Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Самостоятельности – да, бюрократии – нет! Под таким лозунгом прошел «круглый стол» по обсуждению президентских инициатив в области образования

Учительская газета, №1 от 12 января 2010. Читать номер
Автор:

Дискуссионный клуб «Учительской газеты» продолжает свою работу. Наш предпоследний в 2009 году «круглый стол» был посвящен обсуждению тех образовательных инициатив, которые высказал Президент России Дмитрий Медведев Федеральному Собранию. Примечательно, что инициатором этой встречи стал давний друг «УГ», руководитель Отрадненского управления министерства образования и науки Самарской области, отличник народного просвещения Владимир Гусаров. Владимир Иванович предложил поучаствовать в актуальном разговоре директорам Отрадненского района, а также Москвы, Московской области и города Тамбова. Дискуссия получилась острой и многоплановой, она затронула практически все важнейшие вопросы развития российского образования: единый госэкзамен, расширение финансовой самостоятельности школ и их переход в автономные учреждения, проблемы педагогического образования и взаимодействия школ с вузами.

Ирина ДИМОВА, первый заместитель главного редактора «Учительской газеты»:

– В недавнем Послании президента РФ Федеральному Собранию, по сути, дана программа перспективного развития нашей школы. Президентские инициативы в области образования требуют нашего обсуждения и осмысления. Наш сегодняшний разговор, думаю, положит начало серии «круглых столов», посвященных тем идеям, которые высказал Дмитрий Медведев Федеральному Собранию.

Владимир ГУСАРОВ, руководитель Отрадненского управления Министерства образования и науки Самарской области:

– Перед началом обсуждения мне бы очень хотелось поздравить «Учительскую газету» с 85-летним юбилеем, который она отметила в этом октябре, и пожелать ей всех благ. Между прочим, наши дети сделали для «Учительской» обереги, они имеют особенный, сакральный смысл, убежден, что они помогут «УГ» пережить все трудности и невзгоды.

Так сложилось, что наш Отрадненский образовательный округ на протяжении уже нескольких лет является территорией, где проходят всероссийские и международные мероприятия. Одно из них – международная ярмарка «Педагогические инновации», которая в следующем году состоится уже в

8-й раз. На эту ярмарку приезжают инновационные педагоги со всей России. Кстати, более 30 регионов РФ проводят по нашей модели свои региональные ярмарки педагогических инноваций. Наши педагоги как эксперты международной ярмарки часто бывают в различных субъектах Федерации, так что мы хорошо знаем, что происходит в образовании не только у нас, в Самарской области. Поэтому с особой грустью вынужден констатировать: в стране нет единого образовательного пространства. К сожалению, до сих пор в некоторых регионах идет полное неприятие модернизации образования. Люди не хотят меняться или не могут этого сделать в силу сложившихся обстоятельств. На наш взгляд, в своем послании Федеральному Собранию президент дал четкий ориентир развития системы образования. Однако тем не менее я не раз сталкивался с тем, что разные руководители и разные педагоги по-разному понимают слова президента. Один и тот же тезис, как это ни парадоксально, трактуется по-разному, скажем, в Хакасии и в Москве. Мы и инициировали эту встречу для того, чтобы услышать мнение коллег из других регионов, высказать свое понимание президентских инициатив и, разумеется, выработать единое направление деятельности.

Ирина ДИМОВА:

– Коллеги со мной, я думаю, согласятся, что больше всего споров и сомнений у директоров школ вызывают вопросы перехода в автономные учреждения, вопросы финансовой самостоятельности образовательных учреждений. Имеет смысл и нашу дискуссию начать именно с этого положения.

– Любовь НАУМОВА, директор Тимашевского образовательного центра Кинель-Черкасского района, Самарская область:

– Президент подчеркнул, что развитие школьной инфраструктуры должно быть связано с расширением самостоятельности образовательных учреждений, такие школы должны беспрепятственно переходить в новые финансово-правовые формы. Образовательный центр, которым я руковожу, – бюджетное учреждение. Понятно, что у нас нет свободного маневра в распределении средств. Нам приходится подолгу согласовывать решение хозяйственных вопросов. Есть и проблемы с размещением государственного и муниципального заказов. Зачастую мы на этом теряем деньги. Моя школа потеряла тонну бензина, пока округ выставлял нас на котировки – сами мы этого сделать как учреждение не можем. За это время существенно выросла цена бензина. Получается, что мы неэффективно используем выделяемые государством средства. Однако мы понимаем, что у бюджетных учреждений есть и свои плюсы. Они защищены казначейской системой. В то же время переходить на новые финансово-правовые формы страшновато, слишком непрозрачны и не прописаны перспективы существования школ в условиях самостоятельности. К примеру, что будет с недвижимым имуществом? Сейчас здания образовательных учреждений находятся в оперативном управлении. А что будет во время автономии? Мы будем их арендовать?

Александр РАКИН, председатель Комитета по образованию, Ивантеевка, Московская область:

– Школы нашего города – бюджетные учреждения. При этом на сегодняшний день они не испытывают нехватки средств. У них есть внебюджетные деньги. По сегодняшним законам руководитель образовательного учреждения может тратить самостоятельно заработанные деньги по своему усмотрению. Вообще, я считаю, что нужно менять лишь то, что не устраивает систему образования, что тормозит ее развитие. В нашем городе только одна школа имеет свою бухгалтерию, остальные пользуются централизованной. Для маленького города это удобно, потому что, к примеру, сейчас некоторые школы оказались на конец года с минусовым балансом по некоторым статьям. В условиях централизованной бухгалтерии мы можем перебрасывать деньги от одной школы к другой. Таким образом, мы выступаем как единая система образования, в сложные периоды поддерживаем друг друга. Что же касается школы №5, которая имеет свою бухгалтерию, то у нее могут возникнуть проблемы. Там бухгалтер уходит в декрет. А найти квалифицированного специалиста, знающего все тонкости образовательного процесса, не так-то просто. Набирать людей со стороны, на мой взгляд, – один из рисков. Вообще кадровый вопрос для школ, которые хотят содержать собственную бухгалтерию, стоит весьма остро. Кроме того, это, конечно же, дополнительные расходы. Поэтому я убежден, если система работает слаженно, вряд ли стоит всем разом переходить в режим автономных учреждений. Прежде нужно четко изучить всю законодательную базу и переходить в АУ индивидуально, с учетом особенностей и специфики каждого образовательного учреждения. К примеру, когда я был директором гимназии в Ивантеевке, мы себе ни в чем не отказывали. Купили интерактивные доски, компьютерный класс, даже пищеблок отремонтировали. Нам нужно знать, что нас ждет, когда мы перейдем на новые стандарты, которые будут приняты в начальной школе уже в следующем учебном году.

Кроме того, у нас ведь каждое образовательное учреждение выступает как самостоятельное юридическое лицо. Все школы имеют свои счета, каждый директор самостоятельно распоряжается деньгами, в этом плане с внебюджетной деятельностью стало сейчас проще.

Марина ПАНАСКОВА, директор Кинельского образовательного центра, Самарская область:

– Я директор школы-новостройки, мы работаем уже третий год, у нас мощный, перспективный образовательный комплекс, оснащенный самым современным оборудованием, какое только есть в Самарской области. Все наши кабинеты оснащены мультимедийной техникой, у нас 26 интерактивных досок, компьютеры соединены в единую локальную сеть. Кроме того, есть бассейн, театральный и спортивный комплексы. В результате всего этого функции нашего образовательного центра расширились. Мы стали социокультурным центром для городского округа Кинель, кстати, мы находимся в 45 километрах от Самары. Поэтому мы просто не укладываемся в существующие нормативные рамки. Нам просто необходимо зарабатывать внебюджетные деньги, чтобы оплачивать работу специалистов, обслуживающих разнообразные системы, входящие в наш образовательный центр. Нам нужна новая финансово-правовая форма, чтобы самим составлять и формировать межотраслевой заказ. Мы уже вышли на иной уровень работы, и нам необходим новый финансовый механизм, предусматривающий большую степень свободы и самостоятельности. Особенно мы почувствовали такую необходимость в условиях кризиса, когда могли бы сами целенаправленно зарабатывать деньги на свои нужды. Поэтому нам жизненно необходим переход в статус автономного учреждения. Понятно, что мы в самом начале непростого пути. Но кто-то ведь должен быть первым, начинать работать по новой модели. Существовать в старых рамках, пусть даже очень хороших, сегодня становится все сложнее и сложнее.

