search
main
0

Сами по себе. Репетиторство как скрытый ресурс российского образования

Мы уже писали* о результатах фундаментального исследования, проведенного сотрудниками Центра социологии образования Института управления образованием РАО под руководством доктора психологических наук, профессора, академика РАО Владимира СОБКИНА. В прошлый раз речь шла об удовлетворенности учителей, учащихся и родителей своей школой. Теперь Владимир Самуилович решил рассказать нам о новых данных, полученных его коллективом в ходе продолжения работы в указанном направлении. Мы беседуем с ним о репетиторстве как неотъемлемой части образовательного процесса.

​*См. статью Вадима МЕЛЕШКО «Облако смыслов» в №33 «УГ» от 14 августа 2018 года

– А что конкретно поразило вас в этом? Ведь репетиторство существовало всегда, просто в былые времена не было сайтов и нельзя было увидеть масштабы этого явления.

– И все-таки государство признает эту проблему. Напомню, что недавно в Общественной палате были озвучены следующие цифры: 92 процентов родителей считают, что ЕГЭ требует специальной подготовки, 41,7 процента ответили, что при подготовке к ЕГЭ необходимы дополнительные задания в школе, а 52,9 процента обращаются к услугам репетиторов и платят за них довольно большие деньги*.

*См. статью Вадима МЕЛЕШКО «То ли еще будет…» в №41 «УГ» от 9 октября 2018 года

– Может, потому, что люди, имеющие диплом университета, работают на более престижных должностях и имеют более высокий доход, следовательно, возможность позволить себе нанимать репетиторов для своих детей?

– Значит, можно предположить, что в семьях профессуры дети с огромной вероятностью будут посещать репетиторов, независимо от того, что там и родители умные, и дети?

– Возможно, это потому, что двоечники, как правило, из трудных семей с низким достатком и им не на что нанимать репетитора…

– И это вопреки тому, что последние десятилетия только и разговоров – дескать, высшее образование не главная цель в жизни, куда важнее, чтобы человеку просто было комфортно и интересно, не важно, на какой работе. И что поступить в ссуз столь же почетно, как и в вуз.

– А где чаще и охотнее занимаются репетиторством и с репетиторами – в обычных школах или в лицеях и гимназиях?

– Какие еще неожиданные стороны репетиторства открылись вам в ходе исследования?

– А нет ли такой закономерности, что чем дальше от СССР, тем люди все менее бескорыстны и все более прагматичны?

– А играют ли роль личные заслуги учителя – его победы в различных профессиональных конкурсах и нацпроектах, наличие наград, званий, дипломов?

– Судя по всему, учителя бывают интенсивные и экстенсивные. Первые ведут мало часов, но обставляют все так, чтобы им за них платили больше. У остальных огромные ставки, они все в работе с утра и до ночи, но в итоге получают столько же или даже меньше, чем их коллеги-репетиторы. Особенно если учесть, что один человек за час может заработать больше, чем другой за день – просто потому, что у них там совсем иные расценки.

– Какая-то странная картина складывается. Нет ли здесь глубоко скрытой обиды на жизнь, на некую несправедливость общества по отношению к себе любимому?

– А вот интересно, творчество репетиторов сильно ли отличается от творчества обычных смертных учителей?

– То, что вы перечислили, прекрасно вписывается в картину мира репетитора: в ней один человек занимается с другим человеком, учитывает его индивидуальные особенности, старается раскрыть его таланты и, в свою очередь, продемонстрировать в полной мере свои. Все это куда труднее делать, когда учитель находится в классе, где сидит 20, 30, 40 очень разных и далеко не всегда мотивированных школьников.

– Не могу не задать довольно очевидный вопрос. Очень часто говорят, дескать, если бы школа хорошо учила, никаких бы репетиторов не понадобилось. Насколько обосновано это утверждение, особенно с учетом того, что в советские времена люди действительно могли поступить в вуз, зная предмет только в объеме школьного учебника? И с учетом того что якобы в других странах все именно так и есть, там репетиторы не выполняют в массовом порядке функцию ликвидации недоработок школьных учителей.

Но надо вспомнить и о том, что у нас в стране дополнительные занятия за дополнительные деньги тоже были, причем и до революции, и при советской власти. Просто форма этого явления была несколько иной – домашние учителя, педагоги на продленке и т. п. Я сам окончил очень хорошую школу, физмат класс. И до второго курса технического института математику знал на отлично, такую мощную базу мне заложили мои учителя. Но все равно у нас многие ученики в старших классах занимались с репетиторами. Так что, как говорится, как бы ни было хорошо, человек всегда стремится к лучшему.

По данным Института образования ВШЭ, теневой рынок репетиторских услуг в России составляет почти 30 млрд рублей.

По запросу «Репетиторы в России» поисковая система Яндекс выдает 57 миллионов результатов.

Из истории

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте