Людмила ВОЛОШИНА,
Нижегородская область
Нужно отметить, что единого нормативного акта, который бы устанавливал порядок работы с обращениями граждан, нет. Согласно статье 24 Конституции РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
Вся работа с предложениями, заявлениями, жалобами граждан значительно осложняется отсутствием федерального закона “Об обращениях граждан”. Этот закон еще не принят. Как и не выходит в свет закон РФ “О праве на информацию”.
Поэтому в данной ситуации можно ссылаться на Федеральный закон от 20 февраля 1995 года “Об информации, информатизации и защите информации”. Исходя из его положений, каждый государственный орган должен установить и сообщить свой порядок получения информации, владельцем которой он является, другим гражданам. Кроме того, существует Типовая инструкция “По делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ”. Как следует из нее, “Министерства и ведомства организуют и ведут делопроизводство на основании самостоятельно разрабатываемых индивидуальных инструкций и других нормативно-методических документов, не противоречащих настоящей Типовой инструкции”.
Обязанности государственных служащих, которые работают с обращениями граждан, оговорены в п. 5 статьи 10 Федерального закона “Об основах государственной службы РФ”. Государственный служащий должен “в пределах своих должностных обязанностей своевременно рассматривать обращения граждан и общественных объединений, а также предприятий, учреждений и организаций и своевременно принимать по ним решения в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ”. Согласно этому же закону (пункт 1, статья 14), “за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственным служащим возложенных на него обязанностей к нему могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечания, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение”. Из этого следует, что на нерадивого чиновника есть управа. Что касается сроков работы с обращениями граждан, то, как правило, во всех министерствах, ведомствах и органах исполнительной власти он не должен превышать одного месяца со дня поступления обращения.
Надежда ТУМОВА
Комментарии