Оксана ВОЛОЩЕНКО, директор центра образования №953, Москва:

– Школы Москвы стали массово переходить на самофинансирование с 2006 года. Я коротко расскажу о тех проблемах, с которыми пришлось столкнуться нашей школе. Во-первых, это кадровый голод. Возможно, это звучит несколько странно. Москва – огромный мегаполис, однако столичным школам сегодня приходится конкурировать друг с другом и за детей, и за педагогические и бухгалтерские кадры. Ведь зачастую наши школы находятся в непосредственной близости друг от друга, у нас общие стадионы, общие заборы, и нам нужно делить контингент детей, а если еще и учесть, что в 90-е годы была демографическая яма, станет ясна острота ситуации. Кроме того, найти достаточное количество высококвалифицированных бухгалтеров, знакомых с образовательной сферой, чтобы обеспечить все школы Москвы, не так-то просто. Каждая школа искала из этой ситуации свой выход. Что касается нашего центра, то мы какое-то время побыли на самофинансировании и сейчас вновь вернулись к услугам централизованной бухгалтерии. Могу сказать, что нам работать с централизованной бухгалтерией сейчас эффективнее и проще, чем когда мы работали самостоятельно. Централизованная бухгалтерия намного быстрее решает все вопросы с казначейством. Но при этом мы сами составляем сметы и решаем, куда тратить деньги. Я считаю, что сегодня работа с централизованной бухгалтерией для массовой школы наиболее эффективный финансовый механизм. Но если мы говорим о школе будущего, то, я думаю, оно, безусловно, связано с автономными учреждениями. Тем не менее сегодня даже в Москве, где непосредственно и формируется нормативная база, не все школы готовы быть автономными.

Александр РАКИН:

– Любую реформу надо начинать с управления кадрами. У меня же всегда было опасение, что в суете преобразований мы забываем главное. Все, что делается, должно делаться во имя и для ребенка, чтобы он чувствовал себя комфортно и хорошо в школе. Когда мы говорим о переходе на экономическую самостоятельность, то опять же должны задуматься: а что от этого выиграет ребенок? Я бы сейчас сделал акцент не на самостоятельности школы, а на воспитательной работе. Современных директоров, которые справятся с управлением автономного учреждения, не так много и в Московской области, и вообще по стране. Я думаю, переход в статус автономных учреждений станет реальным, когда у нас появятся менеджеры в области образования. Впрочем, если образовательное учреждения чувствует себя готовым к переходу в разряд АУ, то оно вправе принять такое решение. А вообще еще раз повторюсь: мы при всех преобразованиях должны помнить о ребенке и об учителе.

Владимир ГУСАРОВ:

– По соседству с нами Республика Татарстан. Так вот там практически все образовательные учреждения перешли в статус автономных. Наши директора ездили туда по обмену опытом и не нашли ни одного руководителя образовательного учреждения, который бы пожалел, что перешел в АУ. Перед нами поставлена конкретная задача – к 2012 году образовательные учреждения должны перейти в статус АУ, а значит, к этому нужно готовиться, надо упростить систему финансирования школ, дать больше полномочий директору и управляющему совету. Кстати, это имеет и огромное воспитательное значение. Мы должны готовить детей к реальной жизни. Если директор сможет быть по-настоящему самостоятельным, он научит этому своих учителей, а те в свою очередь своих воспитанников.

– Несмотря на то что закон о ЕГЭ принят, до сих вокруг единого госэкзамена много споров. На страницах «УГ» мы регулярно рассказываем о том, как используются результаты ЕГЭ различными регионами для повышения качества образования, говорим о рисках и возникающих проблемах. Кроме того, выявилась общая позитивная тенденция – те регионы, которые прошли эксперимент, заинтересованы в ЕГЭ. Они принимали в нем активное участие, показали хорошие результаты поступления детей в вузы. В то же время вскрылись проблемы у тех регионов, которые недавно работают в режиме ЕГЭ. Президент в своем послании заметил, что ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки качества образования. Хотелось бы, чтобы мы поговорили о том, какие вообще существуют показатели эффективности работы школы, что еще помимо ЕГЭ может стать оценкой качества?

