Творчество – это особый вид интеллектуальной деятельности человека, направленный на создание качественно новых ценностей. Одним из направлений творческой деятельности признано техническое творчество, которое предполагает создание системы стратегического партнерства – особой инновационной формы взаимоотношений.
Результатом работы системы стратегического партнерства стало создание на базе нашего образовательного учреждения детско-взрослого научного общества «Икар» для повышения качества образования через формирование основ современного научного мировоззрения обучающихся посредством развития научно-технической деятельности.Формы сотрудничества в сложившейся системе довольно разнообразны – это подготовительные курсы, проблемное научно-техническое проектирование, совместные научно-практические конференции, профориентационная работа, фестиваль наук, олимпиады. Выбрано и направление совместной работы – развитие космонавтики.Космонавтика как область науки и техники представляет собой уникальное поле исследовательской и образовательной деятельности, где пересекаются сферы интересов практически всех направлений научного знания. Исследование и освоение космического пространства – комплексная область деятельности, она позволяет найти приложение наклонностям и интересам любого обучающегося.Авиационная, ракетная и космическая наука и промышленность впитали в себя все передовые направления современного мира. Поэтому от внедрения передовых научных идей аэрокосмического производства в образовательный процесс выигрывают и аэрокосмическая отрасль, и вся современная образовательная система, тем более что все предметы общеобразовательной школы имеют в большей или меньшей степени прямой выход на интересы аэрокосмической отрасли.Научно-техническое творчество школьников без включения ресурсов и возможностей научного сообщества было бы простым дилетантством. Образовательным результатом интегративной формы соорганизации сил и возможностей стало формирование у обучающихся основ исследовательского, проектного и управленческого профессионализма, вооружение их предметными знаниями, выходящими за рамки школьных курсов, обеспечение коммуникации между учеными и обучающимися, выработка средств совместного освоения проблемных областей фундаментальной науки.Позитивность выстраивания партнерских отношений школы, вуза и предприятий ракетно-космической области в нынешних условиях заключается в высокой заинтересованности и активной позиции всех сторон сотрудничества.Один из примеров программы привлечения обучающихся к космическим исследованиям в рамках стратегического партнерства «Школа – МАИ – РКК «Энергия» – научно-образовательный проект «Межпланетный экспедиционный комплекс для полетов к Марсу с использованием жидкостных ракетных двигателей и аэродинамического торможения у планет», реализуемый на базе нашего образовательного учреждения. Этот проект – полноценная научно-техническая разработка, осуществляемая обучающимися 9-11-х классов с привлечением консультантов – специалистов из МАИ и РКК «Энергия». Проект вошел в программу 8-й Международной конференции «Пилотируемые полеты в космос» в секции «Молодежь для настоящего и будущего пилотируемой космонавтики» в НИИ ЦПК имени Ю.А.Гагарина и вызвал живой интерес у участников конференции.Главное содержание проекта – научно-образовательная часть, которая направлена на развитие интереса к научным исследованиям, углубление знаний и получение практического опыта.Этот образовательный проект обеспечивает создание системы технического образования обучающихся, основанной на интерактивности познания самой главной и всеобъемлющей составляющей окружающей нас среды – космоса. Такой подход позволяет напрямую соединить передний край науки и громадный опыт отечественной аэрокосмической промышленности с творчеством обучающихся.Закономерно, что выполнение проекта базируется на принципах воспитания творческой личности:- принцип познания через обучение техническому творчеству, лежащему в основе формирования профессионально значимых личностных качеств, таких как эмоционально-волевая стабильность, коммуникабельность, смелость принятия решения и т. д.;- принцип коллективного взаимодействия, реализация которого вырабатывает умение неконфликтно работать в творческих группах, брать ответственность на себя, доводить дело до конца, уважать достижения коллег.Школа находится в постоянном поиске новых форм сотрудничества и развития.На первом этапе педагогическим коллективом школы велась большая работа по воспитанию у детей интереса к космонавтике, ее истории, традициям. Для учащихся мы проводили экскурсии на аэрокосмический факультет МАИ, в Звездный городок, в Музей космонавтики, Музей Сергея Королева. Приобретенные знания активно включались в образовательный процесс, появилась традиция проведения интегративного дня «Мир космоса».В процессе работы назрела необходимость создания специализированных творческих групп, направленных на изучение космоса, и начали свою работу дискуссионный клуб «Орион», детско-взрослое научное общество «Икар». Непосредственными участниками объединений стали преподаватели МАИ и специалисты РКК «Энергия», которые проводят занятия с обучающимися как на базе школы, так и на базе МАИ.В рамках дальнейшего развития взаимодействия учеников с учеными, чья научная деятельность связана с освоением космического пространства, школа продолжает дальнейшее расширение форм взаимодействия в рамках системы стратегического партнерства, выстраивание новых современных моделей сотрудничества.И. МАМБЕТОВА, директор школы №596;Е. ЕЛИЗАРОВА, заместитель директора школы №596
Комментарии