Ольга АНДРИАНОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Вторая школа», выпускница филологического факультета МПГУ: – Стать учителем я решила в 6-м классе, когда прочитала книгу ученика А.С.Макаренко. Читала я ее без конца, так что родителям пришлось даже спрятать ее. Не знала только, какому предмету хочу учить, но в 7-м классе к нам пришла замечательная учительница русского языка, и это определило мое решение.
Куда поступать, выбора не стояло: только Ленинский педагогический. У меня остались самые замечательные воспоминания о годах учебы. У нас была дружная группа. Мы были жутко активными и во всем принимали участие, работали даже в Венгрии в лагере русского языка. Мы до сих пор общаемся, иногда пересекаемся на общих семинарах – многие из нашей группы тоже учителя. Был период, когда я устала и хотела уйти из школы, получила второе высшее образование, но, обучаясь по другой специальности, все перекладывала на школьную жизнь и поняла, что безнадежно пропала. Я начала работать с 1981 года в группе продленного дня в начальной школе, а когда пошла учиться, меня поставили вести уроки у первоклашек.Во время строительства корпуса нашего института на Юго-Западной к работе привлекли всех, но нужно было сдавать сессию, во второй половине дня мы давали кому-нибудь из сокурсников в руки учебник, сажали на гору кирпичей, он читал нам параграфы для зачета. После стройки собирались и шли домой к профессору В.Коровину, где он проводил для нас семинары.Я преподаю русский язык и литературу. На уроках русского я не пользуюсь учебником, уже много лет веду с детьми специальную тетрадь по теории, исходя из тех особенностей и возникающих проблем в преподавании языка, которые узнала из личной практики. Мои выпускники говорят, что хранят эти тетради для своих детей. На уроках литературы я предпочитаю вести разговор, вовлекать детей в дискуссию, чтобы они, говоря сами, учились слушать других.Конечно, преподавать литературу в физико-математической школе непросто, у детей здесь совсем другое мышление, но многое зависит от класса, например, в прошлом году ребята написали замечательное итоговое сочинение. Чем важно сочинение: в интересном, настоящем сочинении, написанном думающим человеком, я вижу его лицо, слышу его голос, это потрясающе.Мне интересно преподавать детям, чье мышление настроено на точные науки, это особенный опыт, потому что многие из них не признают ничего того, что нельзя постичь разумом. А мы читаем, допустим, «Мастера и Маргариту», для них некоторые эпизоды романа – бред, но если мы говорим на уроках и об иррациональном и я рассказываю им, что такое бывает, они хотя бы будут иметь об этом представление.Я даже рада, что они не выбирают литературу в качестве экзамена, потому что считаю, что литературу в формате ЕГЭ сдавать не стоит. Литература – это ведь не только анализ произведения, это еще и собственные размышления над прочитанным.Мне кажется, что дети не изменились. Они также тянутся к добру, ждут понимания, нуждаются в поддержке, хотят, чтобы учитель был для них наставником и другом. Они могут говорить нам все что угодно, но внутри них ценности все те же.Оценка тебя как учителя в том, какие у тебя ученики. Я в этом смысле счастливый учитель. С моими первыми учениками мы до сих пор встречаемся всем классом. У меня вообще нет ни одного класса, с которым бы я не общалась. Я вижу, какими людьми стали мои ученики: они честные, добрые, порядочные, до сих пор помнят меня и мои уроки. Один мой ученик, вернувшись из армии, пришел ко мне и сказал, что в самые трудные минуты он вспоминал мои слова, сказанные на уроке, и это его спасло.Ребята звонят мне, если есть потребность поговорить о литературе, мы встречаемся где-нибудь просто, чтобы поговорить. Я люблю свою профессию, и когда получаю отдачу – для меня это высший пилотаж. Я счастливый учитель.
Комментарии