Ольга ИВАНОВА, директор образовательного центра села Кинель-Черкасы, Самарская область:

– Самарская область давно включилась в эксперимент по ЕГЭ, за это время мы научились готовить детей, у нас хорошие результаты практически по всем предметам. Ни у кого – ни у детей, ни у родителей, ни у педагогов – ЕГЭ, как правило, негативных эмоций не вызывает. Я думаю, ЕГЭ как раз и является тем инструментом оценки качества образования, который един для всей страны. Хотелось бы также отметить, что у единого госэкзамена, помимо задачи освоения школьной программы, есть и еще одна – отбор при поступлении в вуз. Поэтому материалы ЕГЭ шире, чем школьный стандарт, об этом не надо забывать. Неоднократно звучала мысль, что ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки знаний, альтернативой может быть олимпиада. Но она должна быть единая и стандартизированная для всей страны.

– Думаю, очень важно, чтобы была вовремя составлена вся нормативно-правовая база по ЕГЭ, до 1 октября КИМы должны быть готовы, изменения, которые происходят в течение года вокруг КИМов и порядка проведения ЕГЭ, очень и очень напрягают.

Ирина КОЗИНА, 1-й вице-президент ОСОО «Всероссийский молодежный центр «Олимп»:

– В конце апреля – начале мая мы провели очень серьезное мероприятие в Тамбовском кадетском корпусе. Привезли туда приемную комиссию МГТУ имени Баумана, учебный военный центр и организовали олимпиаду. Из 220 участников мы отобрали 35 победителей, и 21 ребенок, невзирая на результаты ЕГЭ, был зачислен в военный учебный центр имени Баумана, и сейчас ребята там довольно успешно учатся. Многие хорошо учившиеся ребята не поступили в вузы, они метались со своими свидетельствами и так никуда и не попали. Вообще замечу, что в регионах отношение к олимпиадам более позитивное. Но, к сожалению, победителями олимпиады могут быть на всю Россию не более 10 процентов школьников.

Николай ХВОРОВ, директор Тамбовского кадетского корпуса имени Л.С. Демина:

– В 2007 году Дмитрий Анатольевич побывал в Тамбове и посетил наш кадетский корпус. Между прочим, после этого визита президент дал поручение создать в каждом федеральном округе президентское кадетское училище. Тамбов же рассматривается как пилотный регион. Без лишней скромности скажу: у нас прекрасная материальная база, 80 процентов наших ребят поступают в высшие военные заведения. Мы не стоим на месте, у нас много социальных партнеров. Мы заключаем прямые договора с рядом военных заведений, причем оговариваем в них свои права и обязанности, в результате эти учебные заведения совсем по-другому смотрят на наших выпускников. Вообще считаю хорошей альтернативой ЕГЭ олимпиады и прямые контакты с вузами. Кстати, у нас есть обратная связь с теми вузами, где учатся наши мальчики. Мы можем проследить их успеваемость через год и более. Наш кадетский корпус дважды становился победителем в рамках нацпроекта «Образование». Кроме того, мы стали лучшей школой России и получили «Серебряный колокольчик». Мне было приятно прочитать в президентском послании, что таким школам нужно давать больше самостоятельности, с них нужно требовать меньше отчетности. Мы, как лучшая школа, готовы делиться опытом, встречать любые делегации, но обижает то, что даже к лучшим образовательным учреждениям нет доверия. На меня каждый день обрушивается вал писем, на которые срочно нужно давать ответы. Что тогда говорить о других школах? Нас постоянно проверяют – санэпидемстанция, пожнадзор, прокуратура… Лучше бы это время мы тратили более продуктивно. К примеру, я сейчас с коллективом думаю о модернизации кадетского образования. У нас два года назад 80 процентов мальчишек поступали в высшие военные заведения, сейчас эта цифра сократилась в 2 раза, потому что военные училища резко уменьшили набор. И мы сейчас, чтобы не потерять наш потенциал, не снизить качество подготовки выпускников, стараемся перестраиваться на сотрудничество с военными центрами. И мы очень признательны Ирине Павловне Козиной, которая помогает нам в этой работе. Мальчишки получают специальность и лейтенантское звание и могут устроиться на гражданскую службу. Кстати, мы сейчас переключились на гражданские вузы, заключили договор с Новороссийской морской академией. А если говорить о самостоятельности, так мы уже давно ее приобрели. Хотя не раз сталкивались с бюрократическими драконовскими законами, однажды меня чуть не оштрафовали на 30 тысяч рублей. Хотелось бы, чтобы «УГ» встала на защиту образовательных учреждений от бюрократии. Наш лозунг и наше главное требование – «Самостоятельности – да, бюрократии – нет!».

– Думаю, всем директорам школ России надо объединиться и потребовать прекратить бесконечные, а зачастую и бессмысленные проверки. Они мешают работать и в конечном итоге разрушают школы, отвлекая учителей, директоров от насущных проблем.

– В новых государственных стандартах наконец-то особое внимание уделяется условиям образовательного процесса. Правда, появляется вопрос: а кто будет доводить эти стандарты до требуемых условий? Ведь сегодня большинство учащихся в 31 регионе страны занимаются в зданиях, не соответствующих никаким нормам. Слава богу, в нашем округе 92 процента школьных зданий соответствуют принятым нормам.

– Хотелось бы еще поговорить о других индикаторах оценки успешности ребенка – об уровне его воспитанности, о победах на олимпиадах, о других личностных достижениях и как все это можно фиксировать.

– У нас была замечательная идея, которую мы, к сожалению, не реализовали, не осилили – создать единый информационный банк, портфолио всех учащихся нашего округа. Причем мы даже создали такую программу, нам просто не хватило персонала. Нужно сделать такую базу, чтобы каждый ребенок по желанию мог рейтинговаться каждый месяц, сравнивать себя с другими, как он развивается. В будущем имеет смысл перейти также на электронный документооборот, на единые подходы составления портфолио и запустить их в информационное пространство.

Кроме того, хотелось бы рассмотреть вопрос о нормативной базе, которая регулировала бы наши взаимоотношения с сообществом. Существующие управляющие советы, как правило, – это ширма, не везде они действительно работают. Поэтому нужно так совершенствовать нормативно-правовую базу, чтобы реально усилился государственно-общественный характер образования.

Марина ПАНАСКОВА:

– В нашей школе, к примеру, реально существует содружество учителей и родителей. На встречах с родителями мы рассказываем, куда идут внебюджетные средства, родители становятся членами нашей общественной организации, которая совместно принимает все важные решения, касающиеся жизни школы. Кроме того, у нас чрезвычайно популярны разнообразные конкурсы, в которых самое активное участие принимают родители. Мы выбираем самого популярного учителя, самого популярного родителя и самого популярного ученика школы. Кстати, каждый триместр мы с помощью специально составленных тестов измеряем степень удовлетворенности родителей работой школы.

– В своем послании президент Дмитрий Медведев особое внимание уделил повышению квалификации и вопросам педагогического образования. У вас, как у руководителей учебных заведений, наверняка есть представление о том, каким должен быть современный учитель, как он подготовлен в профессиональном и методическом плане. Может ли быть хорошим педагогом тот, кто не оканчивал педвуз, а уже позже почувствовал, что педагогика – его призвание? Кроме того, хотелось бы услышать вашу точку зрения по поводу реформирования педвузов, о том, чтобы они стали частью классических университетов.

– Я входил в рабочую группу по разработке проекта президентской инициативы «Наша новая школа», ключевое положение которой касается фигуры учителя. Из директоров я там был один. Мне кажется, начинать разговор о том, каким должно быть педобразование, несерьезно, не имея модели выпускника школы. Нельзя, кроме того, нацеливать все повышение квалификации учителя только на то, чтобы он качественно готовил учеников к поступлению в вуз. Есть ведь еще и другие дети – с проблемами в развитии, часто болеющие, наконец – спортсмены, у которых другие цели и задачи. Кроме того, меня несколько озадачило предложение привлекать в профессию людей, не имеющих педобразования. Если честно, стало за мундир обидно. Ну нельзя так принижать профессию учителя. Неужели вы думаете, что все, кто пройдет краткосрочное повышение квалификации, не имея базового педобразования, будут готовы преподавать в школе?

