  I   спр.    ?    II спр.5. Анализ условий решения задачи и решение частной задачиУчитель: Как будем действовать дальше?Дети: Первый шаг нами уже сделан: будет известно спряжение глагола – будет определена и буква на месте слабого звука.Учащиеся выдвигают гипотезу: если орфограммы в личных окончаниях глаголов, то, может, в них и надо искать секрет проверки?Учитель: Как будем решать  эту проблему: вместе, в группах, по одному?Для наиболее конструктивного решения проблемы необходимо привлечение к ее обсуждению всех детей в классе. Возникает потребность в групповой форме работы.Раздаются заготовки:свет[и]т              сверка[и]тУчитель: Предлагаю представителям от групп объяснить, какой способ вы нашли.Результаты совместной деятельности вывешиваются на доску.Дети: Мы изменили данные глаголы по лицам и числам:свет[и]т        сверка[и]тсвечу        сверкаюсвет[и]шь        сверка[и]шьсвет[и]т        сверка[и]тсвет[и]м        сверка[и]м       свет[и]те        сверка[и]те       светят        сверкают Из записи видно, что в 3-м лице множественного числа окончания глаголов I и II спряжения разные, в остальных совпадают.Дети самостоятельно открывают способ,  как определять спряжение глаголов.6. Моделирование открытого способа в знаковой моделиДети собираются в группы, обсуждают. Результаты групповой работы вывешиваются на доску. В процессе межгруппового взаимодействия конструируется общая наиболее точная модель (см. рис. 3).Вывод, к которому приходят дети: чтобы определять спряжение глаголов, нужно поставить глагол в 3-е лицо множественного числа: окончание  -ут (-ют) – значит глагол I  спряжения, надо писать букву  «е»,  окончание -ат (-ят) – значит глагол II спряжения, надо писать букву  «и».7. Построение конкретно-практических задач, решаемых с помощью данной моделиУчитель: Дети, как нам убедиться в том, что способ работает?Дети: Определить спряжение глаголов свет . т, сверка . т, согрева.т: свет . т – светят (II), светит; сверка . т – сверкают (II), сверкает; согрева . т – согревают (II), согревает.На доске  записаны загадки:Всех на свете обшива . т, что сошьет – не надева . т. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныря . т, крохи собира . т.           Над цветком порха . т, пляш . т, веерком узорным маш . т.    Учитель: Кто может сформулировать задания?Дети: Сначала нужно отгадать загадки. Потом вставить пропущенные буквы. Записать загадки без пропусков.Учитель: Хорошо. Отгадайте.Дети: Игла. Воробей. Бабочка.Учитель: Запишите загадки в тетрадь без пропусков. Проверьте работу друг друга.Дети выполняют задание и проводят взаимопроверку.Учитель: Поднимите руки те, чей сосед справился с заданием без ошибок. 8. Рефлексия Учитель: Кто хочет задать итоговые вопросы?Выходит один ученик и задает классу вопросы:- С какой проблемой столкнулись на уроке?- Что нам удалось узнать?- Ответили ли мы на вопрос?- Что мы будем делать завтра?Отвечая на последний вопрос, дети предлагают на следующем уроке отработать открытый способ.Дети самостоятельно предлагают домашнее задание.​Ирина ТАРАСОВА, учитель начальных классов лицея №165 имени 65-летия ГАЗ города Нижнего Новгорода, учитель года Нижегородской области-2013

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте