search
main
0

Сбылась вековая мечта педагогов – умные стали богатыми. 650 миллионов для 85 московских школ

​Ольга ГОЛОДЕЦ, заместитель мэра по образованию и здравоохранению: – Я считаю, что в ноябре нынешнего года произошло грандиозное событие – впервые за всю историю московского образования утверждены гранты лучшим школам Москвы в соответствии с рейтингом. Рейтинг школ утвердил экспертный совет, в состав которого входят представители и Департамента образования, и общественных организаций, ректоры вузов и просто те люди, которые признаны профессионалами в системе образования. Экспертный совет пришел к единодушному мнению по поводу рейтингования столичных школ за образовательные результаты.

На грантовую программу Правительство Москвы выделило 750 миллионов рублей. Из них 650 миллионов для оценки результатов по общему образованию, которые непосредственно идут на школы. Плюс 50 грантов по два миллиона рублей, которые пойдут на профессиональное, дополнительное образование, на учреждения коррекционного образования. Все эти деньги выделены дополнительно Правительством Москвы, на этот счет было принято специальное постановление, предусматривающее стимулирование столичного образования. Эти деньги школы смогут потратить на то, что считают нужным и важным. Думаю, их педагогические коллективы разумно определят назначение этих денег. Уверена, что деньги пойдут во благо этих школ, педагогов, учащихся и учебного процесса. Они могут быть потрачены и на повышение квалификации педагогов.В основу рейтинга был положен такой принцип: баллы начислялись за результаты по сдаче ЕГЭ в зависимости от того, сколько учащихся набрали 220 и более баллов, а также и за победы в городских и всероссийских олимпиадах. Таким образом, мы получили список школ, которые и стали получателями гранта мэра. 10 школ получат по 15 миллионов рублей, 25 – по 10 миллионов рублей, 50 – по 5 миллионов рублей. Первое место занял лицей №1535 с блестящими результатами, остальные школы тоже известны как отлично работающие и общедоступные. Тут нет элитарных школ в обычном понимании. Правда, мы не учитывали то, что одни школы большие, а другие не отличаются большим количеством учащихся. То есть те школы, которые сегодня готовы массово давать качественное образование, в этой ситуации имели преимущество. Мы не принимали во внимание статус школ – городские или окружные. Методика определения лучших школ ни у кого из экспертов не вызвала возражений или отторжения.Мы ожидаем, что такая грантовая поддержка будет своеобразным локомотивом для всей системы образования. Мы не просто так поддерживаем все эти школы, мы хотим, чтобы у остальных появился стимул равняться на лучших. Изначально у нас было такое положение: гранты будут вручать один раз в три года, но, думаю, экспертный совет еще будет в последующем обсуждать эту тему. Мы долго обсуждали критерии оценки, различные детали. В этом году для нас было определение лучших как таковое. Гранты будут ежегодными, я думаю, что критерии по некоторым позициям будут, конечно, уточнены.28 ноября в Кремле пройдет церемония, посвященная чествованию школ-победителей.Ярослав КУЗЬМИНОВ, ректор НИУ «Высшая школа экономики», член экспертного совета:- Очень важно, наверное, то, что у членов экспертного совета было полное психологическое принятие результатов рейтинга. В списке действительно много хороших и уважаемых школ, например, лицей «Вторая школа», 57-я школа, гимназия №1543, лицей №1535 и другие. Их все знают, в этом отношении очень важно, что общественное мнение и экспертное мнение в огромной степени совпали в объективной оценке работы всех этих школ. Это не может не вызвать доверие к этому рейтингу. Можно ведь при желании подобрать результат так, что получится странная вещь, ты будешь не согласен с так называемой калибровкой. Эксперты должны согласиться с тем, что итог рейтинга совпадает с их общим мнением. Я рад, что рейтинг совпал с общим мнением широкого экспертного сообщества. Нам задают вопрос: а если эти школы будут и дальше самыми лучшими, они так и будут получать гранты? Могу сказать, что в большинстве солидных рейтингов за рубежом так и происходит. Если мы возьмем мировые университетские рейтинги (Гарвард, MIT), то они постоянны, а если кто-то вдруг пробивается в такой рейтинг, то это действительно событие. Это показатель стабильности и качественной работы лучших. Очень важно, что экспертный совет не определял лучшие по размеру школы, ведь нам важно стимулировать борьбу школ за увеличение своей наполняемости, за то, чтобы иметь возможность с высоким качеством обучать большее количество школьников, большее количество детей. Не секрет, что в Москве есть примерно