search
main
0

Секреты долголетия. Тема «Жизнь дается один раз». 8-й класс

Цели: показать негативное влияние курения на человека. Способствовать развитию индивидуальной ответственности личности за себя как члена общества.

Задачи: раскрыть причины, ведущие к курению.

Показать последствия вредных привычек для человека.

Подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Уметь принимать решения и уметь сказать нет в ответ на попытки отрицательного влияния со стороны сверстников.

Добиться того, чтобы полученные учащимися знания прочно вошли в их повседневную жизнь.

Ход урока

Вступительное слово учителя

Здоровье следует понимать как целое, состоящее из взаимозависимых частей. Все, что происходит с одной из них, обязательно влияет на все остальные.

Под физическим здоровьем понимается функционирование нашего организма, здоровье всех его систем. Под интеллектуальным аспектом здоровья понимается то, как мы получаем информацию. Умение извлекать знания из самих источников и пользоваться ими с тем, чтобы принимать решения, касающиеся своего организма. Эмоциональное здоровье означает понимание своих чувств и умение выражать их. Социальное здоровье подразумевает осознание себя в качестве личности общества, умение находить в нем свое индивидуальное место, умение в нем уживаться.

Личностный аспект здоровья означает то, как мы осознаем себя в качестве личности, как развивается наше «я».

Духовное здоровье – это стебель и стержень цветка. Это центр нашей личности, позволяющий нам понять остальные пять аспектов здоровья, и составлять свое отношение к ним.

В целом важен каждый из аспектов здоровья. Каждый влияет на все остальные.

Почему здоровье – самая большая ценность не только каждого человека, взятого в отдельности, но и всего общества в целом?

Здоровье – одна из величайших человеческих ценностей. Лучше об этом знают люди нездоровые. Физические страдания лишают их главного, к чему стремится человек, – счастья. Часто можно слышать: «Здоровье за деньги не купишь!»

Скажите, какие правила нужно усвоить каждому человеку, чтобы быть здоровым?

Постарайтесь каким-либо примером подтвердить эти слова.

Правила называют учащиеся:

I правило: с самых ранних лет понять, что здоровье человека – в его собственных руках. Нужна сила воли.

II правило: заниматься закаливанием, быть активным.

Викторина

Каждая группа задает 5 вопросов другой группе.

1. Ежедневные упражнения, дающие ощущение бодрости и уверенности в себе (зарядка).

2. Бег по пересеченной местности (кросс).

3. Спортивный металлический разборный снаряд, служащий для развития силы (штанга).

4. Вид спортивного плавания, не овладев которым очень легко утонуть (кроль).

5. Тот, с кем можно в огонь и в воду, особенно если он спортсмен (друг).

6. То, что приобретается девушками и женщинами путем физических упражнений и здорового образа жизни (красота).

7. То, что приобретается людьми, живущими без физических упражнений, ведущих нездоровый образ жизни, когда они тяжело дышат (одышка).

8. Кожаный друг каждого человека, который хочет быть легким и подвижным (мяч).

9. Спортивный неразборный металлический снаряд, служащий для развития силы (гири).

10. Самый доступный и полезный вид физкультурных занятий (бег).

Групповое задание

1-й группе – нарисовать плакат, изображающий человека спортивного, который регулярно делает зарядку, человека волевого.

2-й группе – нарисовать плакат, где человек ленится делать зарядку, неспортивный, безвольный.

На доску вывешивается большой лист, где написаны слова: малодушие, злобность, зависть, эгоизм, трусость, воля, грубость, выдержка, стыдливость, мужество.

Задание I группе: из перечня слов найти, какие качества способствуют укреплению здоровья.

Задание II группе: какие качества мешают укреплению здоровья.

Учитель: Назовите еще правило, чтобы быть здоровым?

III правило – исключить любые вредные привычки.

Что именно? Перечислите:

Это токсикомания, наркомания, пьянство, курение.

Учитель: Ребята, с токсикоманией, наркоманией и пьянством мы с вами познакомились на предыдущем уроке, где перед вами выступала врач-нарколог. Сегодня мы остановимся на вреде курения.

