В 2022 году я впервые в своей учительской карьере выпустила 11‑й «А» класс, на счету которого много достижений как в учебной сфере, так и во внеклассной деятельности. 3 ученика получили 100 баллов по разным предметам на ЕГЭ, 11 человек в классе получили не только золотую, но и московскую медаль за отличные успехи в учебе. Ребята принимали активное участие на всех этапах ВОШ: на муниципальном этапе 7 человек стали победителями и 20 – призерами по таким предметам, как русский язык, математика, литература, английский язык, история, обществознание, право, экономика, ОБЖ и информатика. Из них на региональном этапе 2 ученика стали победителями по ОБЖ (один из них стал победителем также заключительного этапа олимпиады), а 7 – призерами по английскому языку и праву.
Некоторые ребята участвовали в профессионально ориентированных олимпиадах: один ученик стал победителем олимпиады школьников «Физтех» и получил диплом I тепени, вторая ученица победила в Плехановской олимпиаде школьников и также получила диплом I степени.
Хочется отметить успехи выпускников во внеклассной деятельности. 3 ученика в свободное время занимались волонтерством, еще 5 ребят были членами школьного ученического совета ВЖИК (среди них одна ученица занимала должность председателя), они принимали активное участие в ряде конкурсов школьных движений.
В результате все выпускники стали студентами известнейших вузов страны, таких как МГУ, МГИМО, МПГУ, МГТУ им. Н.Э.Баумана, МИСиС, МИФИ, РУДН, Финансовый университет при Правительстве РФ, МФТИ, МАИ.
Как же можно достичь таких результатов? Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок набрал как можно больше баллов на ЕГЭ и поступил в желаемый университет, а для учителя подготовить стобалльника – это не только гордость за ученика и его победы, но и важная составляющая педагогического опыта. На мой взгляд, подобный успех зависит как от ученика и его стараний, так и от педагогического мастерства его наставника. Безусловно, энтузиазм ребенка, его усердная работа и интересы, а также поддержка со стороны родителей напрямую влияют на его достижения в различных предметах и внеклассных мероприятиях. Однако немалая заслуга принадлежит и учителю, который прежде всего дает важнейшие знания ученику, а также мотивирует его и благодаря оптимальной организации учебной деятельности направляет его энергию и способности в нужное русло.
Хотелось бы привести конкретные примеры, какими приемами убеждения я руководствовалась при подготовке моих выпускников к ЕГЭ по математике, а также к различным олимпиадам по этому предмету.
Прежде всего я считаю, что учеников не следует натаскивать на все задания экзамена по математике, нужно заставлять их размышлять, видеть логические связи между теми или иными явлениями как в алгебре, так и в геометрии и применять свои навыки на практике для достижения наивысших результатов. Ряд заданий, которые в основном находятся в 1‑й части экзаменационной работы, действительно требуют доведенных до автоматизма навыков вычислений и анализа полученных результатов, такие задачи или примеры мы отрабатываем в большом количестве, чтобы ребята видели возможные варианты формулировок тех или иных заданий и могли легко и без ошибок справляться с ними. Однако в ЕГЭ по математике есть такие задания, которые на первый взгляд похожи друг на друга, но при детальном решении возникают сложности в связи с некоторыми нюансами в их условиях. Именно поэтому важно научить не просто решать подобное задание по модели, которую продиктовал учитель, а усвоить особые приемы и логику решения, чтобы ребенок смог применить их на экзамене, если ему попадется нестандартная задача. Часто бывало так, что за одно занятие мы с ребятами разбирали лишь одну или две задачи вместо 3-5 запланированных, но зато они вникали в суть каждой из них и четко понимали ход решения.
Кроме того, чтобы классные и дополнительные занятия были максимально полезными для ученика, необходимо, чтобы эти занятия были регулярными и все полученные на них знания отрабатывались дома. Практически всегда есть вероятность, что после загруженного учебного дня на внеурочных занятиях детям труднее включаться в работу в силу усталости, поэтому важно, чтобы они отрабатывали навыки дома, после отдыха. К тому же вся домашняя работа должна регулярно проверяться учителем. Это полезно как для самих учеников, потому что они смогут увидеть и исправить при наличии свои ошибки, так и для педагога, которому будет понятно, нужно ли еще уделять время той или иной теме или же можно идти дальше по плану подготовки.
Важным фактором успешной подготовки к ЕГЭ я также считаю поощрение участия в олимпиадах. Это полезно как с организационной, так и с содержательной точки зрения. Во-первых, ученик будет постепенно привыкать к организации проведения подобных работ, которая практически ничем не отличается от процедуры ЕГЭ, таким образом, ему будет легче сосредоточиться на самом экзамене. Во-вторых, задания олимпиады гораздо сложнее, чем задания ЕГЭ, поэтому если ребенок будет успешно справляться с ними, то, вероятнее всего, ему будет легче готовиться к сдаче выпускных экзаменов.
И наконец, я убеждена, что педагогу будет легче добиться отличных результатов от класса, если у него установлены хорошие взаимоотношения с большинством ребят. На мой взгляд, это тот самый фактор, который является связующим для всего и без которого выполнение задач крайне трудно осуществимо. Учитель должен иметь авторитет в глазах своих учеников и вместе с этим относиться к ним как к равным, учитывать их мнения и интересы, чтобы выстраивать свою деятельность в нужном направлении, а также мотивировать их и поддерживать. Практика показывает, что, когда дети чувствуют себя вовлеченными в учебный процесс и значимыми в нем, они прилагают больше усилий к подготовке, и, следовательно, это позитивно отражается на их успеваемости. Я очень рада, что мне удалось выстроить подобные отношения в своем классе, где многие ребята активно принимали участие как в классных занятиях, так и в олимпиадных мероприятиях и многого достигли в этих сферах.
В заключение я бы хотела подчеркнуть, что роль педагога в успехах учеников действительно велика: он не только снабжает их необходимыми знаниями, но и организует учебный процесс так, чтобы ребята как можно эффективнее усвоили и закрепили полученные знания. Еще я искренне надеюсь, что те энергия и трудолюбие, которые я наблюдала у своих выпускников на протяжении нескольких учебных лет, сохранятся в их студенческой жизни, а после закрепятся в будущей профессиональной карьере.
Алла ПОСЕЛЬСКАЯ, учитель математики школы №2026
Комментарии