двадцать процентов школ сильных и очень сильных. Самые сильные, думаю, и вошли в сегодняшний рейтинг, но эти школы должны пытаться взять большее число учащихся, работать с контингентом, привлекая к себе большее количество школьников, и это вполне нормально. Поэтому критерий для определения рейтинга, когда школы-кандидаты не взвешиваются по количеству, мне кажется справедливым и правильным, соответствующим образовательной политике. Вообще рейтингование школ – предмет серьезных дискуссий в образовательном сообществе, потому что часто говорят о том, что вклад школы – это не только то количество детей, которые поступили в ведущие вузы, это не только средний балл ЕГЭ. Все это правильно, но есть бесспорные результаты, бесспорные лидеры. Те критерии, которые предложил Департамент образования, счетные. То есть нет субъективных экспертных оценок. Вообще история с рейтингами в России такова, что люди очень тяжело верят в рейтинги, общее мнение: вот ты, войдя в рейтинг, с кем-то договорился, купил себе место в этом рейтинге. Поэтому те рейтинги, которые в последнее время мы пытаемся утвердить в российском образовании, может быть, охватывают не все, но они абсолютно проверяемы. Результаты школ, которые есть в московском рейтинге, – это данные по сдаче ЕГЭ, по победам в олимпиадах, все можно прийти и проверить. Высшая школа экономики третий год работает над рейтингами вузов, основываясь также на счетных показателях – среднем балле ЕГЭ при зачислении, цитируемости по базам существующей научной периодики, объеме научной работы в расчете на одного преподавателя, количестве победителей олимпиад, зачисленных в вуз. По мере того как у нас будет больше возможностей измерить какие-то результаты, думаю, мы будем добавлять те или иные параметры в рейтинг, рейтинги будут становиться более сложными, учитывающими те или иные особенности, но сейчас этот рейтинг московских школ, по крайней мере, честный, проверяемый, место в нем зависит от усилий школы, а не от того, что кто-то с кем-то договорился.Возглавляет «золотую десятку» лицей №1535, который возглавляет Михаил Мокринский. Михаил Геннадиевич давно известен Москве (и не только) как человек, сумевший собрать замечательный педагогический коллектив. Да и сам Мокринский очень хорошо известен как востоковед и очень активный общественный деятель. Во всяком случае, когда нужно заключение компетентного эксперта в Совете Федерации, в Государственной Думе РФ, в Правительстве Москвы или в Высшей школе экономики, приглашают Михаила Геннадиевича. Не случайно он входит в состав Московской городской Общественной палаты по образованию. Михаил Мокринский был основателем лицея в 1991 году и с тех пор возглавляет его. Лицей №1535 был создан в 1991 году как учебное заведение при Институте стран Азии и Африки МГУ. До 2005 года в нем обучались в среднем около 350 учащихся, затем к школе была присоединена школа №35 МГМУ имени И.М.Сеченова (сейчас Сеченовский лицей на базе лицея №1535). К настоящему моменту в лицее обучаются более 900 учеников. Профильное обучение идет по гуманитарному, социально-экономическому, историко-филологическому, экономико-математическому, медико-психологическому, медико-биологическому профилям. Лицей входит в 50 лучших школ Москвы. В 2010 году он занял 4-е место по количеству стобалльников ЕГЭ, 6-е место – по итогам олимпиад школьников, в этом году лицей стал лидером столицы – у него 19 стобалльников ЕГЭ, 20 призеров и победителей олимпиад. На втором месте 57-я школа во главе с заслуженным учителем РФ Сергеем Менделевичем. Сергей Львович возглавляет школу, в которую мечтают отдать своих детей многие москвичи. Учитывая спрос, школе отдали второе здание, но все равно желающих больше, чем есть мест. Как Менделевич и его команда добиваются впечатляющих успехов? У них есть очень простой секрет: нужно с каждым учеником работать индивидуально. Трудно? А кто сказал, что работа настоящего педагога должна быть легкой?Третье место – у знаменитого лицея «Вторая школа», который возглавляет не менее знаменитый Владимир Овчинников. Эта школа уже давно известна в России как учебное заведение, готовящее выдающихся математиков. Но не только: например, выпускник школы уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович не только отменный учитель математики, но еще и известный поэт.Четвертое место по праву занимает гимназия №1543, которую с момента основания возглавляет Юрий Завельский. Юрий Владимирович – настоящий патриарх московского образования, интеллигент в самом высоком смысле этого слова. Сегодня не каждый директор находит время, чтобы пойти на уроки к своим учителям, проанализировать их, дать советы и рекомендации. Юрий Завельский из тех директоров, которых называют не менеджерами (хотя и это качество у него присутствует), а педагогами. Поэтому детей тут не натаскивают на сдачу ЕГЭ, а развивают их способности.