Одним из наиболее ядовитых для организма веществ является никотин.

«Сын пришел домой с лицом зеленого цвета…»

Вопрос: Что имел ввиду отец? Что происходит с теми, кому после первого знакомства с никотином природа «не протягивает руку»? Скажите, с кем-то из вас было такое?

Какой можно сделать вывод, используя пословицы:

«Курить – здоровью вредить» (пословица).

«Убивать время – укорачивать жизнь» (пословица).

Слово ученику класса. Он за три дня до урока взял интервью у курящих ребят 5-8-х классов.

Его интересовали следующие вопросы:

1. В каком классе впервые закурил?

2. Что испытывал после первой затяжки?

3. Собираешься ли бросить курить?

Результаты такие:

Из 12 опрошенных бросить хотят 5 учащихся, остальные не желают. У них нет силы воли, как выяснили, они учат слабо.

Какой можно сделать вывод: никотин влияет на физическое и умственное развитие подростков.

Выступление ученика о никотине

(задание было дано ему на предыдущем уроке)

«Наиболее ядовитым для организма веществом является никотин. Он содержится в листьях табака. Это масляничная светло-желтая жидкость жгучего вкуса, с неприятным запахом. Именно никотин наносит сокрушающие удары по здоровью человека, особенно молодого. И не только по кровеносной системе, по дыхательным путям, по легким. По слизистой оболочке, по желудку. Мощнейшие удары от никотина принимает сердце. А будущие матери гробят не только свое здоровье, но и здоровье еще не родившихся детей».

Тест. На столах у каждой группы листы с тестом.

Ответить на следующие вопросы и написать напротив «верно», «неверно».

1. Одна из главных причин, почему подростки курят, – это чтобы «быть как все».

2. Некурящие вынуждены страдать от заболевания дыхательной системы в результате пассивного курения.

3. Никотин вызывает сильное привыкание. Он влияет на деятельность мозга, вызывает смену настроений.

4. В легких человека, выкуривающего ежедневно в течение года по пачке сигарет, оседает 1 литр табачной смолы.

5. Курение является одной из основных причин заболеваний сердца.

Вывод: Уважающие себя люди высоко ценят здоровье и, как правило, не курят. Не курят большинство спортсменов, т.к. они знают: курение отрицательно скажется на их результатах.

Если мы выбираем образ жизни, укрепляющий здоровье, мы контролируем свою жизнь в большой мере, т.к. от нашего выбора в огромной степени зависит не только продолжительность нашей жизни, но и успех в делах, и то, насколько наше общество будет приятно другим.

Ребята в группах

Задания

I группа рисует словесный портрет курильщика, одновременно доказывает, что курить очень плохо.

II группа придумывает три варианта самых вежливых обращений с просьбой не курить к человеку, который дымит в вашем присутствии и отравляет дымом.

Игра-шоу

«Вы рискуете своими легкими».

Вопрос зачитывает учитель. Если у группы готов ответ, капитан поднимает руку. Если ответ правильный, команда получает 5 очков, если ответ неправильный, то право ответа переходит к другой группе.

Вопрос: При курении человек вдыхает тот же ядовитый газ, что содержится в выхлопных газах автомобильного двигателя. Как называется этот газ?

Ответ: Угарный газ. Это ядовитый газ, который соединяясь с красными кровяными тельцами, уменьшает количество кислорода, переносимого кровью.

Вопрос: Какой орган наряду с легкими больше всего страдает от последствий курения?

Ответ: Сердце.

Вопрос: Верно или нет, что физические упражнения сводят на нет пагубное воздействие курения?

Ответ: Неверно. Спорт ни в коей мере не нейтрализует вреда, причиненного курением организму.

Вопрос: Какова главная причина бытовых пожаров с гибелью людей – электроприборы или сигареты?

Ответ: Сигареты.

Вопрос: Что означает «пассивное курение»?

Ответ: Некурящие вдыхают сигаретный дым окружающих их курильщиков.

