Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Самое красивое место в Тихвине – школьный цветник

Учительская газета, №19 от 8 мая 2003. Читать номер
Автор:

Если в Петербурге более чем достаточно мест, у которых можно запечатлеть себя на фотопленку, то в городе Тихвине Ленинградской области такой привлекательностью обладает… школьный цветник. У стен 3-й экологической школы любят фотографироваться молодожены. Понять их можно: глядя на буйно цветущие кусты белых роз, охапки нарциссов и примул, ирисов и ромашек, гвоздик, сальвий, бархатцев, шиповника, барбариса, трудно удержаться. Соблазн увековечить себя на фоне благоухающей красоты велик.

Мы смело можем носить звание самого красивого места в городе, – говорит директор школы Николай Николаевич Зайцев, – И все благодаря тому, что в свое время мы не отказались от собственного земельного участка. Было время, когда по тем или иным причинам школам не по силам становилось содержать землю, и она передавалась другому пользователю. Нам сохранить ее хотелось во что бы то ни стало. Прежде всего потому, что контингент наших детей – особый. Основная часть ребят из старой части Тихвина, где расположены индивидуальные дома со своими огородами и садами, и, значит, все приусадебные заботы детям известны и понятны.

Работа на школьном участке входит в условия летней практики. Трудятся все: от четвероклассников до ребят старших классов. С 10-го класса начинается спецкурс «Технология», который включает в себя такие разделы, как «Декоративное садоводство и парк» и «Музейное дело».

Все семьдесят лет существования школы она не изменяет экологическому направлению. Ребята с педагогами занимаются исследовательской деятельностью, участвуют в районных, областных семинарах, научно-практических конференциях. В прошлом году проект школы «Рукотворное чудо» на областном конкурсе пришкольных участков занял первое место.

– Наши дети благоустраивали территорию детского реабилитационного центра «Трэди», территорию Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря, дома-музея Римского-Корсакова, – с гордостью перечисляет Николай Николаевич. – В рамках экологического направления мы открыли медицинский класс для выпускников. Наши ребята постоянно выезжают в различные экспедиции.

О последних более подробно рассказывает Галина Дмитриевна Морозова, заместитель директора по научно-методической работе. Оказывается, существует проект по восстановлению Тихвинской водной системы. Юные экологи в летней двухнедельной экспедиции изучают реку Тихвинку и ее притоки. Делают заключения о состоянии воды, изучают животных, птиц, собирают интересные экспонаты. Отчеты об этой экспедиции сдаются в Санкт-Петербургский научно-исследовательский центр экологической безопасности при Российской академии наук, и на основе собранных данных ученые делают выводы.

– В 2001 году ребята проводили исследования состояния лесного массива Тихвинского и Бокситогорского районов, водного бассейна этих мест. Было много интересных работ. Один мальчик, например, взял для себя тему: раки, изменение их поведения, болезни. Работа полезная, интересная, ведь, как известно, если раки появляются в водоеме – вода чистая, в грязной они не живут. Своими исследованиями ребята подтвердили факт чистой воды в верховьях реки Тихвинки – раки там обнаружились.

– Восстановлением Тихвинской водной системы озабочены не только мы с ребятами, но и Русское географическое общество, – продолжает Галина Дмитриевна. – Когда-то она имела для России большое значение. Наша водная система была самой короткой, а потому самой дешевой. По Тихвинке проплывали на ладьях к Балтийскому морю купцы из Поволжья, доставлявшие в страны северной Европы восточные товары, а в обратном направлении ездили по ней скандинавы-варяги, возившие в Поволжье европейские товары. Когда построили железную дорогу и автомагистрали, река судоходное значение утратила. Однако наша точка зрения – его надо восстановить. Для горожан очень актуальна проблема дорог, возникают постоянные перебои с транспортом. Люди не могут добраться до дач, отдаленных деревень. Если бы мы имели возможность плавать по реке, то возродили бы многие умирающие деревни. К тому же вдоль реки – потрясающая природа, замечательные старинные церкви. Это и отдых, и туризм.

Когда мы в первый раз выступили в Петербурге на научно-практической конференции «Курорт. Экология. Образование», нас поддержали широкие слои общества. Вдохновленные, мы провели «круглый стол» с приглашенными представителями администрации города, общественных организаций, журналистами. Разработали программы: максимум (восстановление всей Тихвинской водной системы), минимум (восстановление Тихвинского шлюза), промежуточную (восстановление Тихвинской водной системы в трех точках: самом Тихвине, в верховьях реки и в среднем течении, где в нее вливаются крупнейшие потоки).

– А результат?

– Для первого шага – значительный. Шлюз восстанавливается. Наша задача на перспективу: просчитать, из какого озера лучше всего пустить воду.

Галина Дмитриевна, рассказывая, перебирает фотографии. На одной из них – водная гладь, а в небе нечто невообразимое: клубятся пурпурные, сиреневые облака.

– Это не пленка, – объясняет собеседница. – Это такие краски! Верховья реки Тихвинки – изумительное место, там проходит граница водораздела между бассейном Балтийского и Каспийского морей.

Но экспедиция, где все «серьезно и по-настоящему», – удел ребят постарше, для малышей школа ежегодно устраивает увлекательный поход в экологический лагерь. Дети там встречаются под Новый год со Снегурочкой и традиционно делятся гостинцами с братьями меньшими: оставляют под елкой кто яблоко, кто морковку, кто пучок сена.

Самое примечательное, что экологическое направление школы интегрировано во все учебные предметы. Здесь даже на строгой математике проводится комплекс оздоровительных мероприятий, а на уроках труда дети конструируют удивительную одежду из «экомусора»: старых занавесок, лоскутов.

В школе каждый класс похож на оазис или музей. В зарослях комнатной зелени могут соседствовать засушенные морские звезды, раковины, раки, скелеты рыб. В другом кабинете можно поразиться размерам старинного ткацкого станка, сосуда, плетеной корзины. Все эти вещи собраны ребятами в экспедиции и являются неотъемлемой частью школьного существования.

Самой юной составляющей экологического направления считается парк перед школой, которому всего третий год. Он небольшой по площади, зато на его территории стоит вековой дуб.

– Под его сенью мы пристроили еще несколько молодых дубков, голубых елей, кедров, кустовидных ив, – кивает в сторону дерева Елена Точилова, учитель экологии и сельскохозяйственного труда. – Дети приносят саженцы сирени, и мы планируем разместить в парке сиренгарий из разных сортов. Когда время практики заканчивается, ребятам предоставляется возможность проявить инициативу: допустим, предложить свой вариант оформления клумбы. В будущем наш парк станет выполнять функцию классной комнаты – Зеленой.

– Земля требует к себе большого внимания, времени, сил. Наверное, нелегко всем привить любовь к ней?

На этот вопрос Галина Дмитриевна Морозова отвечает не задумываясь:

– Знаете, мы каждый свой шаг начинаем с того, что пытаемся осознать себя частью природного пространства. Да, познание природы, себя в ней – занятие хлопотное, но мы неразрывны с землей, водой, воздухом. Мы – единое целое. Наши экспедиции тому подтверждение. И почти всем ребятам после них не надо объяснять такую прописную истину: «Берегите природу».

Тихвин, Ленинградская область


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту