search
main
0

Сам себе редактор. Практическая работа по стилистике, лексике и культуре речи на занятиях кружка «Мастерская журналиста»

В рамках традиционной школьной программы по русскому языку на овладение особенностями разных стилей в старших классах выделяется минимальное количество времени, тогда как факультативы и кружки по журналистике дают прекрасные возможности для обучения школьников азам и даже некоторым тонкостям публицистики. Кроме того, журналистика позволяет детям реализовать свой творческий потенциал, а кому-то помогает в выборе будущей профессии.

Особенно ценно то, что ребята во время занятий журналистикой значительно повышают свой уровень знаний по стилистике, лексике, синтаксису и орфографии. А главное, у них вырабатывается чувство языка и чувство меры, формируется потребность строить письменные и устные высказывания грамотно и выразительно. Также занятия во многом способствуют социализации школьников.Как учитель русского языка, нацеленный на подготовку учащихся к выпускному экзамену, я уделяю особое внимание навыкам написания творческих работ. И с беспокойством замечаю, что в сочинениях и изложениях школьники допускают большое количество речевых и грамматических ошибок (например, «В зависимости, какие добродетели выберет человек…», «Язык гораздо точный показатель…» и так далее).Чтобы предупредить подобные ошибки, развить у детей языковое чутье, обучить азам редакторской правки (этот навык поможет им находить недочеты в собственных творческих работах), я третий год веду в школе кружок журналистики. Часть занятий систематически посвящается работе с текстами. Буквально 5-7 минут так называемой лингвистической разминки помогают учащимся заметно углубить знания языковых норм.Особенно эффективны задания, направленные на редакторскую правку текста: Подчеркните в предложениях неправильные конструкции и замените их на нормативные, запишите все возможные варианты правки.Для анализа предлагаются следующие примеры:1. В Москве эпидемия гриппа угрожает в конце января.Дети подчеркивают «в Москве эпидемия… угрожает…». Как варианты нормы они записывают «Москве угрожает» и «в Москве эпидемия начнется…».2. Председатель собрания деликатно намекнул о необходимости соблюдать регламент.Нарушение сочетаемости, плеоназм «деликатно намекнул» заменяется на «деликатно напомнил о необходимости» или «намекнул на необходимость».3. Вопрос не в том, сколько тебе лет, а в том, как ты справляешь свои обязанности.Дети отмечают неверный выбор глагола в языковом клише и заменяют часть предложения с ошибкой на «справляешься с обязанностями». Как второй возможный вариант построения фразы дети записывают «как ты выполняешь свои обязанности».4. Нельзя допустить, чтобы нашими судьбами вершил необразованный человек.Здесь ребята исправляют ошибку во фразеологическом обороте «вершить судьбу». В качестве правильных вариантов они записывают «нашу судьбу вершил» или «нашими судьбами управлял».Другое упражнение: Сравните предложения. Объясните стилистическую правку. Какие лексические и логические ошибки устранил редактор?1. Чемпионы сегодня неузнаваемы, они играют превосходно.1. Сегодня мы узнаем наших чемпионов: они играют превосходно.2. Владелец «москвича» Васечкин оказался на улицах города с неисправными тормозами и поврежденным крылом.2. Васечкин выехал в город на своем «москвиче» с неисправными тормозами и поврежденным крылом.3. Группа инструкторов уделяет постоянное внимание колхозному стаду, после проведенных заседаний коровы стали давать больше молока.3. Группа инструкторов внимательно следит за организацией работ на ферме, в результате удойность коров удалось повысить.Подобные логические нарушения ребята всегда воспринимают с улыбкой, с удовольствием принимают участие в обсуждении, предлагая свои варианты правки.При работе с текстом важно верно подобрать синоним, чтобы не нарушить стилевое единство текста и избежать неоправданного повтора. Практиковаться в этом нам помогают специальные упражнения.Подберите синонимы к словам и словосочетаниям: получатель, послание, человек, отправитель, деловая бумага, название, проверка, ходатайство.Слова для справок: адресант, документ, наименование, письмо, лицо, ревизия, адресат, просьба.Это упражнение также позволяет учащимся вспомнить и сопоставить разные стили речи, в частности, официально-деловую лексику с нейтральной. Умение сопоставлять нейтральную лексику со стилистически окрашенной, подбирать синонимы из разных пластов лексики позволяет ребятам справиться с некоторыми заданиями ГИА, а также написать сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы подразумевает подбор «явлений лексики» для подтверждения высказывания лингвиста Г.Степанова о важной роли лексики в нашей жизни. Овладев навыками выявления выразительных средств в тексте, ученики могут привести в качестве примера-аргумента лексику различных пластов (научный, разговорный, просторечный, официально-деловой и т. д.).Если целенаправленно развивать чувство языка, чувство стиля, умение обращаться с разными типами лексики, то написание сочинения-рассуждения, сочинения на лингвистическую тему, изложения или эссе не вызовет особых трудностей. Поэтому ряд упражнений направлен на работу с такими разделами языка, как лексика и стилистика. Подобрать точное слово, исправить стилистические ошибки, подумать над стилем и лексикой различных писателей – такие упражнения не займут много времени, но отточат стиль и язык журналиста, научат красиво и грамотно строить высказывания и создавать тексты.Подобрать наиболее удачный синоним из ряда, казалось бы, очень близких по смыслу слов, помогает коллективное выполнение следующего задания.Выберите нужное местоимение:1. В пьесе М.Горького «На дне» (каждое, любое, всякое) действующее лицо показано своеобразно.2. Этот малыш собирал (каждый, любой, всякий) хлам.3. Поезд останавливался на (каждой, любой, всякой) станции.4. На (каждого, любого, всякого) мудреца довольно простоты.5. (Каждый, любой, всякий) день приносит свои радости.Тренируясь выбирать наиболее емкое и точное слово, учащиеся расширяют свой активный словарный запас, учатся различать оттенки смысла синонимов, что очень пригодится им при выполнении любых творческих работ, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ.Следующий вид упражнений помогает ребятам избежать ненужных повторов в собственной речи. Предлагается прочесть предложение и заменить либо исключить слова с повторяющимися корнями, близкие по значению или полностью дублирующие друг друга (например, памятные сувениры, народный фольклор и т. д.). Такие упражнения можно давать ученикам 5-11-х классов. Основной принцип подбора материала – смысловая доступность для каждой возрастной группы.Вот пример одного из упражнений на устранение речевой избыточности. Упражнение рассчитано на учащихся 7-9-х классов, хотя может быть предложено и более младшему возрасту, так как не содержит трудных для понимания слов.Выявите различные формы речевой избыточности (плеоназм, тавтология, скрытая тавтология, повторение слов), исправьте предложения.1. В следующем году нам предстоит большая работа по разработке годового плана предстоящей работы. 2. Продолжительность процесса плавки длится несколько часов. 3. Жилые кварталы предполагается развернуть в сторону реки, так что в центре города сохранится существующая сосновая роща. 4. Свои требования истец обосновывает необоснованными основаниями, основанными только на предположениях. 5. Здание будут украшать витражи из цветного литого стекла. 6. В огне пожара 1812 г. погибли все деревянные сооружения монастыря, обгорели и каменные сооружения. 7. Быстрое развитие города историки объясняют тем, что здесь сходились перепутья важных торговых путей.Часто подобная избыточность связана с недостаточным пониманием школьниками используемой лексики. Например, витраж – картина из цветного стекла, эта семантика уже заложена в самом слове и не требует дальнейшего пояснения, которое дается в предложении (5).Конечно, перед нами только несколько примеров упражнений, материала на занятиях гораздо больше. Создавая упражнения для лингвистической разминки, я обращаюсь к школьным и вузовским учебникам по стилистике, широко использую интернет-издания, предлагаю для анализа ошибки из сочинений и изложений самих учеников. Подобная практика дает ребятам возможность лучше прочувствовать структуру русского языка, сделать выводы о языковых нормах на основе выполненной работы. Как известно, правила, самостоятельно выведенные на практике, усваиваются наиболее крепко. Поэтому практическая работа, проводимая в рамках занятий по журналистике, видится мне очень эффективной и перспективной с точки зрения подготовки школьников к ГИА и ЕГЭ. И чрезвычайно важной для овладения родным языком.Что особенно важно, работа кружка дает результаты. Ученики, занимающиеся в «Мастерской журналиста», тесно сотрудничают со школьным изданием. Наша собственная редакция выпустила в свет три номера журнала «Шаги», в которые вошли статьи, написанные ребятами. В последних двух номерах в качестве редактора выступила ученица 8-го класса, которая сама готовила номера к выпуску. Кроме того, наш кружок сотрудничает с окружным молодежным журналом «Город М». В прошлом учебном году мы несколько раз получали задание от редакции газеты «Юго-восточный курьер», и юные журналисты успешно справились с этим заданием. Ученики ходили на интервью, посетили окружную художественную выставку-конкурс, о чем рассказали в статье, а также участвовали в пресс-конференции, посвященной работе Департамента молодежной политики, о чем тоже написали статью. Особым успехом деятельности нашего кружка можно назвать третье место на конкурсе «Юный журналист», проходившем в 2010-2011 учебном году в рамках окружного фестиваля «Одаренные дети».Прим. ред. На сайте «Учительской газеты» в разделе «Методическая кухня» вы найдете другие материалы по теме.Надежда Дагаева-Шейнина – об элективном курсе журналистики: www.ug.ru/method_article/328Людмила Стефанович – пособие для юных журналистов: www.ug. ru/method_article/326​Надежда ДАГАЕВА-ШЕЙНИНА, учитель русского языка и литературы Центра образования №641 имени С.Есенина, Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте