search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Для учителей и воспитателей Подмосковья установили выплату в 5 тыс. рублей Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Постановление Роспотребнадзора о сокращении карантина до 7 дней вступило в силу Мне есть что спеть: 25 января – день рождения поэта, барда, актера Владимира Высоцкого Школьников и студентов отправляют на дистанционное обучение – ковид бьет рекорды

Самый хитрый талант Чтобы успешно руководить, нужно быть экономистом, ученым и политиком одновременно

До ректоров, как известно, “дорастают”, постепенно накапливая знания, жизненный опыт, связи, авторитет, – только и это еще далеко не все. О том, должен ли сегодня ректор плюс ко всему быть еще и менеджером, мы говорили с начальником Главного управления образования администрации Воронежской области Яковом Львовичем.

– Яков Евсеевич, раскройте секрет – возможно, есть какая-то известная узкому кругу система обучения ректоров-менеджеров?
– Такой системы нет. Дело в том, что ректор – это многогранная фигура. И менеджер – это важная, но только одна из составляющих ректора. Если он будет хорошим менеджером, но не будет авторитетным ученым и авторитетным педагогом для профессорско-преподавательского состава, то без этого авторитета – какие бы хорошие управленческие решения он ни предпринимал – до конца реализовать их будет сложно.

– То есть он сначала все-таки ученый?
– Да. Потому что на его плечах вуз!

– А разве вуз сегодня сможет нормально существовать, если он не умеет зарабатывать деньги?
– Конечно, не сможет. Поэтому я и говорю, что менеджер – это обязательная составляющая. Которая зачастую дополняется за счет проректоров. Ректор должен иметь хорошего, сильного проректора по экономическим вопросам.

– Тогда, может быть, имеется система подготовки проректоров-менеджеров? Или человек должен сам до этого “дойти”?
– Я думаю, что, по крайней мере на сегодняшний момент, какой-то единой системы не существует. Хотя и ректоров, и проректоров министерство ежегодно собирает по всем вопросам на краткосрочные трехдневные семинары. Там же проводится учеба на всех уровнях. Еще в министерстве работают центры, которые ведут курсовую подготовку и для ректоров, и для проректоров. Но редко кто из них имеет возможность вырваться на месяц или два для учебы. А на краткосрочные семинары, конечно, ездят все и получают, по крайней мере в виде раздаточных материалов, необходимую теоретическую базу для экономического управления.
Или другой пример. 21-22 марта у нас в Воронеже проводилось зональное министерское совещание. И тоже фактически проходила учеба по механизмам реализации единого государственного экзамена и по новым экономическим механизмам финансирования профессионального образования. Раздаточный материал москвичи тоже привезли.

– А если ректор не справляется со своими обязанностями, вы можете волевым решением уволить одного, а на его место поставить другого?
– Нет. Ректор – это прерогатива коллектива вуза. Хотя он и заключает контракт непосредственно с министром образования, но расторгнуть его досрочно можно только в случае форс-мажорных обстоятельств, например, если ректор совершит какое-то правонарушение. В любом другом случае это происходит по инициативе ученого совета и коллектива вуза.
Другими словами, вузовцы сами решают, какой именно ректор им нужен на данном этапе – менеджер, ученый, а может быть, политик. Человека, как правило, выбирают из своей среды – самого-самого. А уж потом его прямая обязанность – учиться своей новой специальности на тех самых курсах и семинарах.

Татьяна МАСЛИКОВА
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте