Когда-то поэт сказал: “Счастлив, кто посетил сей мир В его минуты роковые”.
Не правда ли, это про нас. Среди российских учителей есть совсем “странные люди” – это классные руководители, работающие вообще практически бесплатно. И как работающие!
Чем отличается учитель-преподаватель от учителя, кроме часов, ведущего еще и классное руководство? Первый – это сирота. Второй – самый многодетный и временами счастливый родитель.
Словом, классный руководитель – это уникальный человек в уникальной профессии.
Сегодня в школе происходит смена поколений. Правда, она пока напоминает демографическую ситуацию последних лет: уходящих из жизни больше, чем приходящих в нее. Тем не менее, думается, полезно напомнить некоторые старые истины в их новом толковании.
Истина первая. Классный руководитель – педагог, ближе всего стоящий к ребенку, а значит, он имеет больше возможностей влиять на развитие его личности. Сегодня на первый план по значимости выходит проблема саморазвития, самостроительства человека. Воспитание без самовоспитания неполноценно. Самовоспитание же начинается с самопознания.
Чем старше становится школьник, тем явственнее в его сознании формируется образ собственного “Я”, на который он ориентирует свои поступки, действия. В молодом человеке идет процесс формирования самосознания. Он осознает свое отношение к себе, к миру, к людям, к природе и т.д.
Второе. Во все времена главным методом воспитания было слово, особенно слово назидания. Это, как правило, был монолог мудрого человека, знавшего ответы на все вопросы. Сегодня монологи, даже самые удачные, не производят большого впечатления на детей. Зато безотказно действует диалог, в процессе которого идет совместный поиск истины.
Третье. Российская и советская педагогика всегда была сильна деятельностным характером воспитания. Одно время воспитание даже называлось “педагогикой мероприятий”. Но именно в это время “мероприятия” “спускались сверху”, без учета конкретного опыта. Неудивительно, что они нередко превращались в обязаловку антивоспитания. Сегодня педагог выбирает дела с классом по обоюдному согласию с детьми.
Из современных методик воспитания хотелось бы особо отметить метод педагогической ситуации. Ситуация – это стечение обстоятельств, действующее на ребенка не в лоб, а опосредованно, косвенно, порой совершенно незаметно. Погружение в ситуацию можно сравнить с эффектом свежего огурца в рассоле. Ситуации бывают разные: доверия, повышенного напряжения, выбора, эмоционального заражения и много-много других. Современные мастера воспитания умеют прекрасно пользоваться этим приемом. Впрочем, только ли современные?
Вспомним “Педагогическую поэму” А.С.Макаренко. Она полна разнообразными воспитательными ситуациями. Однажды Антон пригласил к себе в кабинет колониста Семена Карабанова, человека с тяжелым воровским прошлым. Именно ему Макаренко доверил получить немалые деньги на всю колонию. Ехать надо было в город по лесу верхом: это было небезопасно, поэтому Антон Семенович дал ему еще и оружие. Парень был потрясен этой ситуацией неоправданного (как он был уверен) доверия. Но мы знаем, что именно эта ситуация перевернула всю его жизнь. Впоследствии он вошел в педагогическую историю, как Семен Калабалин – директор детского дома.
Воспитание в нашем обществе развивается волнообразно…
Владимир КАРАКОВСКИЙ,
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор,
народный учитель СССР,
директор 825-й московской школы
Комментарии