Гимназия №1514 – это учебное заведение с богатыми традициями и очень творческим коллективом. Так получилось, что изначально она начиналась как школа с углубленным изучением математики и гуманитарных дисциплин, а сегодня стала, по сути, университетской гимназией, сотрудничая с РГГУ и другими вузами. Директор гимназии учитель физики Алла Белова возглавляет гимназию всего три года, но сумела не только сохранить все то лучшее, что досталось в наследство этому замечательному педагогическому коллективу, но и продолжить традиции интеллектуальных побед. Наверное, поэтому в рейтинге лучших школ у гимназии пятое место.На шестом месте – школа №179 МИОО. Ее директор учитель математики, кандидат педагогических наук, ученик знаменитого Н.Константинова Павел Якушкин возглавил коллектив только в этом году. Но школу он знает хорошо, ведь тут окончили математические классы два его старших сына. Для Павла Якушкина победа 179-й в рейтинге лучших школ –  своеобразная фора: теперь потребуется серьезная работа, чтобы удержать все на победном уровне, и хочется верить, что все у Павла Якушкина и его коллег обязательно получится.Завершает десятку лучших школ Москвы-2011 лицей №1502 при МЭИ, который возглавляет учитель физики, лауреат Премии Президента РФ в области образования, кандидат технических наук, доктор педагогических наук, заслуженный учитель РФ Владимир Чудов. Этот лицей одно из лучших в стране профильных учебных заведений. Вот как говорит о нем ректор МЭИ, доктор технических наук, профессор Сергей Серебрянников: «Московский энергетический институт был одним из соучредителей Лицея №1502 при МЭИ. С момента создания лицея для нас было принципиально формирование совместного педагогического коллектива из школьных учителей и преподавателей вуза. Мы верны этому принципу и теперь. Такой подход позволяет обеспечить необходимую преемственность в системе среднего и высшего образования. Поэтому не случайно наше сотрудничество было отмечено Премией Президента Российской Федерации в области образования. Ежегодно около 80% выпускников лицея поступают в МЭИ, и мы довольны ими, поскольку это способные, мотивированные на получение качественного образования студенты, как правило, лидеры не только в учебе и научно-исследовательской деятельности, но и в спорте, в различных видах творчества. А среди выпускников МЭИ – бывших лицеистов – есть уже и кандидаты наук, и лауреаты престижных научных премий, и просто успешные, состоявшиеся в своей профессии люди. Интеграция лицея и вуза – это залог наших совместных успехов». Стоит ли удивляться, что этот лицей вошел в «золотую десятку» школ Москвы?!Учителю географии и классному руководителю 10-го класса Юрию Тихорскому, которому в этом году исполнился 31 год, пришлось нелегко, ведь он возглавил школу-интернат «Интеллектуал» после безвременно ушедшего Евгения Маркелова. Сюда изначально отбирали одаренных детей, а так как много таких детей по определению быть не может, то школа небольшая. Но каждый выпускник тут буквально на вес золота – ребята получают высокие баллы по ЕГЭ, побеждают на олимпиадах разного уровня. Педагогам нужно только направлять их, развивать способности, давать глубокие фундаментальные знания. Правда, за этим «только» стоит такая огромная работа, такое самоотверженное служение своему делу педагогов во главе с Тихорским, что никакие победы уже не удивляют, ведь они закономерны. Можно быть уверенным, что в следующем году «Интеллектуал» займет в рейтинге уже не седьмое место, а много выше.То, что Центр образования «Царицыно» вошел восьмым в рейтинг лучших школ, наверное, никого не удивит. В центре две тысячи учеников, поэтому победа досталась массовым наступлением на ЕГЭ коллектива под руководством народного учителя РФ, члена Общественной палаты РФ Ефима Рачевского. Можно долго рассказывать об этой школе и ее директоре, но можно сказать и коротко: все то новое, что только появляется в образовании, тут же появляется и в школе Ефима Лазаревича. Например, сегодня «Царицыно» готово изменить статус и стать автономным учреждением.На девятом месте – химический лицей №1303. Это удивительное учебное заведение из числа тех некогда знаменитых «тринадцатых» – авторских школ, где выдающиеся педагоги и управленцы создавали самые современные модели профильного обучения. Модель химического лицея, который работает под руководством учителя химии Сергея Семенова, чрезвычайно интересна и основательна, не случайно этот лицей уже вошел в историю российского образования, подготовив не один десяток победителей олимпиад.50 грантов по 5 млн рублей получат1. Школа №12052. Школа №8533. Школа №19444. Городская столичная гимназия5. Школа №266. Гимназия №12907. Гимназия №458. Гимназия №12579. Гимназия №151210. Школа №124911. Лицей №154712. Гимназия №1531 (Лингвистическая)13. Школа №121614. Лицей №157415. Гимназия №154216. Лицей №156417. Школа №122318. Гимназия №1530 «Школа Ломоносова»19. Гимназия №151520. Гимназия №151721. Гимназия №152722. Школа №1270 с углубленным изучением английского языка23. Школа №19924. Школа №13625. Гимназия №150626. Школа №31527. Гимназия №151928. Гимназия №152829. Гимназия №1520 им. Капцовых30. Гимназия №151331. Школа №125132. ЦО №109,33. Школа №5434. ЦО №145935. ЦО №354 имени Д.М.Карбышева36. Гимназия №155437. Лицей №150138. Петровский кадетский корпус39. Лицей №1553 «на Донской»40. Лицей №157541. Школа №125042. Гимназия №156343. Школа №122244. Лицей информационных технологий №153745. ЦО №186246. ЦО №184047. Московская международная гимназия48. Школа №88749. Гимназия №150750. Школа №110625 грантов по 10 млн рублей получат1. Центр образования №6542. Физматшкола №20073. Гимназия №15184. Лицей №15805. Гимназия №15676. Школа №11897. Центр образования №2188. Гимназия №15349. Лицей №1511 при МИФИ10. Лицей №155711. Лицей №156812. Гимназия №1529 имени А.С. Грибоедова13. Школа №2514. Лингвистический лицей №155515. Школа №19216. ЦО №147917. Школа №9118. Лицей №158119. Лицей №1546 «Плехановец»20. Гимназия №157621. Школа №125322. Лицей №1525 «Воробьевы горы»23. Лицей №153324. Лицей №152325. Школа №444Александр АСМОЛОВ, директор Федерального института развития образования, член экспертного совета:-  Деньги, выделенные на гранты, свидетельствуют, что формула «Москва – город образования» – это не слова, а дела. Мы должны понять, что сталкиваемся с совершенно новым явлением. Бывают одаренные дети, а сегодня мы имеем дело с одаренными школами. Перед нами появился список одаренных школ, при этом очень важно, что экономическая мотивация не самая главная, рядом с ней идет всегда престижная мотивация. Очень правильный вопрос: определен список хороших школ, а как быть с остальными? Сегодня для лидеров есть еще одно имя – катализаторы. Эти школы, как одаренные, оказались на пьедестале, катализаторы для других школ, которым есть куда смотреть, есть куда двигаться. Престижная мотивация здесь работает, как мотор развития. Вместе с тем есть еще один важный вопрос: куда пойдут грантовые деньги? Мудрые директора эти деньги направят на программу развития школы. Программы развития школы стали нынче уникальным документом, по которому школа может определять свое будущее. По большому (гамбургскому!) счету сегодняшний рейтинг показывает нам уникальные вещи, впереди у нас серьезные инвестиции в будущее, но сегодня они происходят здесь и сейчас.Виктор КРУГЛЯКОВ, председатель комиссии по образованию и молодежной политике Московской городской Думы, член экспертной комиссии:- Гранты, установленные Правительством Москвы, очень солидные. 15, 10 и 5 миллионов рублей – это не какие-то небольшие суммы, которые мало на что могут влиять. Это значительные деньги, которые однозначно укрепят материально-техническое состояние школы. Но важно то, что они укрепят доверие, которое порождает правительство города, выделяя средства из бюджета лучшим учреждениям столицы, и не требует от них, чтобы эти деньги были потрачены постатейно – только на это или только на то. Это право школы, это право директора и педагогического коллектива определить, куда и как потратить грант. Очевидно, что эти деньги будут потрачены в интересах школы, в интересах образовательного процесса, в интересах детей. Обращаю внимание на то, что гранты присуждены по результатам рейтинга, что это первый официальный рейтинг. Мы часто видели в каких-то журналах рейтинги лучших школ Москвы, но как его определяли, мы, как правило, не знали. Теперь мы имеем первый официальный рейтинг школ Москвы. Конечно, критерии отбора еще будут каким-то образом совершенствовать, есть, вероятно, какие-то моменты, которые мы пока еще не учли. Но то, что совпали ожидания общественности и экспертного совета, отрадно. В списке лучших школ много тех учебных заведений, о которых мы знали и до появления этого рейтинга. Школы подтвердили свой высокий статус, это очень хорошо и свидетельствует о том, как серьезно работал экспертный совет. Не просто собрались люди в совет, выдумали какие-то критерии и определили лучшие школы, просто школы своей многолетней работой подтвердили свой реальный статус и то реальное место, которое они занимают в столичном образовании.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте