Эту сценку в конце года семиклассники показывают шестиклассникам. Цель: рассказать, чему научились за год обучения физике семиклассники, и заинтересовать шестиклассников новым предметом.
Действующие лица:
Юля – семиклассница;
Ира – одноклассница Юли;
Алена – сестра Юли, первоклассница.
Реквизит:
Будильник, линейка, камертон и бусинка на нитке, самодельный телефон из спичечных коробков, зеркало, расческа, кружки и кипятильник, сваренные яйца и молочная бутылка, самодельный стробоскоп с «пляшущими человечками», ножницы и бумага, маленькая елка с гирляндой из светодиодов «бегущие огни», макет дома с освещением, фонтаном, деревом, громоотводом и нарисованной радугой; полотенце, цветная вертушка – ньютонов круг, краски.
Все самодельные приборы изготовили сами учащиеся.
Действие первое
На столе стоит будильник, Лежат линейка, полотенце, зеркало, расческа, стоят кружки и кипятильник.
Утро. Звенит будильник. Входят Юля и Алена.
Алена: И почему он звенит?
Юля: Звенит потому, что он заведен и молоточек бьет по чашечке. Она колеблется, и мы слышим звук. Понятно?
Алена: И понятно, и непонятно. (Берет линейку и машет ею). А почему же здесь нет звука?
Юля: Все дело в том, что человеческое ухо воспринимает не все колебания как звук, поэтому всякое звучащее тело колеблется, но не всякое колеблющееся тело звучит. Вот смотри, как колеблется звучащее тело.
(Приносит камертон и бусинку на нитке. Ударяет по камертону молоточком, и бусинка на нитке отскакивает от камертона).
– Ну ладно, иди умывайся, а то опоздаем.
Алена: Не опоздаем, расскажи еще что-нибудь.
Юля: Хорошо, но только потом сразу пойдешь умываться. У меня есть игрушка – телефон, мы его изготовили на уроке физики.
(Показывает телефон из спичечных коробков).
Алена: Какой же это телефон? Нитка да коробки.
Юля: А ты отойди подальше и приложи к уху. Только до донышка и до нитки не дотрагивайся: они участники колебаний. (Расходятся, говорят по «телефону»).
Юля: Алена, ты меня слышишь?
Алена: Слышу.
Юля: Тогда иди умывайся.
(Алена подходит к умывальнику, умывается и вытирается).
Алена: А почему полотенце стало мокрым? Это водичка с моего лица его намочила?
Юля: Да, вода по нитям и узким промежуткам между ними поднялась и растеклась по разным направлениям. Теперь причешись и садись завтракать, а то все остынет.
(Алена подходит к зеркалу и начинает расчесываться).
Алена: В зеркале я вижу себя. Это мое изображение. Я подхожу к зеркалу – и оно подходит, я отхожу – и оно отходит.
Юля: Правильно, но есть еще один интересный момент: изображение в зеркале находится на таком же расстоянии, как ты от зеркала. А теперь расчесывайся и бегом за стол.
(Алена причесывается, волосы тянутся за расческой).
Алена: Посмотри, что делают волосы. Они стали живыми и не хотят расставаться.
(Юля делает ей «хвостик»).
Юля: Да нет, они просто наэлектризовались при трении о расческу. И сама расческа тоже наэлектризовалась.
Алена: Понятно…
(Юля наливает чай).
Юля: Так ты идешь завтракать?
(Алена пробует чай и тут же ставит кружку).
Алена: Ой, какой чай горячий!
Юля: Если бы у нас было время, ты бы могла немного подождать, чтобы чай остыл, но времени нет – нам надо скоро выходить из дома. Ты можешь аккуратно подуть на чай, и он быстро остынет.
Алена: Почему?
Юля: Да потому, что когда дуешь, то поднимаешь маленький ветер, и он уносит самые «горячие» частицы жидкости.
(Входит Ира).
Алена: Ой, Ира, а у нас такой телефончик есть! Хочешь послушать?
Ира: Да нет, потом, после школы. Пойдемте быстрее, а то опоздаем.
(Все трое выходят).
Учитель: Пока наши герои в школе, кто из вас хочет послушать телефон? Как вы думаете, почему мы слышим звук? Приложите руку к горлу и скажите громко: «А-а-а!». Чувствуете? Дрожит. Это колебание передается воздуху. Тот, в свою очередь, заставляет колебаться донышко коробки и нитку. Именно поэтому нельзя касаться их руками – колебания сразу прекратятся. Прибор можно усовершенствовать, если взять вместо коробок жестяные банки, а вместо нитки проволоку. Но тише, кажется, они возвращаются из школы.
Действие второе
Входят Ира, Юля, Алена.
Юля: Давайте пополдничаем!
(Все рассаживаются и начинают чистить яйца).
Ира: А хотите, я вам фокус покажу?
Алена: Хотим, хотим!
Ира: Попробуй засунуть яйцо в бутылку.
(Алена пробует, но у нее ничего не получается).
Ира: А я вот засуну!
(Берет кусок бумаги, зажигает его, бросает в бутылку, накрывает яйцом. Яйцо всасывается внутрь).
Алена: Ой, а что же я теперь есть буду?
(Ира и Юля смеются, Алена обижается).
Юля: А ты знаешь, почему яйцо вошло в бутылку?
(Алена отрицательно качает головой).
Юля: Это оттого, что в бутылке воздуха нет, он выгорел весь, а внешний воздух, давя на яйцо, осторожно протолкнул его внутрь.
Ира: А яйцо можешь мое съесть, я не хочу.
Алена (капризно): Я тоже уже не хочу! Я мультфильм хочу!