Я вообще убежден, что в начальной и средней школе должны работать наиболее опытные учителя. Это в старшей школе можно привлекать специалистов, не имеющих базового педагогического образования. В принципе ясно, почему возникло предложение ликвидировать педвузы. Просто на протяжении многих лет бытует мнение, что в педвуз идут троечники, которые не поступили в элитные вузы. Кроме того, получив диплом, только 10 процентов выпускников педвузов направляются в школы. Однако где гарантия, что на педфакультеты МГУ или других классических вузов не пойдут опять те же троечники. От перестановки мест слагаемых сумма не меняется! Однако привлекать непрофессионалов в школу, я думаю, опасно, они станут ставить эксперименты на детях.

Елена ВОЛОГИНА, директор школы №281, Москва:

– Ну, во-первых, есть служба лицензирования, которая проверяет наличие у педагога профильного образования. Мне кажется, президентская инициатива связана не с желанием ликвидировать педагогические вузы, а с тем, чтобы дать возможность прийти в школу тем, кто действительно почувствовал призвание учить детей, у кого дар от Бога, но кто в силу обстоятельств не окончил в свое время педвуз. А педагогические вузы, естественно, никто не отменит.

Наталья БРЫКИНА, директор образовательного центра, город Отрадный, Самарская область:

– Не важно, педвуз или классический университет окончил учитель, куда важнее, чтобы это высшее учебное заведение давало качественное образование. А вот почему в педуниверситеты идут троечники – это, я думаю, вопрос к государству. Хорошо, что 2010 год объявлен Годом учителя. Возможно, это поспособствует повышению престижа учительской профессии. Тогда в педвузы пойдут талантливые ребята, а значит, в школах будут талантливые учителя.

– Я бы хотел привести результаты одного независимого исследования. В течение 25 лет изучали и сравнивали образование в 30 развитых странах мира и пришли к потрясающим выводам. Оказывается, на качество образования и результаты обученности детей не влияет количество вкладываемых ресурсов. Качество образования напрямую не зависит от материально-технической базы, единственное, что важно, – это квалификация педагога. Поэтому есть опасения, как бы в личностных спорах не забыть о самом главном – о ключевой фигуре учителя.

– Мне кажется, Владимир Иванович поставил очень важную точку, вернее многоточие, в нашем сегодняшнем разговоре. Конечно же, осталось еще множество вопросов, многие из которых являются «вечными». Наверное, важнее всего, чтобы инициатива президента не превратилась в очередной ведомственный проект, как заявил он сам. Чтобы не заболтали в спорах самое важное и очевидное, не уничтожили тот положительный опыт, который уже есть в сегодняшнем образовании. Я думаю, что все ваши предложения и замечания будут очень интересны и полезны нашим читателям. 2010 год – Год учителя. Перед нами поставлена масштабная задача формирования позитивного образа учительства – через СМИ, создание фильмов, вообще повышение престижа этой профессии в глазах общества. И конечно, я хочу сказать огромное спасибо Владимиру Ивановичу, который так серьезно работает с директорским корпусом, и всем нашим гостям. И наконец, сегодняшний разговор – хороший повод начать в Год учителя новую акцию «УГ» – взять под жесткий журналистский контроль шквал проверок и неоправданных отчетов, которые душат школу и учителя. Присоединяйтесь к нашему проекту, дорогие читатели! Ждем ваших писем.

Итоги

Руководители образовательных учреждений более всего озабочены чрезмерным количеством требуемой от них отчетности. Это мешает нормальной работе школ, отвлекает директора от непосредственного руководства образовательным процессом.

Лучшим школам страны необходимо доверие.

Переход в статус АУ должен быть обдуманным и взвешенным решением, однако не надо забывать, что за этой нормативно-правовой формой будущее.

Альтернатива ЕГЭ – олимпиады, но надо помнить, что их победителями могут быть не более 10 процентов российских школьников.

P.S. Кто будет учить наших детей в новой школе? Эту проблему также обсуждали в Дискуссионном клубе «УГ». Читайте об этом в следующих номерах нашей газеты.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту