search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Главный редактор сетевого издания «Учительская газета» вручил спецприз конкурса «Педагоги года Москвы» В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования Российские школьники начали изучать языки народов Африки, чего не было даже в СССР В 2022 году более 5 тысяч белгородских учителей подали заявление на аттестацию онлайн
0

Самые волнующие жалобы – это жалобы о беззащитности учителя и беззаконии властей. Иногда это относится к целым школьным коллективам. Беззаконие рождается равнодушием образовательного чиновничества. Конфликты длятся порой годами. Власти в них не вникают, режут по живому, делая вид перед вышестоящим начальством, что на жалобы “среагировали”.

Судебные органы, разбирая конфликты, возникшие в школе, часто не руководствуются в своих решениях Законом “Об образовании” и “Типовым положением об общеобразовательных учреждениях”. Тогда чем же руководствуется наша Фемида с завязанными глазами, кладя на чашу весов все “за” и “против”? Гражданским кодексом и КЗоТом? Но школа – организм особый. Если Фемиде снять повязку с глаз, она увидит за спинами и ответчиков, и истцов глаза детей, ради которых должно вершиться правосудие. Поэтому решение суда в таких конфликтах вдвойне ответственно. Каждый конфликт взрослых можно подогнать под статью кодекса, но его не подгонишь под неискушенное детское понимание добра и зла…

Жалобу пустили по инстанции: мэрия – Московский комитет образования – Северное окружное управление образования, Н.Рождественской.

Правительство Москвы,

заместителю премьера

Коробченко В.А.

Уважаемый Виктор Алексеевич!

По вашему поручению Московским комитетом образования рассмотрено обращение группы учителей школы N 682 Северного административного округа г. Москвы. Начальником Северного окружного управления Московского комитета образования Рождественской Н.А. совместно с заместителем начальника социального управления префектуры Северного административного округа Радзиховской Н.А. рассмотрены вопросы управления школой директором Гасановым Э.В.

В связи с тем, что обращения различных групп учителей школы носят противоречивый характер – одни выступают в защиту директора, другие требуют его освобождения от занимаемой должности, Рождественской Н.А., работниками городского Комитета образования и городской инспекции проведены встречи с авторами обращения и педагогическим коллективом. Был издан приказ Северного окружного управления образования N 360 от 19.12.96 г. об увольнении Гасанова Э.В. по п.1 ст. 254 КЗоТ РФ за однократное грубое нарушение трудовых обязанностей.

Однако в связи с тем, что Гасанов Э.В. 20 декабря 1996 г. взял больничный лист, управление было вынуждено отменить приказ о его увольнении. После выхода Гасанова Э.В. на работу управление вернулось к решению данного вопроса. Приказом Северного окружного управления образования от 24.01.97 г. N 32 он был освобожден от занимаемой должности директора школы N 682 по п.1 ст. 254 КЗоТ РФ с 24 января 1997 года. Ответ заявителям дан.

Л.П.КЕЗИНА,

председатель Московского комитета образования

Не успела Рождественская, самый первый начальник всех школ Северного округа, отрапортовать, что Гасанова она уже уволила, как грянул гром: директор подал в суд два иска. Первый – на управление за незаконное увольнение и восстановление в должности. Второй – на своих учителей: иск о защите своей чести и достоинства. Иск оценил в 100 миллионов рублей: на лечение пошатнувшегося за две недели здоровья и на зарубежные лекарства. Школу лихорадило: если Гасанов выиграет, то 17 учителей останутся без зарплаты на целый год. Если он выиграет первый иск, многим из них просто придется уйти из школы…

Странная история: неужели во всех московских школах или хотя бы в школах Северного округа не нашлось среди десятков тысяч учителей ни одного, кому можно было бы доверить руководство 682-й? Ведь школа-то числилась хорошей: все двадцать пять лет своего существования в ней работал дружный коллектив профессионалов, многие из которых служат в ней уже больше двух десятков лет. Сюда с удовольствием шла молодежь, возвращались в школу выпускники, став учителями. Школа славилась своими юными художниками, известным в Москве школьным театром, работой кружков.

Но Н.Рождественская по только ей известной причине назначает директором общеобразовательной школы… инженера по печатным машинам, ни дня не проработавшего в общеобразовательной школе. Может быть, у него, как у самородка, была какая-то сверхсшибательная авторская концепция? Как выяснилось – была. Концепция развития школы 2010 года. Правда, концепцию эту в школе никто не видел. Может быть, у него была какая-то экономическая идея, как не в 2010 году, а в наше трудное время вывести школу из бюджетного кризиса? Вот тут, как выяснилось с первых дней появления директора в школе, таких новаций в его технической голове роилось множество. И одна другой превосходнее!

Директор мало кого принимал, лишь несколько раз появился на уроках учителей, педсоветы не проводил. Сам уроков не давал. Думал. И придумал: жить надо красиво! А для этого, и дураку понятно, нужны денежки.

Придумка первая. Все кружки сразу стали платными, по 50 тысяч рублей в месяц с каждого ребенка. Нужна лицензия на такую деятельность? Ерунда, и без лицензии проживем.

Школьный театр разогнал: “Не театр, а балаган какой-то”. Актовый зал запер на ключ. Ключ – в карман, до поры до времени. Тут задумка была особая.

Придумка вторая. Срочно всем ученикам сделать визитки. Хорошая задумка. Собрали опять же деньги с родителей. Через полгода треть учеников визитки получила. Их, по заданию директора, делали на уроках на школьных компьютерах старшеклассники. А деньги, что сдавали родители?

Придумка третья. Нужен новый компьютерный класс. Тот, что был в школе до Гасанова, уж очень несовременен, а ему, как специалисту по печатным машинам, информатику надо преподавать на мировом уровне. И дает Гасанов распоряжение классным руководителям: собрать с каждого класса… по пять тысяч долларов. Школа ахнула! Что за фантазии! Родители, узнав о подобном поборе, пришли в ужас. Но если не сдашь деньги, то, значит, и заниматься на компьютерах не будешь. Тогда кто-то подсчитал, что, даже если покупать самый современный комьютер с процессором Pentium, он будет стоить не более полутора тысяч. А остальные-то три с половиной тысячи долларов на что? Может, Гасанов хочет купить каждому персональный компьютер, с 7-го по 10-й? Это же почти триста штук! Чушь какая-то.

Вот только два заявления от родителей учащихся. Директор на подобные вопросы о поборах или хамит, или отмалчивается.

Вскоре в школе появилась женщина тоже под фамилией Гасанова. Это жена директора, которую он назначил своим заместителем по воспитательной работе. Как выяснилось позже, она тоже не имеет никакого педагогического образования, в будущем она должна была вести, по замыслу директора, уроки экономики. Но это в будущем, а пока зам.директора по воспитательной работе Гасанова нашла себе достойное применение: сидела в приемной и собирала с родителей и учителей поборы наличными. Без всяких там формальностей, без расписок, без квитанций. Сдал денежку – и до свидания. О школьном счете в банке и речи быть не могло.

Поборы росли, как снежный ком. Родители становились все злее и несговорчивее. Старшеклассники, не вникая, как и положено юным максималистам, называли поборы воровством. Вся школа, стены туалета были расписаны учениками вовсе не хвалебными одами в адрес нового директора… Хуже всего было учителям: в этой сложной ситуации надо было не потерять свое учительское достоинство и балансировать на грани правды и полуправды. Но их терпению тоже приходил конец.

В школу наконец пожаловали проверяющие из Северного окружного управления образования. Очевидно, подействовали жалобы родителей.

Но серьезных нарушений комиссия не обнаружила. Пожурила и ушла: молодой, неопытный, с кем не бывает. И даже, к примеру, не поинтересовалась комиссия, почему вдруг в актовом зале, когда-то закрытом директором, вдруг засверкали зеркала. Да потому что с утра до вечера занимаются в нем учащиеся хореографического училища Московского центра образования Натальи Нестеровой.

Есть две справки из централизованной бухгалтерии N 4, где в первой сообщается, что “по аренде и спонсорским средствам поступления по школе N 682 за 1995 и 1996 годы не было”. Но в другой справке из этой же бухгалтерии есть строка: родительский комитет хореографического училища оплатил школе 15 полумягких стульев, библиотечный стеллаж, 13 столов и 26 ученических стульев. Всего на восемь миллионов рублей…

За полгода за актовый зал, куда практически закрыт вход ученикам школы, школа получила всего-то подарков на восемь миллионов рублей? Ради чего так благоденствует директор, закрыв зал для своих школьников?

Есть в этой справке из бухгалтерии и другой примечательный факт: психологический центр “Мэри Поппинз” оплатил покупку для школы четырех жалюзи за один миллион 123 тысячи рублей. Купил телефонный аппарат “Панасоник” за 500 тысяч. Неужели у психологов что-нибудь для детишек не нашлось? Сам Гасанов от щедрот души своей отдал “во временное пользование”, как записано в справке из бухгалтерии, свой старенький телевизор “Рекорд”.

Странные проверяющие были в школе: видели и не видели одновременно…

Странное заявление. За полтора года, судя по делам Гасанова, и намека нет хотя бы просто сохранить то, что было создано учительским коллективом до него.

Педагогическая вотчина приносила директору и его жене незаслуженные дивиденды: за полтора года работы семейство поочередно “возглавляло” группу школьников в поездках в Англию. Путешествие для них было бесплатным. А ведь в школе есть немало учителей, за десятки лет честным трудом заслуживших такую роскошь. Да и поедешь ли в Англию на учительскую зарплату!

Педагогическая вотчина Гасанова, в которую он превратил государственную школу, обложив ее поборами, стала трагедией и учителей, и родителей, и учеников. Учителя дважды встречались с Н.Рождественской, но слышали в свой адрес окрики, их называли бунтовщиками и склочниками…

И наконец грянул суд. Учителя из обвинителей оказались обвиняемыми, из истцов превратились в ответчиков. Гасанов требовал сатисфакции на их жалобы. Хотя учителя первыми обратились с письмом о возбуждении уголовного дела в прокуратуру Головинского межмуниципального суда, но заявление у них прокурор не принял. Заявил: “Ну и что, всю жизнь в школах деньги собирают. Сам плачу. Какой тут криминал? Идите к Рождественской, это ее педагогическая вотчина”…

Суд надо уважать. Но и суд должен уважать граждан, обратившихся за помощью. Суд не только карает, но и учит справедливости. Так по крайней мере должно быть.

В данной конкретной истории суд, на мой взгляд, не выполнил этой миссии. Иск директора к учителям о возмещении ему морального ущерба в размере 100 миллионов был отклонен. Но второй иск директора к Северному окружному управлению образования о якобы незаконном увольнении был удовлетворен. Парадокс. Отменив иск о возмещении морального и материального ущерба, суд, собственно говоря, признал все обвинения, выдвинутые учителями в адрес директора. Восстановив же директора на работе, суд отверг эти же обвинения учителей.

Прокурор, не согласившись с решением судьи о возвращении директора в школу, покинула зал заседаний. Как говорят, обжалует решение судьи в городском суде.

27 февраля, на другой день после суда, Гасанов пришел в школу победителем. Семь учителей накануне слегли с сердечными приступами и с повышенным давлением. Пятеро подали заявления об уходе по собственному желанию. Еще в суде Гасанов недвусмысленно намекал, что жалобщики поплатятся.

В пятницу, 28 февраля, у школы N 682 собрались двести старшеклассников и их родители. Ученики бойкотировали школу, родители не протестовали против такого решения своих детей. Возможно, это и не лучшее решение проблемы, но так решили максималисты, они впервые столкнулись с подобной ситуацией. Они хотели, чтобы Гасанов вышел к ним, хотели поговорить начистоту. Но Гасанов игнорировал и детей, и их родителей, не вышел. Это его стиль. Тогда родители и дети отправились к Рождественской, в Северное окружное управление образования. Их пригласили в актовый зал. Долго ждали Рождественскую. Потом их попросили из зала, сказав, что здесь начинается какая-то конференция.

В четыре часа Рождественская все же появилась пред очи родителей и учащихся.

Родители требовали увольнения Гасанова. Рождественская, понимая, что ситуация зашла слишком далеко, вроде бы соглашалась, но упорно уводила разговор в сторону “недисциплинированных учителей”, посмевших создать такую обструкцию управлению образования. Что называется, с больной головы на здоровую. А не лучше ли было бы признать Рождественской, что по сути в создавшемся конфликте виновата она сама? Ведь по ее приказу был назначен директором специалист по печатным машинам, далекий от понимания целей и задач общеобразовательной школы.

Хотелось бы напомнить госпоже Рождественской, что именно она, а никто иной, нарушила третий пункт 35-й статьи Закона “Об образовании” и 62-й пункт “Типового положения об общеобразовательном учреждении”: руководителями образовательных учреждений назначаются лица, прошедшие соответствующую аттестацию.

Да, такое назначение кажется нам по меньшей мере странным. Странно, что и судья, восстанавливая Гасанова на работе, не заглянул в Закон “Об образовании”, странно, что не сделал частного определения в адрес окружного управления образования и самой Рождественской.

Скорее всего, Рождественская будет вынуждена уволить Гасанова. Но ходят слухи, что ему уже подыскали в Москве должность директора школы-новостройки. Хотелось бы верить, что это только слухи.

Игорь АФАНАСЬЕВ

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте