«В нашей области стало доброй традицией встречать весну праздником интеллекта, мудрости и вдохновения. В историю конкурса «Учитель года» вписано много замечательных страниц. И в эти дни в Тюмень приехали профессионалы высокого класса, яркие личности, Педагоги с большой буквы, настоящие подвижники очень важной и благородной профессии…» Именно с этих слов директора Департамента образования и науки администрации Тюменской области Ольги РОЙТБЛАД началось знакомство учителей с конкурсом «Учитель года Тюменской области-2004». Рассказывая о прошедшем конкурсе, с одной стороны, чувствуешь радость, что праздник состоялся и ты знаешь имя лучшего учителя своего региона, а с другой – сожаление, что все быстро закончилось и вновь придется ждать целый год…
Конкурс был 13-й по счету, поэтому не случайно на открытии наряду с другими героями сказок присутствовал и чертенок. Этот замечательный персонаж пожелал организаторам, участникам и жюри не расстраиваться по поводу «счастливого» числа, пообещал не вмешиваться в ход конкурсных событий. И, надо сказать, сдержал слово: конкурс прошел в хорошем рабочем режиме.
В этом году организаторы попытались максимально приблизить условия к новым правилам финала конкурса «Учитель года России -2004». У нас также существует малое и большое жюри. Но есть и отличие: оба жюри просматривают все уроки, но предметное оценивает исключительно своего участника. Конкурс проходит в три этапа. Первый заочный – по представленным документам. Второй очный, в него входят конкурсные уроки, самоанализ и защита своего педагогического опыта. Третий – это суперфинал с уроками-импровизациями, «нобелевской лекцией» и пресс-конференцией. На участие в заочным этапе было подано 26 заявлений. Из них ко второму этапу было допущено 16. И это тоже новшество: раньше воочию боролась «пятнашка».
Неожиданностью оказался и состав жюри. Так, его председателем стал Олег ПАРАМОНОВ, учитель русского языка и литературы школы №8 г. Брянска, победитель конкурса «Учитель года России-1993», в жюри работали Артур ЗАРУБА, учитель музыки и заместитель директора образовательной школы «Колледж XXI» (г. Москва), победитель конкурса «Учитель года России-1992»; Валерий САЛАХОВ, директор гимназии г. Сургута, академик Санкт-Петербургского гуманитарного университета; Николай ГОЛЬЦОВ, ректор Тюменского областного института развития регионального образования; Лидия ТАБАРИНОВА, начальник Управления образования г. Надыма и Надымского района ЯНАО; Оксана БУЛАТОВА, докторант академической кафедры методологии и теории социально-педагогических исследований ТюмГУ, и Марианна ЧУЙКОВА, учитель СШ № 72 г. Тюмени, победитель конкурса «Учитель года Тюменской области-2003».
Замечательно, что в этом году в конкурсе принимали участие и мужчины, в отличие от прошлого года, когда состязание получилось сугубо женским.
Надо отметить разнообразие педагогических судеб конкурсантов. Например, Александр КОВРИЖНЫХ, учитель музыки Велижанской СОШ Нижнетавдинского района, до прихода в школу был главным врачом и хирургом Велижанской больницы. Андрей ЗДОРОВЫХ, 11 лет проработавший в школе учителем математики, в конце концов отдал предпочтение физической культуре. Всего же было представлено 13 предметников из 13 регионов области. Опять «счастливое» число!
Мне удалось посмотреть все конкурсные уроки, и могу сказать, что многие из них отличались глубиной содержания, некоторые – оригинальностью форм и все – разнообразием методических приемов. Однако в третий тур прошли лишь 5 претендентов.
Итак, третий тур конкурса: урок-импровизация, небольшой самоанализ урока, «нобелевская лекция» на свободную тему и пресс-конференция. Единой темой уроков-импровизаций стали слова М.В. Ломоносова: «Могущество России прирастать будет Сибирью». И это не случайно, ведь Тюменская область в этом году празднует свое шестидесятилетие.
Права первой представлять свой опыт в контексте заданной темы удостоилась учительница английского языка СШ № 16 г. Тобольска Надежда ГУРЬЯНОВА. Преподаватель с многолетним стажем работы продемонстрировала технологии преподавания английского языка в начальной школе.
Следующей в творческое противостояние вступила Татьяна ПЕТУХОВА, учитель математики винзилинской СОШ № 1 Тюменского района. Основная цель педагога – развитие мыслительной деятельности и пространственного мышления. С помощью геометрических фигур учащиеся выстроили диаграммы ресурсов тюменской земли и доказали неоценимость вклада Сибири в процветание России. Активисты из зала построили макет будущей Тюмени. Они с юмором отнеслись к заданию и наглядно продемонстрировали, как между роскошными особняками учителей на берегу реки Тура возвышается скульптура «Учитель и ученица» (аналог московского монумента «Рабочий и колхозница»).
Лариса ИВАНОВА, учитель истории СШ № 25 г. Тюмени, старается воспитывать у своих учеников ценностное и бережное отношение к культуре. На ее уроке мы провели сравнительную характеристику Европы и России ломоносовских времен, проследили путь ищущих свободу людей и то, как они реализовывали себя на тюменских просторах. Вывод один: богатство России прирастает благодаря сибирякам.
Четвертым о значимости нашего края рассказывал учитель МХК СШ № 70 г. Тюмени Владимир НИКЛЯЕВ. Владимир Юрьевич очень интересно построил свой урок. Начал со слов: «Мы сибиряки, но наша родина – школа…», разделил коллег по предметному соответствию и поставил перед группами разные задачи. Так, филологи составляли рассказ «Моя жизнь в школе», причем обязательным было правильное построение текста: вступление, завязка, кульминация, развязка и финал. Преподаватели искусств рисовали натюрморт «Учительский стол», представители фундаментальных наук создавали скульптуру школы, а сам учитель представил школу как театр.
Завершать уроки-импровизации посчастливилось учителю труда СШ № 31 г. Ишима Ларисе СКАКУНОВОЙ. Учитель вдохновенно поведала нам о ремесленном наследии наших предков, о том, какие раньше были города Сибири, о многообразии резных узоров, украшавших дома сибиряков, подчеркивающих индивидуальность каждого хозяина. Мы тоже попробовали стать строителями собственных домов, украшая их кто резными наличниками, кто фигурным коньком, а кто и оригинальной причалиной. Построенный город мы назвали городом мастеров.
Далее участники читали «нобелевскую лекцию». Интересно смотреть, как преображается учитель, вставая за кафедру. Было заметно, что для некоторых это задание было потрудней открытых уроков, но все вышли с честью из трудной ситуации. Все проблемы, поднятые учителями, были актуальными и обоснованными.
Немало интересных мнений мы услышали и в ходе пресс-конференции, которую проводила руководитель пресс центра Департамента образования и науки администрации Тюменской области Галина Клюкина-Урлапова. Задавая различные вопросы – от простых и шуточных до серьезных и важных, она поддерживала дружеское и открытое общение.
После окончания пресс-конференции участники наконец вздохнули с облегчением. Трехдневный марафон закончен. Теперь можно расслабиться и отдохнуть. Однако мысль о том, каково же будет решение жюри, не покидала и финалистов, и их коллег, не прошедших в финал, и все тюменское учительство.
Наконец, закрытие. Большой зал ДК «Геолог» на 1000 мест. Многочисленные гости, спонсоры и их представители, замечательные эстрадные номера и призы. Ни один из участников конкурса не остался без подарка. Их было так много, что в какой-то момент сцену пришлось «разгружать», дабы коробки не мешали выступающим. И вот долгожданное награждение. Учителем года Тюменской области спустя три года вновь стал мужчина. Единственный, вышедший в финал, он выстоял и стал первым. Лентой победителя был увенчан Владимир Никляев. Лауреатами конкурса стали Лариса Иванова, Надежда Гурьянова. Татьяна Петухова и Лариса Скакунова были отмечены дипломами.
Андрей КАЙЗЕР, учитель года Тюменской области-2000, доцент кафедры педагогики и андрогогики Тюменского областного института развития регионального образования
Комментарии