Юля: Хорошо, но только я тебе покажу необычный мультфильм. Видишь, здесь нарисованы человечки. Если покрутить этот круг, то человечки побегут.
(Крутит центробежную машину со стробоскопом. Алена в восторге).
Ира: Так и создаются мультфильмы. Рисуют много-много рисунков так, чтобы следующий рисунок чуть-чуть отличался от предыдущего, помещают их на одну ленту и, протягивая ее, создают эффект движения.
Алена: Давайте и мы нарисуем мультфильм!
(Все садятся рисовать).
Юля (возмущенно): Ну что ты делаешь! Ты перемешала все краски!
Алена: А я хочу узнать, какая краска получится.
Ира: Вот так и в цветном телевизоре перемешивают лучи. Ведь там всего три луча: красный, зеленый и синий, а беря их в разном соотношении – какого-то больше, а какого-то меньше, – получают и оранжевый, и желтый, и фиолетовый цвета.
Алена: И белый!
Ира: Да, и белый. Вот, смотри!
(Достает «ньютонов круг» и вертит).
Юля: Сиреневый оттенок из-за неточности цвета взятых нами красок. А вот в природе все точно. Луч солнца кажется нам прозрачным, хотя он состоит из семи основных цветов: красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего и фиолетового.
Алена: Совсем как у радуги!
Ира: Правильно. Ведь радуга – это разложенный в капельках дождя белый луч. Чтобы лучше запомнить чередование этих цветов, придумали фразу из первых букв этих цветов: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эту фразу легко запомнить: «к» – «каждый» – значит красный; «о» – «охотник» – значит оранжевый!
Юля: «Ж» – «желает», значит, желтый. Поняла!
Алена: Как бы мне хотелось увидеть сейчас радугу!
(Юля и Ира переглядываются).
Ира: Покажем?
Юля: Покажем!
(Приносят макет домика, включают в нем свет).
Алена: Горит… А это что? (Показывает на фонтан).
Ира: А это фонтан. Его действие основано на законе сообщающихся сосудов. Смотри. (Наливает воду и включает кран, фонтан «брызгает»).
– Вода стремится достичь того же уровня, что и в соединенном с ним стакане.
Юля: А вот если начнется гроза, то под деревом лучше не прятаться. Смотри.
(Водит «тучку», она «ударяет» в дерево).
Возле дома лучше поставить молниеотвод, чтобы молния не повредила дому. (Снова показывает).
Алена: А этот домик вы тоже на уроке физики сделали?
Ира: Нет, на уроках труда, но используем его для показа физики в нашей жизни.
Алена: Я теперь запомню, что во время грозы нельзя прятаться под высоким деревом. Но сейчас зима, и грозы нет.
Юля: Зато есть снег и снежинки. Давайте и себе их вырежем!
(Вырезают снежинки, разворачивают).
Алена: А почему снежинки всегда такие красивые, такие правильные?
Юля: Понимаешь, лед сделан из крошечных частичек, которые имеют форму правильных шестиугольников, а когда шестиугольники начинают слипаться, получается не круг или квадрат, а только правильные шестиконечные звездочки.
Ира: Не только. Бывают снежинки и неправильной формы. Ведь к падающей снежинке может примерзнуть капелька воды, или снежинка в полете подтает, или слепятся вместе несколько снежинок.
Алена: Я хочу Новый год!
Юля: Новый год?
Алена: Да, и елку, и огоньки на ней.
Юля: Ну, положим, и елку, и огоньки можем получить и без Нового года. Ира, помоги мне. (Они вносят игрушечную елку и вешают на ней гирлянду из светодиодов).
Алена: А почему вы ее не сразу включили в розетку, а через какой-то приборчик?
Ира: Просто сейчас у нас нет батареек. А прибор уменьшает напряжение в розетке. Ведь там 220 В, а схема нашей гирлянды рассчитана только на 4 В.
Алена: А что такое «вольта»?
Юля (выглядывая в окно, чтобы отвлечь Алену): Какая хорошая на улице погода! Пойдемте снеговика лепить!
(Дети уходят).
Учитель: Пока наши герои гуляют, посмотрим и мы с вами стробоскопический мультфильм. Подходите по одному. (Шестиклассники подходят и смотрят).
Действие третье
(Входят Алена, Ира, Юля в верхней одежде)
Алена: У меня шубка такая теплая! Она меня так греет! Я совсем не замерзла!
Ира: Греет? Шуба не может греть. Она просто не впускает к тебе холодный воздух и не выпускает из тебя горячий.
Юля: А помнишь, летом мы мороженое закутывали в шубу и оно там не таяло?
Ира: Конечно, и не растает, ведь к нему нет доступа теплого воздуха.
Юля: Кожух термоса – это тоже «шуба» для горячего чая, поэтому он не остывает.
Ира: А снег – это шуба для земли, поэтому озимые не вымерзают…
Алена: Шуба, шуба… Совсем меня запутали! Я лучше огурчика соленого съем.
Юля: А огурец просолился, потому что диффузия…
Алена: Ну вот, и поесть спокойно не дадите со своей физикой.
Ира: Ой, правда, завтра ведь физика! Пора бежать уроки учить!
Юля: До свидания. Заходи завтра!
Алена: Заходи, ведь мы еще и по телефону не поговорили…
(Ира уходит, Юля садится за стол и читает учебник физики).
Алена (наставительно): Учи, учи физику, завтра опять мне что-нибудь интересненькое расскажешь!
Сергей Макаров, учитель физики Кривчиковской СШ Орловской области, участник конкурса «Сто друзей»
Комментарии