Учитель: Какой можно сделать вывод?

Курение вызывает побочные явления – неприятный запах изо рта, пропахшая дымом одежда, пожелтевшие зубы, пальцы, одышка, кашель.

Учитель дополняет:

Из каждых 100 человек, умерших от рака, 90 курили.

Из каждых 100 человек, умерших от хронических заболеваний легких, 75 курили.

Из каждых 100 человек, умерших от ишемической болезни сердца, 25 курили.

Табачный дым в 4 раза более загрязнен токсичными веществами по сравнению с выхлопными газами автомобиля.

Если человек начал курить в 15 лет, продолжительность его жизни уменьшится более чем на 8 лет.

Начавшие курить до 15 лет, в 5 раз чаще умирают от рака, чем те, кто начал курить после 25 лет.

Уровень смертности детей при родах и курящих матерей в среднем выше на 30 процентов, чем у некурящих.

Курение во время беременности повышает риск мертворождения, а также число врожденных дефектов у ребенка.

Выкуривая 20 сигарет в день, человек дышит воздухом, загрязненность которого в 580-1100 раз превышает санитарные нормы.

Ролевая игра

«Курильная опера»

Место действия: машина,застрявшая в «пробке», в ледяной дождь.

Действующие лица – влюбленная пара – Сергей и Наташа из г. Павлово.

Сергей: Никто не двигается (закуривает сигарету). Похоже на то, что придется посидеть тут долго.

Наташа: А я не возражаю. Концерт, который мы посмотрели в Н. Новгороде был изумительный, так что это – пустяки (она кашляет несколько раз).

Сергей: Да и все, кто там был, кажется, застряли тут, как мы.

Наташа: Ты не мог бы открыть окно? (кашляет). Это уже вторая твоя сигарета с того времени, как мы тут застряли. Дышать невозможно!

Сергей: Ты права, извини (открывает стекло, но дождь заставляет его вновь закрыть стекло). Льет как из ведра.

Наташа (раздраженно): Сергей, ну может, ты загасишь тогда свою сигарету?

Сергей (тоже раздраженно): Да, конечно. Кстати, ты сегодня впервые жалуешься на мое курение.

Наташа: Да потому, что я впервые застряла в закуренной машине с тобой. (Она открывает окно, делает глоток воздуха и закрывает его вновь).

Сергей: Только не нужно драматизировать.

Наташа: А я и не драматизирую. Я реально смотрю на вещи. Я чувствую себя так, будто это я курю.

Сергей: Ладно, успокойся. Кончилась сигарета. Ты довольна?

Наташа: Не совсем. Половина этой сигареты все еще в моих легких.

Дети обсуждают данную ситуацию и делают вывод: сигаретный дым вреден как для курящих, так и для некурящих.

Учитель продолжает:

Призадумайтесь, почему вы больше кашляете в комнате, наполненной курильщиками?

Да потому, что вы некоторым образом тоже участвуете в курении. Это так называемое пассивное курение, или вынужденное курение, и появляются все новые свидетельства, что пассивное курение может стать причиной заболеваний дыхательной системы. Живя с курящими в одном доме, невольно становитесь соучастником процесса курения.

Итоговый вывод

Что такое здоровье, почему его называют самой большой ценностью не только отдельного человека, но и всего общества в целом?

Правильно сказал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский «Поставь над собой сто учителей, они окажутся бессильными, если ты не сможешь сам заставить себя и сам требовать от себя».

У каждого ученика в начале урока был лист с основными вопросами темы. В течение урока каждый учащийся против каждого вопроса указывал, т.е. подчеркивал: усвоил хорошо, не очень хорошо или вовсе не усвоил.

Листы все собираются и передаются учителю.

Вам необходимо составить «Рецепт долголетия». Он должен быть достаточно реальным. Каких принципов должен придерживаться человек, чтобы активно трудиться, радостно жить, быть счастливым долгие годы?

Нина НОВИКОВА, учитель граждановедения

Павлово, Нижегородская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте